/img/tv1.svg
RU KZ
Мачей Ланг: «Для многих польских компаний Казахстан - один из основных рынков сбыта»

Мачей Ланг: «Для многих польских компаний Казахстан - один из основных рынков сбыта»

В понедельник начинается государственный визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Польшу.

09:32 21 Август 2016 5673

Мачей Ланг: «Для многих польских компаний Казахстан -  один из основных рынков сбыта»

Автор:

Кульпаш Конырова

В преддверие визита, более подробно о перспективах казахстанско – польского сотрудничества в интервью порталу abctv.kz рассказал Чрезвычайный и Полномочный посол Польши в Астане  Мачей Ланг (Maciej Lang).

-  Господин посол, каковы, на Ваш взгляд, перспективные направления сотрудничества между нашими странами?

- Польша является одним из основных европейских торговых партнеров Казахстана, а Казахстан для Польши является страной с большим экспортным потенциалом.  Для многих польских компаний ваша республика -  один из основных рынков сбыта.

Если обратиться к официальной статистике, то основными товарами польского импорта являются механические и электрические машины, оборудование и механизмы, плодоовощные и пищевые продукты, гигиенические и косметические средства, лекарства, пластмассы, каучук, резина и изделия из них.

Экспорт из Казахстана в Польшу включает в себя зерно, природный газ и производные из него, нефтепродукты, продукцию химической промышленности, семена.

Что касается вашего вопроса о наиболее перспективных направлениях для взаимовыгодного сотрудничества, то это: горнодобывающий сектор (поставка оборудования), машиностроение, логистика, транспорт, агропромышленный комплекс, энергетика, оборонная и фармацевтическая промышленность.  Есть предложения по использованию нефтяного терминала в Гданьске для экспорта и транзита казахстанской нефти.

Кроме этого, новые возможности  открываются в сфере охраны окружающей среды. В этом плане интересной представляется нам казахстанская программа партнерства «Зеленый мост», которая предполагает обеспечение экономического роста путем применения «зеленых технологий».

Это отличная платформа для сотрудничества казахстанской стороны с польскими предпринимателями, лауреатами правительственной программы «GreenEvo».

Еще одно важное направление, которое также родилось по инициативе Казахстана, это Международная специализированная выставка «Астана ЭКСПО-2017».

Как Вы знаете, Польша поддержала инициативу Казахстана в проведении данной выставки и готова помочь и в ее организации. Наши компании готовы поделиться своим опытом зеленых технологий, и про-экологических решений.

Помимо этого, Польша заинтересована не только в увеличении своего присутствия на вашем рынке, а также в привлечении казахстанских бизнесменов в польскую экономику.

У нас уже есть примеры портфельных инвестиций некоторых казахстанских компаний на Варшавской фондовой бирже. И мы надеемся, что одна из крупнейших фондовых бирж Центральной и Восточной Европы сможет привлечь и другие компании вашей страны. В частности, они могут воспользоваться ее финансовыми инструментами, в том числе, замещением своих акций на Варшавской фондовой бирже.

-  Как известно, Польша преуспела в разработке «чистых» технологий по переработке угля. А угольная генерация, как известно, в Казахстане занимает львиную долю. Будет ли задействовано это направление сотрудничества?

- Как я уже сказал выше, Польша приняла решение об участии в «Астана-ЭКСПО -  2017». И тематика нашей экспозиции соответствует девизу выставки   -  «Энергия будущего».

В нашем павильоне посетители выставки смогу воочию увидеть и познакомиться с достижениями и разработками польских специалистов в области чистых угольных технологий, в частности, по улавливанию, складированию и утилизации CO2.

Мы знаем, что «чистые» угольные технологии особенно интересны и актуальны для Казахстана, где огромные запасы угля. В Польше эти технологии применяются уже на этапе добычи сырья.

И наши компании готовы с удовольствием поделиться с казахстанской стороной. Это направление может стать один из самых выгодных и взаимополезных.

Мы также представим наши технологии получения энергии из биомассы и отходов растительного и животного происхождения. Особое внимание будет уделено теме ревитализацию (возрождению) постпромышленных территорий.

-  Как известно, Польша занимает первое место по экспорту картофеля, клубники и яблок (в том числе в Казахстан). В чем секрет такого успеха в сельском хозяйстве? Говорят, что дело в том, что в Польше сохранили частную собственность на землю? Вопрос этот актуален для Казахстана. Могут ли у Вас иностранцы взять землю в долгосрочную аренду?

- Польша (после Испании и Италии) входит в тройку крупнейших производителей плодоовощной продукции в ЕвроСоюзе.

Так, каждое четвертое яблоко и каждая четвертая вишня, выращенные в ЕС, польского «происхождения».  Мы на втором месте производству клубники и огурцов после Испании.

Такие достижения объясняются тем, что сельскохозяйственная земля у нас является ценным ресурсом. Ведь от ее надлежащего использования зависит продовольственная безопасность граждан.

Поэтому государство заботиться о правильном использовании сельскохозяйственных земель. Так, новый закон «О сельскохозяйственном укладе» позволяет покупать землю только тем, кто ведет сельскохозяйственную деятельность на территории страны, как минимум, в течение 5 лет.

Кроме этого, он ограничивает  возможность наличия в одних руках более чем 300 га земли. Согласно закону,  право продажи сельскохозяйственных земель фермерам принадлежит Агентству сельскохозяйственной недвижимости.

- Господин посол, я помню, что в советское время в СССР очень была популярна польская косметика и крема. Как сегодня обстоят дела в косметологии польской?

- Да, так действительно было в Советское время. Производство косметики – это польская национальная специализация. Сегодня стоимость косметического рынка Польши оценивается на сумму более 3 млрд. EUR, а прибыль от экспорта польской декоративной косметики и препаратов для ухода за волосами, телом и лицом, за первую декаду XXI века выросла на 25%.

Свыше 50% польской косметики уходит на экспорт. Польша занимает шестое место по объемам производства и экспорта этой позиции в ЕвроСоюзе. Сегодня наши компании, занимающиеся производством косметики, делают упор на инновационность.

Напомню, что в  Польше  чтят традиции первого Краковского завода Елены Рубинштейн. В польском городе Лодзь создана косметическая империя Max Factor, основанная Максимилианом Факторовичем.

Для многих казахстанцев и не только, надпись «Made in Poland» на косметической упаковке является гарантией продукта на мировом уровне. Кстати, Польша является одной из двух стран Евросоюза, где косметология преподается в высших учебных заведениях.

В настоящее время в стране действует около 600 польских косметических компаний, в которых в среднем 25% работников задействовано для проведения лабораторных исследований и совершенствования технологических процессов.

Сегодня польская косметика поставляется в 159 стран мира. Эта продукция занимает около 5% всего польского экспорта в Казахстан. Наверняка казахстанцы смогли оценить продукцию таких польских фирм, как Эвелин (Eveline), Фармона (Farmona), Доктор Ирена Ирис (Dr Irena Eris) , Свит (Świt) и так далее.

Как видите, спектр направлений для расширения сотрудничества достаточно широк. И, мы уверены, что предстоящая встреча на высшем уровне в Варшаве, станет новым импульсом для дальнейшего развития казахстанско- польского сотрудничества.

Кульпаш Конырова