Предпринимателю не нужна дополнительная мотивация, уверен основатель первого финансового прайс-агрегатора в Казахстане Алексей Сидоров.
Первые шаги
Говорят, что лидерами не рождаются, ими становятся. И с этим трудно поспорить. Если человек обладает потрясающей энергетикой, он вряд ли останется незамеченным. Вот и Алексей Сидоров со своей бешеной энергией не смог долго усидеть в кресле переводчика.
С юных лет он отличался от сверстников повышенной любознательностью и тягой к экспериментам, и монотонная скучная работа была явно не для его натуры. В поисках нового профессионального опыта Алексей попадает в известную шведскую компанию Volvo, где оттачивает свои знания и навыки в области маркетинга и продаж. Проработав в автомобильном бизнесе около пяти лет, Алексей получает дополнительное образование в сфере бизнеса – степень Executive MBA в одном из престижных алматинских вузов. Параллельно он поступает на службу в Citibank, где следующие пять лет работает в области корпоративного и инвестиционного банкинга.
После «Ситибанка» Алексей в составе небольшой команды принимает участие в одном из прогрессивных финансовых проектов – «КазИнвестБанк», суть которого заключается в создании современного нишевого банка из маленького малоизвестного учреждения. Именно тогда, являясь руководителем нескольких направлений и получив хороший профессиональный опыт в банковской среде, Алексей Сидоров принял решение заняться предпринимательством и внести на казахстанский рынок нечто новое и инновационное, подняв сектор оказываемых в стране услуг на более высокий уровень.
Перебрав все возможные варианты видов бизнеса, Алексей пришел к выводу, что наиболее приемлемый, актуальный и перспективный бизнес в век динамично развивающихся технологий – это бизнес в интернете.
- В отличие от онлайн-предпринимательства любой офлайн-бизнес имеет одну неприятную особенность – он существенно ограничен в плане масштабирования. В интернете можно развиваться гораздо быстрее без больших инвестиций. Суть такого бизнеса заключается в новых технологиях и идее создания такой услуги, которой может воспользоваться любой человек в любой точке планеты, не выходя из дома. Кроме того, важнейшими преимуществами онлайн-бизнеса являются гораздо больший охват обслуживаемой аудитории и меньшее количество инвестиций, а, следовательно, и рисков.
Через тернии к звездам
В 2008 году Алексей Сидоров совместно с супругой решил начать старт-ап prodengi.kz, совмещая его с основной работой. Суть проекта заключалась в том, чтобы предоставить людям возможность сравнить условия, услуги, критерии нескольких банков сразу и выбрать наиболее оптимальный вариант. Например, при выборе кредита, ипотеки или открытия депозита.
Банковский сектор в Казахстане развивается достаточно быстро: банковские услуги стали неотъемлемой частью нашей жизни – мы оплачиваем счета, открываем депозиты, делаем накопления, берем займы и совершаем десятки самых разных финансовых операций. Для того чтобы взять кредит, заемщикам в лучшем случае приходилось звонить в call-центры банков, самостоятельно узнавать условия кредитования, сравнивать их с другими банками, а в худшем – ходить по отделениям, выстаивать очереди.
Учитывая все неудобства и оценив сервисы в других странах, Алексей пришел к выводу, что создание удобного компактного онлайн-портала, в котором будут представлены сразу все банки и оказываемые ими услуги, значительно облегчит жизнь людей и поможет сделать им правильный выбор. Достаточно долго разрабатывался сайт, подбирался подходящий контент, велись переговоры с банками. Учитывая, что на казахстанском рынке prodengi.kz стал первым прайс-агрегатором, не имеющим аналогов, и, соответственно, потребителю не с чем было сравнивать, Алексей столкнулся сразу с целым рядом проблем.
- Когда ты единственный игрок на рынке и предлагаешь что-то новое, естественно, сначала тебя не воспринимают всерьез. Люди недоверчиво относятся к инновациям, и обычно их первая реакция – это скептицизм. Зачем нужен новый сервис, если раньше прекрасно обходились и без него? Кроме того, в самом начале нашего пути возникали разногласия с потенциальными партнерами – финансовыми институтами, которых мы планировали представить на сайте. Было сложно убедить их в том, что сотрудничество с нами – это, в первую очередь, выгодно им, поскольку потенциальные клиенты могут сравнивать их условия с условиями других банков. На первом этапе практически все банки были категорически против соседства на одном сайте с конкурентами. И только спустя два года нам удалось объяснить им, что такой вид оказываемых услуг уже давно существует во всех прогрессивных странах, – рассказывает Алексей.
За два года упорной работы Алексею не раз приходила навязчивая мысль: бросить все и вернуться в компанию с комфортными условиями, отсутствием постоянно возникающих проблем и нервотрепок. Начать и поддерживать свой, хоть и небольшой, бизнес оказалось не так легко. К тому же у Алексея совершенно не было опыта в предпринимательской деятельности в выбранной нише, так как почти четверть своей жизни он работал в офлайн-компаниях. Периодически возникали трудности с поиском персонала, на разработку конкурентоспособного сайта ушло практически полгода, банки не шли на контакт, проект несколько раз приостанавливался.
Однако все эти камни преткновения не могли вывести Алексея из равновесия. Он четко понимал, что все эти трудности – кратковременные и не такие значительные, чтобы бросать идею на полпути. Тем более, доверившись интуиции и заручившись поддержкой близких и друзей, Алексей чувствовал: проект станет успешным и обязательно обретет популярность. В итоге prodengi.kz был официально запущен в 2010 году как первый финансовый прайс-агрегатор в Казахстане.
- Я всегда стремился стать независимым, поэтому открытие собственного дела стало для меня отправным пунктом, – делится Алексей. – В какой-то момент я пришел к выводу, что хочу нести ответственность только за свои действия, ни от кого не зависеть и быть предоставленным самому себе. Моя семья полностью в этом меня поддержала. Конечно, время от времени очень хотелось все бросить и жить как прежде, но меня останавливала мысль, почему именно я решил начать свой бизнес. В периоды катастрофических неудач я вспоминал о своей конечной цели, своем предназначении и мечтах, и прекрасно понимал, что мои цели были действительно масштабными, и для их осуществления потребуется далеко не один год.
Делай, что тебе нравится, и деньги появятся
Главными секретами успеха любого бизнеса Алексей Сидоров считает способность решать чью-то проблему и любовь к своему делу. По мнению основателя prodengi.kz, идеальному предпринимателю не нужна дополнительная мотивация вести бизнес – его вдохновляет уже сама идея того, что он может стать полезным обществу и сделать жизнь окружающих более комфортной. Если человек занимается любимым делом, у него всегда будут деньги. Это непреложный закон притяжения подобного к подобному.
- Мы создали уникальный сервис, который позволяет людям сэкономить кучу времени, денег и нервов, выбирая подходящий финансовый продукт, сравнивая цены и условия сразу нескольких банков на одной онлайн-платформе. Конечно, есть люди, неприхотливые по натуре, однако по большей части человек предпочитает выбирать наиболее выгодный для себя продукт без переплаты и лишней ответственности. Prodengi.kz позволяет удовлетворить запросы самых придирчивых клиентов абсолютно безвозмездно. Для посетителей нашего портала все услуги предоставляются бесплатно. Мы помогаем выбрать наиболее выгодные услуги финансовых институтов, кредитные и дебетные карты, депозиты, курсы обмена валют и многое другое в режиме онлайн. За несколько лет нам удалось создать активно посещаемую площадку с интересным познавательным контентом и набрать хорошую аудиторию – около 400 тысяч посетителей в месяц. Все это привлекает рекламодателей, поэтому наш основной источник дохода идет именно от размещения рекламы на нашем сайте, – поясняет собеседник atameken.info.
Одним из главных показателей успешности компании является появление конкурентов, которые полностью перенимают модель ведения бизнеса, алгоритм стартовых действий и даже имидж компании-первопроходца. Наличие конкуренции оказывает положительное влияние на развитие внутреннего рынка и предоставляет потенциальным потребителям право выбора продукта. Кроме того, когда на рынке присутствуют серьезные игроки, то очевидно, какая из компаний лучшая и предоставляет более качественный продукт или услугу. Вот и у портала prodengi.kz уже спустя пару лет успешного функционирования и долгой кропотливой работы стали появляться первые конкуренты, которые полностью копировали всю модель бизнеса первого финансового агрегатора. Многие из них исчезали так же внезапно, как и появлялись, некоторые смогли продержаться несколько лет, пара проектов готовится уже сейчас, и совсем скоро они запустятся.
- Мы спокойно относимся к появлению конкурентов, – заявил Алексей Сидоров. – Более того, мы предпочитаем относиться к новым компаниям в подобной предпринимательской нише, скорее, как к единомышленникам, а как к врагам. За пять лет своего существования prodengi.kz наработал хорошую базу постоянных клиентов, наше имя на слуху, нас знают и нам доверяют. За все это время я могу назвать только одного по-настоящему серьезного соперника – Yandex.услуги, который появился около 4 лет назад. В прошлом году этот проект закрылся, поэтому сейчас я могу уверенно заявить, что в Казахстане нет аналогов финансовому прайс-агрегатору prodengi.kz.
Основатель портала серьезно относится к подбору персонала и подчеркивает, что правильно подобранные сотрудники – верный показатель процветающего бизнеса. Когда группа людей имеет одну мечту и их зажигают одни и те же идеи, они обречены на успех. Яркий пример prodengi.kz в очередной раз подтверждает эту теорию.
- Когда я начинал этот проект, в моей команде было всего три человека: я, моя супруга и фрилансер-программист. Я оставил свою основную работу в банке только тогда, когда мой бизнес стал приносить доход, и ему потребовалось уделять большее количество времени и усилий. На сегодня команда портала prodengi.kz насчитывает около 15 человек, и большинство из них работают с самого основания проекта. Это открытые, энергичные и дружелюбные люди, которые по-настоящему получают удовольствие от своей работы. В нашем офисе всегда царит легкая, непринужденная атмосфера, которая позволяет работать быстрее и продуктивнее. Уверенно могу сказать, что моя команда – лучшая. Мы стали работать практически сразу после финансового кризиса, прошли долгий и тернистый путь, столкнулись с множеством проблем, и только благодаря нашей сплоченности существуем до сих пор. Бытует мнение, что бизнес в интернете можно построить одному. Я считаю это серьезным заблуждением, так как нельзя построить успешный проект без правильно подобранных людей.
Сегодня прайс-агрегатор prodengi.kz – это не просто финансовый портал, это узнаваемый бренд, в планах которого – развиваться и расширяться не только в Казахстане, но и за его пределами. По словам основателя проекта Алексея Сидорова, людям свойственно экономить, и было бы глупо не предоставить им такую возможность. Посещаемость сайта быстро растет, и это еще раз доказывает качество и необходимость подобного финансового сервиса в нашей стране.
Адель Нуреева