Inbusiness.kz публикует анализ проблем и перспектив малого и среднего бизнеса Казахстана от аналитического центра Halyk Finance.
Малый и средний бизнес играет ключевую роль в экономике Казахстана, способствуя формированию среднего класса, социальной стабильности и устойчивому развитию экономики. В 2024 году данный сектор продемонстрировал положительную динамику, выросла доля малого и среднего бизнеса (МСБ) к ВВП. МСБ обеспечивает занятость 4,4 млн человек, что составляет почти половину экономически активного населения страны и является ключевым источником рабочих мест.
Вместе с тем наблюдаются региональные, отраслевые и структурные дисбалансы. МСБ в основном сконцентрирован в крупных городах страны (Алматы, Астана, Шымкент), где доля МСБ в экономике региона превышает 60%, что объясняется высокой концентрацией бизнеса, развитой инфраструктурой, большим числом сервисных компаний и активным рынком услуг. Отдельные регионы демонстрируют слабые показатели по МСБ. В отраслевой структуре сохраняется тенденция преобладающей доли МСБ в торговле, как наиболее доступной отрасли с низким порогом входа, быстрыми оборотами и поддержкой цифровых каналов сбыта. Промышленность и строительство формируют вторую по значимости группу в основном за счет программ государственной поддержки.
Средний бизнес имеет более высокий потенциал роста по сравнению с малым за счет большего масштаба, что позволяет эффективнее использовать ресурсы, внедрять инновации и масштабировать производство. Большая часть продукции средних предприятий представлена в обрабатывающей промышленности, одной из наиболее значимых отраслей экономики с точки зрения технологического развития, модернизации и качественной занятости. При этом доля средних предприятий в ВВП на протяжении последних лет остается незначительной в силу трудностей с финансированием, административных нагрузок, недостатка стимулов для масштабирования. Это ограничивает потенциал качественного роста и создания высокопроизводительных рабочих мест.
Ключевые вызовы развития МСБ связаны с качеством бизнес-среды, характеризующейся значительным разрывом между законодательными нормами и реальной правоприменительной практикой, нестабильностью законодательства, сложными регуляторными процедурами и административной нагрузкой.
Наблюдающиеся диспропорции развития МСБ требуют реформирования модели господдержки, устранения структурных ограничений, создания полноценной рыночной среды и обеспечения стабильной правовой базы для предпринимательства.
В связи с особенностями в методологии классификации МСБ в официальной статистике, не отражающей важные критерии деятельности МСБ, динамика развития МСБ не полностью отражает реальную картину и усложняет анализ МСБ. Тем не менее с учетом этих ограничений представленные тенденции и выявленные проблемы в целом характерны для сектора МСБ.
Методологические противоречия
В Предпринимательском кодексе Казахстана для отнесения субъектов к МСБ используются два критерия: численность работников и среднегодовой доход. Официальная статистика Казахстана по МСБ с 2014 года формируется на основе одного критерия — среднегодовой численности работников, без учета среднегодового дохода или оборота компаний. Такое упрощение определения малых и средних предприятий (МСП) в статистике приводит к тому, что компании с небольшой численностью сотрудников, но крупными оборотами классифицируются как малые предприятия. Международная практика предполагает мультикритериальный подход к классификации МСБ, включая численность работников, доходы, активы и другие показатели, что обеспечивает более объективную оценку.
Согласно Концепции развития МСП до 2030 года, при исключении из статистики по МСП компаний с крупными оборотами доля МСП к ВВП снизится с официальных 32,8% в 2022 году до 12,7%. Большое количество компаний с малым штатом и с большими оборотами – это, вероятно, проявление существенного объема государственных закупок в экономике. Имеется практика создания компаний исключительно для участия в госзакупках, что может приводить к формальному дроблению бизнеса, когда маленькие предприятия с минимальным штатом получают крупные обороты, фактически не являясь малыми. Это может создавать риски для прозрачности и эффективности госзакупок и требует контроля и регулирования для обеспечения эффективности госрасходов.
Динамика МСП
В 2024 году объем выпуска продукции вырос на 19% г/г и составил по итогам года Т81,9 трлн. На протяжении последних 6 лет МСП демонстрируют двузначные темпы роста выпуска, за исключением замедления темпа роста в 2020 году вследствие спада экономической активности в период пандемии (Рис.1). Господдержка бизнеса (налоговые послабления, снижение регуляторной нагрузки, упрощенная регистрация ИП), а также доступные кредитные ресурсы помогли МСП преодолеть кризисный 2020 год и возобновить рост. Кроме того, рост выпуска продукции в 2021-2022 годах поддержали миграция компаний из России, пик которой пришелся на 2022 год, а также введение моратория на проверки МСП на период с 01.01.2020 года по 01.01.2024 года, который снизил административную нагрузку на бизнес. В 2023 году темпы роста выпуска замедлились, что связано с высокой базой предыдущих лет и, частично, сокращением потока миграции бизнеса из России.
