/img/tv1.svg
RU KZ
Магазины от Цукерберга. Что, если они появятся в Казахстане?

Магазины от Цукерберга. Что, если они появятся в Казахстане?

Основатель Facebook, американский миллиардер Марк Цукерберг анонсировал открытие бесплатных онлайн-магазинов для малого и среднего бизнеса.

09:36 21 Май 2020 12396

Магазины от Цукерберга. Что, если они появятся в Казахстане?

Автор:

Айгуль Тулекбаева

Фото: rbc.ru

«Основная идея заключается в том, что любой малый бизнес легко может открыть магазин, чтобы продавать вещи прямо через наши приложения (Facebook и Instagram)», – написал он на своей странице.

По его словам, это стало своего рода ответом на экономические последствия от Covid-19, когда наибольший финансовый удар от пандемии получил МСБ.

Продажи можно будет делать в режиме реального времени, используя для общения с клиентами такие мессенджеры, как Messenger и WhatsApp.

Известно, что в США Facebook Shops уже заработали. Instagram Shop запустят этим летом.

Что, если такие магазины откроются и в нашей стране, как это отразится на рынке, корреспондент inbusiness.kz поинтересовался у экспертов.

По мнению главы Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константина Горожанкина, как быстро это дойдет до Казахстана – это вопрос, потому что многие новшества задерживаются в Америке и к нам не приходят.

«Я думаю, мы узнаем об этом в ближайшие дни. То, что делает Цукерберг, однозначно повлияет на рынок, потому что большое число людей, которые не в состоянии сделать себе интернет-магазины, торгуют в Instagram. И выглядит это так: они выставляют товары, покупатели им звонят и договариваются о покупке. Цукерберг теперь решил это все монетизировать и сделать удобный интернет-магазин внутри Facebook и Instagram. Как это может отразиться на торговле? Число мелких интернет-торговцев резко увеличится, потому что на карантине люди понимают, что надо как-то зарабатывать деньги, раз государство не дает выходить на улицу, то, значит, они будут зарабатывать через Интернет», – говорит он.

По его словам, это было бы хорошим подспорьем для малого бизнеса.

«Наши большие маркетплейсы типа Flip.kz, Lamoda, Kaspi не принимают их товары, потому что они очень маленькие (по объему продаж) для них и не могут обеспечить должного качества. Эти люди торгуют на Olx.kz, Satu.kz, market.kz, и думаю, что магазины от Цукерберга могут стать их главными конкурентами. Это на каком-то этапе может привести к уходу этих маркетплейсов с рынка, потому что появится сильный игрок. Конечно, тут все зависит от того, как он выстроит этот магазин, насколько он будет удобен пользователям. Но подозреваю, что он все сделает правильно и будет уделять ему должное внимание», – говорит он.

Позитивный тренд в создании магазинов в приложениях крупных соцсетей видит директор департамента E-commerce АО «Центр развития торговой политики QazTrade» Мира Жанабергенова

«Новшество компании станет толчком к развитию онлайн-торговли, что особенно актуально в период пандемии коронавируса, когда многим предприятиям пришлось переориентировать свой бизнес и перейти на онлайн-площадки», – считает она.

По ее данным, сегодня в Казахстане действуют более 2 тыс. интернет-магазинов. Объем рынка электронной торговли Казахстана только за 2019 год увеличился в 1,8 раза и превысил 700 млрд тенге. В 2019 году количество активных покупателей выросло на 72% и составило 3,2 млн человек. В 2018 году – 2,3 млн человек.

«Это говорит о существенном потенциале роста. Тем самым инструмент, вводимый Facebook, позволил бы нашим МСБ быстрее адаптироваться к новым реалиям и придать дополнительный импульс развитию электронной торговли в Казахстане», – говорит Мира Жанабергенова.

Президент Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров считает Facebook политизированным в Казахстане, а потому непривлекательным для покупок. А вот в Instagram торговля давно уже идет, и неплохо.

«С другой стороны, такая площадка позволит легализовать торговые точки для владельцев магазинов, кто еще торгует «в черную», без налогов», – говорит он.

Он отмечает, что Instagram является зарубежной площадкой и там очень много регистрируется случаев мошенничества. Поэтому доверия больше местным игрокам.

