Несмотря на договоренность о передаче к 1 июля группе Лакшми Миттала прав собственности на комбинат ILVA, кабинет министров отсрочил окончание сделки до 15 сентября текущего года, желая получить от покупателя "больше гарантий, больше занятости, более лучшей экологии".
Чтобы производитель стали №1 был сговорчивей, по просьбе министра экономического развития Луиджи Ди Майо, Управлению по борьбе с коррупцией (ANAC) было предложено открыть расследование, чтобы проверить, насколько законно был проведен тендер на продажу металлургического комбината, в результате которого консорциум Am Investco победил синдикат Acciaitalia в мае 2017 года.
Инициатором же проведения расследования стал губернатор региона Апулия Микеле Эмилиано, заявивший, что "предпочтение, предоставленное Am Investco, кажется несоответствующим, поскольку оно основано, по существу, только на его экономическом предложении, в то время как Acciaitalia предложил к 2021 году разработать лучший экологический план с использованием технологий с более мягким воздействием на окружающую среду".
Вообще проблемы с приобретением крупнейшего в Европе комбината ILVA, да еще и расположенного в портовом городе Таранто на берегу Средиземного моря, у Миттала начались гораздо раньше. Но на начальном же этапе его позиции, как и позиции конкурента, были весьма сильны.
Для участия в тендере на покупку крупнейшего европейского металлургического комбината в команду синдиката AcciaItalia в начале 2017 года вошли:
1. Индийская металлургическая компания JSW Steel – 35% в новом предприятии;
2. Итальянская металлургическая компания Arvedi, изобретатель производства горячекатаных рулонов непосредственно из жидкой стали в непрерывном и бесконечном процессе Endless Strip Production – 10%;
3. Финансовый холдинг Леонардо Дель Веччио Delfin, владельца крупнейшего в мире производителя оптики Luxottica и обладателя второго по величине состояния в Италии – 27,5%;
4. Государственный банк развития Cassa Depositi e Prestiti – 27,5%.
В составе Am Investco были не менее именитые участники:
1. Транснациональная корпорация ArcelorMittal – 85% в будущем совместном предприятии;
2. Итальянская металлургическая компания Marcegaglia, мировой лидер в производстве изделий из нержавеющей стали – 15%;
3. Крупнейший коммерческий банк Италии Intesa Sanpaolo, который гарантировал финансовую сторону соглашения.
Интерес к этой сделке был не менее высоким, чем в 2006 году, когда Mittal Steel поглощал люксембургский Arcelor. Достаточно сказать, что сам Папа Римский, узнав, что именно Лакшми Миттал победил в тендере, в конце мая 2017 года лично приехал на предприятие ILVA и, выступая перед более чем тремя тысячами металлургов, заявил:
"Сегодня они продают свой народ, а завтра продадут собственное достоинство" (Today they are selling the irpeople, tomorrow they will be selling their owndignity)", – сходу заклеймил владельцев глава католической церкви.
"Болезнью современной экономики стало прогрессирующее превращение предпринимателя в спекулянта, который не любит свой бизнес, не любит рабочих, и рассматривает их лишь как средство получения прибыли. Когда экономика находится в руках спекулянтов, все рушится", – цитирует Франциска газета La Stampa.
Воодушевившись словами понтифика, 8 ноября 2017 года Европейская комиссия открыла расследование для оценки рисков предполагаемого приобретения ArcelorMittal компании ILVA. Комиссия была обеспокоена тем, что это слияние может снизить конкуренцию на ряд изделий из плоской углеродистой стали.
"Сталь является основой для многих товаров, которые мы используем в нашей повседневной жизни, а в европейских отраслях, зависящих от стали, работают более 30 миллионов человек. Мы тщательно изучим влияние планов ArcelorMittal на покупку ILVA на эффективную конкуренцию на рынках стали", – заявила тогда европейский комиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер.
Не прошло и двух недель, как 20 ноября европейские антимонопольные органы попросили Marcegaglia покинуть консорциум АМ Investco, что она и сделала в декабре 2017 года. Кроме того, в качестве одного из условий для того, чтобы дать операции зеленый свет, антимонопольщики выставили требование, чтобы ArcelorMittal продал один из заводов ILVA в Пиомбино в Тоскане.
15 марта 2018 года в целях решения проблем с антимонопольным законодательством Евросоюза для получения разрешения на приобретение ILVA группе ArcelorMittal предложил продать еще несколько своих предприятий в Европе.
В конце концов, 13 апреля 2018 года производитель стали №1 в мире принял решение пожертвовать несколькими заводами ради обладания ILVA. И вот теперь – новое расследование, инициированное губернатором провинции Апулия и министром экономического развития Италии. Плюс – неразрешенные вопросы с профсоюзами. Тем не менее, отправка документов в Управление по борьбе с коррупцией ANAC никак не комментируется ArcelorMittal.
Бывший министр экономического развития Карло Календа, который руководил процедурой тендера и подведением его итогов год назад, спокойно заявляет: "Любая дополнительная проверка законности и соблюдение правил приветствуется".
А нынешнему министру Луиджи Ди Майо необходимо больше того, о чем договаривался с ArcelorMittal его предшественник:
"Нам нужны определенные гарантии занятости. И на данный момент экологический план неудовлетворительный. Нам нужны гарантии от компании, которые обеспечат улучшение состояния окружающей среды".
Ждем 15 сентября.
Олег И. Гусев