Рис. 1. Динамика темпа роста выпуска продукции и занятости, %
Рис. 2. Доля ВДС МСП к ВВП, %
Источник: БНС
Рост экономической активности сектора МСП привел к повышению доли ВДС МСП в экономике до 39,7% в 2024 году по сравнению с 30,8% к ВВП в 2019 году (Рис.2). В соответствии с Концепцией развития МСП в Казахстане его доля к ВВП в 2025 году должна достигнуть 35%. В то же время досрочное достижение целевого уровня произошло во многом за счет учета в статистике компаний, которые фактически не относятся к малым. Тем не менее, даже исходя из официальной статистики, в Казахстане доля МСП к ВВП (39,7%) остается ниже уровня развитых стран (около 54%) и показателя развивающихся (порядка 49%) (Рис.3) .
Рис. 3. Доля ВДС МСП к ВВП, %
Источник: БНС, Eurostat Structural Business Statistics
К факторам увеличения доли МСП к ВВП среди прочих относится внедрение с 2018 года цифровых сервисов, которые значительно упростили запуск и управление бизнесом. Благодаря интеграции банков с государственными органами банковские мобильные приложения сделали доступными множество финансовых и государственных услуг (онлайн-открытие бизнеса, банковских счетов, финансирование, платежи, оплата налогов, маркетплейсы и др.).
Активное развитие рынка электронной коммерции также обеспечивает МСП новые возможности для роста, открывая новые каналы продаж, расширяя клиентскую базу. Так, по данным БНС, за 2019-2024 годы объем рынка розничной электронной коммерции демонстрирует устойчивую позитивную динамику: объем электронной коммерции вырос в 15 раз, доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли выросла с 1,8% в 2019 году до 14,1% в 2024 году, в основном за счет активного развития маркетплейсов. Это крупные платформы, которые обеспечивают большую часть продаж (около 85%) розничной электронной коммерции. По данным министерства торговли и интеграции, через 1,5 года после выхода предприятия на маркетплейс расширяется география его продаж, средний объем продаж компаний увеличивается в 4,8 раза. Учитывая, что МСП составляют 96% от общего объема торговли через маркетплейсы, электронная коммерция играет значимую роль в расширении бизнеса МСП.
В то время как доля малых предприятий к ВВП с 2019 года выросла на 7,7 п.п, средние предприятия показывают более сдержанную динамику – рост составил всего 0,7 п.п., сложившись по итогам 2024 года на уровне 7,0% при целевом индикаторе в 15% в 2025 году.
Рис. 4. Структура выпуска МСП, %, на 31.12.2024 года
Источник: БНС
Кроме низкой представленности юрлиц среднего предпринимательства в сегменте МСП (0,2% от общего числа субъектов МСП), развитие сегмента среднего бизнеса осложняется рядом факторов, которые будут представлены ниже. Тем не менее средние предприятия обеспечивают 17% выпуска продукции (по итогам 2024 года) в сегменте МСП против 15%, обеспечиваемой ИП, и 3%-ной доли крестьянских хозяйств, что говорит о более высокой производительности средних предприятий (Рис.4).
Региональная структура МСП. Крупнейшие города страны – Астана, Алматы и Шымкент занимают лидирующие позиции в сегменте МСП.
Рис. 5. Доля МСП к ВРП регионов, %, на 31.12.2024 года
Рис. 6. Количество действующих МСП, тыс. ед., на 31.12.2024 года
Источник: БНС
В этих городах доля МСП к ВРП превышает 60%, а в Астане приближается к 75%, что объясняется высокой концентрацией бизнеса (Рис. 5), развитой инфраструктурой, большим числом сервисных компаний и активным рынком услуг (Рис. 6). В регионах с преобладанием крупных промышленных предприятий (Павлодарская, Абайская, Улытауская области) доля МСП к ВРП традиционно ниже.
Численность МСП
Количество действующих МСП стабильно растет, но темпы роста новых МСП значительно снизились за последние 5-6 лет. На конец 2024 года их количество составило 2072 тыс, увеличившись на 3,5% г/г против 10,1% г/г в 2023 году. Доля действующих МСП в 2024 году незначительно снизилась (Рис.7). Тем не менее данный показатель значительно увеличился с 2019 года, когда он составлял 82,9%. Восстановление экономики после пандемии, релокация компаний из соседних стран, внедрение электронных сервисов для бизнеса способствовали росту жизнеспособности МСП. Надо отметить, что в статистике к действующим субъектам относят зарегистрированные и еще не осуществляющие экономическую деятельность, а также временно приостановившие деятельность предприятия. Таким образом, реальное число активно действующих компаний ниже.