«На рынке онлайн-торговли появление еще одного направления отразится только в незначительной части увеличения объемов продаж. Владельцы онлайн-магазинов больше расходуют средств в социальных сетях на рекламу, чем получают доход. Не следует забывать, что Казахстан слишком маленькая страна по численности населения, чтобы вызывать большой интерес для мировых игроков онлайн-торговли. Но в то же время наша страна привлекает большой платежеспособностью населения как местных участников, так и зарубежных. Т. е. наша страна – это «палка о двух концах», когда, с одной стороны, нас очень мало, а с другой, мы хорошо оплачиваем свои покупки», – говорит он.

Сколько Facebook получает за продвижение товаров/услуг от казахстанцев? Ведь магазины, скорее всего, будут платить ей ту же рекламу. Такими данными эксперты не располагают.

«К сожалению, в публичной сфере таких данных нет. Только если сама компания не сообщит об этом. Все остальные данные относятся к категории предположений и оценочных мнений», – говорит Шавкат Сабиров.

По словам Константина Горожанкина, правительству следует быть в курсе такой отчетности от Google и Facebook.

«Разные правительства по-разному решают этот вопрос. Некоторые требуют, чтобы они открывали представительства в этих странах и платили налог, некоторые – просто регистрацию и уплату налогов, как это сделано в Узбекистане. Пока Казахстан не примется за это дело основательно, мы будем в неведении этой статистики», – говорит он.

Айгуль Тулекбаева

Шеринг ради села: сотовые операторы Казахстана договорились о совместном использовании сетей в рамках проекта «250+»

02 Октябрь 2020 14:39 2926

Это позволит обеспечить Интернетом жителей 1000 сел в РК.

Сегодня руководители трех мобильных операторов республики – ТОО «Мобайл Телеком-Сервис», АО «Кселл» и ТОО «Кар-тел» – подписали договор о совместном использовании сетей в рамках проекта «250+». Благодаря сотрудничеству доступ к сетям всех мобильных операторов получат жители в почти 1000 сельских населенных пунктах страны с общим населением 600 тыс. человек, где будет реализован данный проект.

Программа «250+» – это первый инфраструктурный проект республиканского масштаба с участием всех трех операторов мобильной связи Казахстана. В его рамках предполагается создание инфраструктуры для доступа к высокоскоростному Интернету в селах с численностью жителей 250 и более человек, преимущественно на базе подключений к оптоволоконным линиям, прокладываемым АО «Казахтелеком».

Каждый из трех операторов будет разворачивать сеть собственных базовых станций, которые покроют территории сел широкополосным доступом. Меморандум о реализации этой программы был подписан в феврале текущего года, тогда же была согласована стратегия совместного строительства и использования сети.

Отметим, что стратегия изначально предполагала предоставление равных возможностей по доступу к сети абонентов других операторов. Поскольку за каждой из трех сотовых компаний будут закреплены села в различных регионах, где представлены абоненты всех трех операторов, то для обеспечения равного доступа сельчан к сети конкурирующие между собой компании договорились использовать модель шеринга – экономической модели, основанной на коллективном использовании и взаимном обмене ресурсами.

По словам председателя правления АО «Казахтелеком» Куанышбека Есекеева, подписанный сегодня договор демонстрирует готовность рынка к комплексному и партнерскому подходу в решении задачи обеспечения мобильной связью и Интернетом населения нашей республики.

«С учетом широкой географии страны, отдаленности расположения населенных пунктов и их малочисленности только такой сбалансированный и экономически разумный пакет мер позволит в короткие сроки с высокой эффективностью реализовать данный проект. Более того, экономический и финансовый эффект от синергии усилий трех операторов мобильной связи в рамках программы «250+» может стать основой для применения этого опыта в рамках других проектов, как социальных, так и коммерческих», – подчеркнул глава АО «Казахтелеком».

Таким образом, подписание договора о совместном использовании сетей даст сельским жителям возможность получать услуги мобильных операторов на конкурентных условиях и индивидуально выбирать поставщика услуг.

«Совместное использование сети подразумевает коллективную эксплуатацию инфраструктуры и частотных ресурсов. Другими словами, базовая станция, установленная Tele2/Altel, будет обслуживать абонентов и других операторов. Каждый житель села, подключенного по программе «250+», сможет пользоваться услугами любого оператора связи в стране вне зависимости от того, кто именно построит в данном конкретном селе базовую станцию», – пояснил генеральный директор ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» Роман Володин.

