Мадам Баттерфляй – жертва потери национальной идентичности?

Алексей Банцикин Алексей Банцикин
7510

Оригинальную концепцию бессмертного произведения Джакомо Пуччини предложил итальянский режиссер Лоренцо Амато.

Мадам Баттерфляй – жертва потери национальной идентичности? Фото: yvision.kz

Новая трактовка будет представлена вниманию зрителей на сцене "Астана-Опера".

- Это одна из величайших опер, которая была написана во все времена… Есть разные концепции этой оперы. Самое главное, что нас привлекло – режиссерская концепция. Пятнадцатилетняя японка забывает свой народ, свои обычаи, свою религию и по любви выходит замуж за американского гражданина, – так, выступая на пресс-конференции, посвященной премьере спектакля, описал главный конфликт драмы директор Государственного театра оперы и балета "Астана Опера" Толеубек Альпиев.

Надо сказать, что весьма нетривиальная трактовка Пуччини перекликается с тематикой недавней общественной дискуссии в социальных сетях. Вопрос "ведет ли брак с иностранцем к потери национальной идентичности" долго обсуждался пользователями сети Facebook. Злоключения японской гейши, казалось бы, служат ярчайшим тому примером. Однако тем и ценен гений, что он перешагивает рамки любых границ, в том числе и национальной ограниченности.

- Сюжетом для оперы послужила пьеса "Гейша" известного американского драматурга Давида Беласко, созданная на основе повести Лютера Лонга. Трагическая судьба юной гейши, описанная Беласко, произвела сильное впечатление на композитораАмериканский морской офицер Пинкертон, соблазнитель юной японки, сыгравший спектакль бракосочетания, так как в США их брак не имеет законной силы, и, позже, женившийся на другой – самый отрицательный персонаж оперы Пуччини, и композитор не зря рисует его черными красками, - посвятил журналистов в свой замысел режиссер-постановщик Лоренцо Асато. – Моей задачей было проследить то, как контрасты межкультурных различий влияют на человеческую судьбу.

Тема взаимодействия двух цивилизаций, двух культур и двух морально-нравственных систем отнюдь не случайна в творчестве Асато, учитывая серьезный кризис идеологии "мультикультурализма", который сегодня переживает Европа. Впрочем, создатели спектакля поспешили заверить публику, что все политические аллюзии, вытекающие из контрадикции "США-Азия", изначально некорректны, и драму нужно понимать лишь как историю любви.

Оригинальная трактовка включает в себя и иное художественное решение. Известный итальянский художник-сценограф Эцио Фриджерио предупредил зрителей, что они не увидят столь роскошных декораций, как в недавней постановке "Травиатты", "Тоски" и "Аиды".

- Место действия оперы – нищие хижины Японии конца XIX века и море. Художественное решение оформления сцены служит только одной цели – подчеркнуть драматический накал спектакля, внутренний трагизм оперы Пуччини, - поясняет художник.

Тем не менее Эцио Фриджерио остался верен себе: эффекты 3D, являющиеся частью его авторского стиля, все также эффектны. Концепция сценического пространства содержит и новаторские решения: 18-метровый бассейн–озеро, вмещающий восемь кубометров воды, создаст полное впечатление океанской глубины.

- Если в других театрах мира декорации этого спектакля показывали лишь часть дома главной героини, часть озера и пейзажи природы, то в "Астана Опера" будут представлены уникальные полномасштабные конструкции, которых не видели зрители на сцене ни одного другого театра в мире, - пояснили журналистам.

По словам художника по костюмам Франки Скуарчапино, работа над спектаклем потребовала немало времени и средств.

- Для артистов оперы были сшиты более ста костюмов в цехах "Астана Опера". Каждый из них – произведение искусства. Очень много времени занял поиск нужных тканей, – поделился подробностями Толеубек Альпиев.

Костюмы всех японских персонажей воссозданы во всей массе исторических подробностей. Некоторые детали пришлось изучать по старинным гравюрам. Немалую помощь театру оказала супруга Посла Японии в Казахстане, госпожа Джунко Камохара, безвозмездно предоставившая полный набор кимоно для главной героини и ее спутниц.

Но главным в спектакле, безусловно, остается музыка Дж.Пуччини. Опера, написанная им, является отражением поиска нового музыкального направления. На подмостках оперы второй половины XIX века царствовал "веризм", основоположниками которого стали итальянец Джузеппе Верди и француз Жорж Бизе. Они первыми нарушили традиции и выдвинули на авансцену оперного искусства не романтичных Лоэнгринов и Корсаров, а своих современников, с их бытом и страстями. Однако трактовка сюжетов в операх последующих "веристов" нередко приобретала мелодраматический характер. Желая показать повседневную жизнь "без прикрас", веристы часто подменяли реалистическое воспроизведение действительности "фотографированием" ее. И это приводило к измельчанию характеров, а, подчас — к поверхностной иллюстративности музыки, к натурализму.

Неудовлетворенность устоявшимися канонами толкала Джакомо Пуччини к поиску новых средств выражения. Увидеть подлинно античную трагедию в жизни современника – таким творческим кредо руководствовался композитор.

 - Мадам Баттерфляй" - это вершина среднего периода творчества Дж.Пуччини. Это композитор, который внес новую линию в музыкальном материале и огромную роль играет оркестр, огромную роль играет драматизм и музыкальный материал. Поэтому мы не стали долго искать - кто будет сценаристом, кто будет художником по костюмам. Мы вызвали людей, с кем уже прошли те спектакли, которые уже имели огромный успех и сделали славу нашей оперы. Это, конечно же, выдающийся сценограф Эцио Фриджерио, художник по костюмам Франка Скуарчапино, - подчеркнул Толеубек Альпиев.

Главные партии спектакля ведут Заслуженная артистка РК  Жаннат Бактай и Заслуженный деятель РК Айгуль Ниязова (Мадам Баттерфляй). В роли возлюбленного героини – лейтенанта американского флота Бенджамина Франклина Пикертона – выступят тенор, звезда итальянской оперной сцены Фабио Армилиато (Италия), а также заслуженный деятель РК Медет Чотабаев.

Дина Хамзина и Гульжанат Сапакова исполнят партию служанки Баттерфляй – Сузуки. А за дирижерский пульт вновь встанет Главный дирижер театра "Астана Опера", заслуженный деятель Казахстана Алан Бурибаев.

Алексей Банцикин

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться