Магазины у дома потребовали убрать мониторинговые группы

4411

Малый бизнес считает, что в Усть-Каменогорске мониторинговые группы лоббируют интересы крупных супермаркетов.

Магазины у дома потребовали убрать мониторинговые группы

Действительно ли исполнительные и представительные власти Усть-Каменогорска в цепочке формирования цен на социально значимые продукты питания делают крайними небольшие магазины у дома, какие нюансы были упущены мониторинговыми группами и почему предприниматели вынуждены проводить флешмобы, выяснял на inbusiness.kz.

О чем говорит малый бизнес?

"Не разобравшись в нюансах, какие именно продукты питания считаются социально значимыми, мониторинговые группы подали неверную информацию в маслихат города", – рассказывают предприниматели, выступая в Палате предпринимателей ВКО.

Они отмечают, что на днях по республиканскому телеканалу вышел сюжет, в котором владельцев магазинов у дома в Усть-Каменогорске назвали спекулянтами. Малый бизнес обиделся на депутатов маслихата и акимат, заявив, что якобы они лоббируют интересы крупного бизнеса в лице крупных супермаркетов, где мониторинговые группы якобы не ведут такие проверки на предмет сдерживания цен. После чего глава Восточно-Казахстанского областного филиала республиканской Ассоциации торговых предприятий Владимир Бердник от имени владельцев всех магазинчиков потребовал убрать от них мониторинговые группы.

"У нас с февраля конфликт, и нам никто не может помочь", – заявил он.

Как утверждают предприниматели магазинов у дома, мониторинговые группы не проверяют крупные супермаркеты.

"В супермаркетах поставили маленькие полочки с социально значимыми продуктами питания. Например, рис второго сорта, фактически сечку, продают как рис первого сорта. А маслихат их не проверяет", – заявили предприниматели.

Они также отмечают, товары в супермаркеты привозят уже со скидкой, потому что они закупают их большими партиями.

Тогда как представители малого бизнеса, владеющие небольшими магазинчиками у дома, еле выживают под прессом контролирующих групп.

Флешмоб и в чем его причины

Перед встречей с представителями акимата, коммунальных служб на площадке Палаты предпринимателей ВКО около 50 владельцев магазинов у дома провели флешмоб, где рассказали о своем сложном экономическом состоянии. В частности, по словам предпринимателей, "их заставляют сдерживать рост цен на социально значимые товары, но финансовое бремя у них и так сложное, включая высокие тарифы на коммунальные услуги и понижение порога при постановке на учет как плательщиков НДС".

"Есть причины, почему люди выходят на флешмобы. Претензии малого и микробизнеса обоснованы, – считает директор Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев. – Уже стали забывать о пандемии, но новые геополитические проблемы возникают. Мы должны выстроить работу, чтобы никому не мешать работать и все были бы довольны, создавали новые рабочие места".

Общественник Роман Честных, отметив, что фактическая инфляция в стране выше официальной, заявил о необходимости разобраться с причинами роста цен "по всей цепочке", от производителей продуктов питания до крупных поставщиков, а не только "долбать" последнее ее звено – магазины у дома.

Не нашли взаимопонимания

"С начала года в стране после известных событий цены начали расти, и правительство приняло меры, чтобы рост цен остановился на социально значимые продукты, – объясняет Владимир Бердник.

По его словам, первый звонок прозвенел в Алматы, когда стали ходить и магазины штрафовать.

"Члены Ассоциации торговых предприятий РК, которую я здесь представляю, решили: чтобы в ВКО не было конфликта между властью и бизнесом, мы пошли на диалог с депутатами, отделом предпринимательства акимата Усть-Каменогорска, хотели договориться с ними, чтобы заключить меморандум о тех ценах, где будет цена продажи магазина", – говорит г-н Бердник.

Он также рассказал, что несколько позже на онлайн-встрече, которую организовал секретарь гормаслихата Светаш Александр с представителями комитетов местного самоуправления (КМС), были объявлены цены на социально значимые продукты питания и мониторинговые группы должны были обойти все магазины и раздать предпринимателям эти прайсы.

После долгих переговоров с акиматом города приложение по ценам к меморандуму так и не было никем подписано. Предприниматели отказались подписывать сам меморандум, а мониторинговые группы во главе с депутатами продолжили проверку магазинчиков.

Нюансы не учли

"Теперь создается негативное представление у населения о нас. Люди приходят и говорят, мол, по телевизору депутаты сказали, что молоко должно стоить 500 тенге за литр, а вы продаете по 600 тенге. Но социальное молоко идет только в мягкой упаковке! А покупатели требуют, чтобы такая цена была за молоко в тетрапаке. Люди требуют, чтобы была та цена на крупы, например, которая указана в прайсе, но в социально значимые продукты питания входит только весовой товар. Этого вот депутаты населению не объяснили", – говорит г-н Бердник.

К примеру, по словам предпринимателей, в социально значимые продукты питания входит замороженная "бедровая часть курицы", которая должна продаваться по 950 тенге за килограмм. Мониторинговые группы, увидев на прилавках охлажденные бедра кур по 1350 тенге за килограмм, стали сильно возмущаться. А на самом деле это уже совсем другой вид товара, который не относится к перечню социально значимых продуктов.

В законе нет разграничений

Между тем заместитель акима Усть-Каменогорска Арман Искаков напомнил, что законодательство РК обязывает предпринимателей, которые реализуют социально значимые продукты питания в количестве 19 наименований, выдерживать определенные надбавки – в 15%. При этом в законе нет разграничений по торговой надбавке для супермаркетов и маленьких магазинов.

Он подтвердил, что из 900 городских магазинчиков у дома в Усть-Каменогорске 750 требования исполняют. По словам Армана Искакова, работа по контролю за ценами идет и среди крупных поставщиков, причем годами.

"У нас есть заявки в антимонопольный комитет по проверке таких субъектов, по ним решение принималось не в пользу производителей, – заверил Арман Искаков. – До февраля 2022 года вопросы по вашей деятельности никто не поднимал. Говорить, что работу начали "с хвоста", не очень правильно. Открыто говорю, что можем все встретиться в акимате, пригласить любого крупного производителя и поставщика. Любой супермаркет можем пригласить. И проведем любую аналитику, какая идет цена от поставщика, от производителя, как цена формируется в супермаркете и как у вас. С легкостью можем посмотреть, как отчитывается производитель, супермаркет, магазин у дома. Можем проанализировать в течение трех дней и снова с вами собраться".

Между тем владельцы магазинов у дома посетовали, что производители и поставщики подняли цены на продукты питания. В последнее время подорожали сахар и "молочка". Маленькие магазины стараются держать накрутку в 15%, но, как утверждает Владимир Бердник, рентабельность любого магазина обеспечивается только при накрутке в 30%.

Но, по словам Армана Искакова, городской акимат и здесь ищет решение. Чиновник заметил, что в настоящее время ведется проработка вопросов по увеличению социальных отделов СПК "Ертыс", по увеличению торговых площадей и перечня реализуемой продукции.

Ольга Ушакова