При этом проект «250+» является социально направленным, срок его окупаемости достаточно велик и оценивается в более чем 35 лет. Это связано с высокими капитальными затратами на строительство, потребностью в постоянных операционных расходах на обслуживание, электроэнергию, трансмиссию и пользование сетью, а также низкой плотностью населения в сельских населенных пунктах. И без кооперации за счет применения механизма шеринга, а также без особых налоговых условий, которые предполагает ввести государство, он был бы экономически неосуществим с точки зрения достижения конечной цели – предоставить жителям сельских населенных пунктов равные цифровые возможности с жителями городов.

Благодаря реализации проекта жители почти 1000 сел республики получат возможность пользоваться цифровыми госуслугами, будут иметь доступ к дистанционному обучению, а также смогут использовать мобильную связь для вызова экстренных служб. Кроме того, проникновение высокоскоростного Интернета в сельскую местность окажет позитивный эффект на экономическое развитие казахстанского села, став триггером для развития мобильных финансовых услуг и электронной коммерции в регионах, а также для применения технологий IoT (Интернета вещей) в сельском хозяйстве.

В свою очередь, как отметил в ходе церемонии подписания договора вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Дарын Туяков, проект совместного использования радиочастот и инфраструктуры будет способствовать дальнейшему развитию казахстанского рынка, стимулируя появление инновационных видов сервиса и повышая их доступность для более широких слоев населения.

«Мировой практический опыт показывает, что решения совместного использования инфраструктуры сети способствуют повышению эффективности в любых рыночных условиях, чем объясняется быстрое распространение подобной практики. Такие методы применяются во многих странах мира, например в Великобритании, Швеции, Франции. Повышение доступности Интернета в селах является основой обеспечения прав граждан на получение услуг связи в различных регионах страны», – сказал вице-министр.

Напомним, «Казахтелеком» реализует проект по обеспечению широкополосным доступом сельских населенных пунктов по технологии волоконно-оптических линий связи, который нацелен на ускорение технологической модернизации экономики, а также обеспечение повсеместного доступа к оптоволоконной инфраструктуре и устранение цифрового неравенства. Благодаря проекту будет обеспечен доступ к высокоскоростному Интернету почти 2,5 млн жителей отдаленных сел страны.

Майра Медеубаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Несвободный Интернет

29 Сентябрь 2020 09:31 4275

Казахстан скатился в рейтинге стран мира по уровню свободы Интернета до 50-го места, значительно уступая Кыргызстану и шагая в ногу с Россией.

Каждый год организация Freedom House публикует исследование и сопровождающий его рейтинг о состоянии свободы Интернета в странах мира. Рейтинг оценивает степень свободы печатных, вещательных и онлайн-средствах массовой информации, сообщает портал ranking.kz.

На первом месте по уровню свободы Интернета расположилась Исландия. В топ-5 стран также вошли Эстония, Канада, Германия и Австралия. В общей сложности в рейтинге участвуют 65 стран.

Тем временем Казахстан и Судан показали наихудшие показатели в плане снижения уровня в рейтинге. Так, по итогам 2019 года Казахстан опустился до 50-го места (годом ранее – 46-е место), расположившись между Таиландом и Россией. Опережают РК в этом рейтинге Беларусь (48-е место), Азербайджан (45-е место), Кыргызстан (25-е место) и другие.

На оценку в рейтинге влияют следующие показатели:

  • препятствие для доступа в Интернет (инфраструктурные и экономические барьеры для доступа, юридический контроль и контроль прав собственности интернет-провайдеров, а также независимость регулирующих органов);
  • ограничения в отношении контента (блокирование сайтов и контента, цензура);
  • нарушение прав пользователя (слежение за онлайн-деятельностью, конфиденциальность и последствия для онлайн-выступлений).

В целом в рейтинге выделены три условные группы: «свободный», «частично свободный» и «несвободный» Интернет. Казахстан вошел в группу с несвободным Интернетом.

Аналитики Freedom House утверждают, что уровень свободы Интернета ухудшается девятый год. Также они добавили, что органы государственной власти по всему миру все чаще применяют технологии как инструмент цифрового авторитаризма, используя социальные сети для манипулирования и контроля над своими гражданами.

К сентябрю текущего года в стране насчитывается 15,3 млн абонентов сотовой связи, имеющих доступ к Интернету, – на 1,4% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (15,1 млн абонентов). В последние пять лет количество абонентов мобильного Интернета растет в среднем на 7,7% за год.

Количество абонентов фиксированного Интернета снизилось на 1,2% за год, до 2,5 млн единиц.


Подпишитесь на наш канал Telegram!