В численности МСП активную динамику демонстрируют ИП, что может определяться упрощением процедур регистрации и ведения бизнеса, в том числе за счет цифровизации и внедрения онлайн-сервисов для открытия ИП. Особенно заметный рост ИП был отмечен в 2022 году в период активной релокации российских предпринимателей.
Рис. 7. Количество МСП, тыс. ед; доля действующих МСП, %
Рис. 8. Динамика действующих МСП, тыс. ед.
Источник: БНС
Примечание: к действующим субъектам в статистическом бизнес-регистре относятся субъекты, в настоящий момент осуществляющие экономическую деятельность, т. е. активные; зарегистрированные и еще не осуществляющие экономическую деятельность; субъекты, временно приостановившие деятельность.
Таким образом, в структуре МСП большую часть представляют ИП (69,7%) и малые предприятия (17,5%), крестьянские хозяйства составляют 12,6%, юрлица среднего предпринимательства – 0,2% (Рис.8). Необходимо отметить весьма низкую представленность средних предприятий, количество которых на протяжении 6 последних лет практически не растет.
Значительная часть действующих малых и средних юрлиц — это молодые компании, более половины МСП (53,3%) существуют не более 7 лет (Рис. 9). В численности МСП наблюдается значительное сокращение малых предприятий с увеличением срока их деятельности. По итогам 2024 года наибольшая доля малых предприятий приходится на 1 год (10,0%) и 2 года (9,9%). Уже с 3-го года начинается устойчивое снижение числа малых предприятий. Вероятно, это связано с тем, что часть компаний прекращает деятельность, поскольку переход малых предприятий в категорию средних вряд ли происходит в массовом порядке — численность последних заметно не растет.
Рис. 9. Структура МСП по сроку существования, % к общему числу малых/средних компаний на 31.12.2024 года
Источник: БНС
Для средних компаний характерно более устойчивое распределение по сроку существования. Такая тенденция характерна для развивающихся экономик и соответствует международным наблюдениям. Так, по данным Всемирного банка, в среднем только 30-50% малых компаний доживают до 5-летнего периода существования. Учитывая легкость открытия бизнеса в Казахстане, такое распределение МСП по сроку существования может быть как признаком динамичности и обновления МСП, так и сигналом о необходимости улучшения условий для бизнеса. Для устойчивого развития важно, чтобы часть компаний не только выживала, но и переходила в категорию среднего бизнеса, создавая стабильные рабочие места и обеспечивая более значимый вклад в экономику.
Занятость в МСП
Сектор МСП обеспечивает занятость 4,4 млн человек, что составляет 45,8% от общей численности экономически активного населения страны и подчеркивает важность МСП не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения обеспечения социальной стабильности общества. Большая часть занятости МСП (83%) обеспечена малыми компаниями и ИП.
Наибольшая доля занятости в сфере МСП в региональном разрезе отмечается в городах Алматы (22,0% от всей численности занятых в МСП) и Астане (11,9%), крупнейших экономических и административных центрах страны с развитой инфраструктурой, высоким уровнем деловой активности, что создает благоприятные условия для развития МСП. Также Алматы и Астана лидируют по доле численности занятых в МСП в экономически активном населении – 85,6% и 73,6%, соответственно.
Туркестанская область также входит в число лидеров по численности занятых в МСП: на ее долю приходится 6,7% всей занятости в МСП по стране, около трети которых работают в крестьянских хозяйствах. В регионе 34,7% экономически активного населения трудится в секторе МСП, что свидетельствует о значимости этого сегмента для занятости. Однако, несмотря на высокую долю занятости в МСП, среднедушевой выпуск продукции МСП здесь составляет лишь 1,2 млн тенге (по итогам 2024 года) — это самый низкий показатель среди регионов Казахстана, почти в четыре раза меньше среднего по стране значения, отражая ограниченную производительность местного бизнеса. При этом Туркестанская область отличается высоким уровнем бедности: по итогам 2024 года 8,5% населения проживает за чертой бедности, а уровень безработицы достигает 9,2%. Таким образом, несмотря на активное развитие МСП и высокую вовлеченность населения в предпринимательство, существующие МСП пока не способны обеспечить достаточное количество стабильных и высокооплачиваемых рабочих мест, необходимых для устойчивого повышения уровня жизни в регионе.
Надо отметить, что в условиях отсутствия возможности альтернативного трудоустройства индивидуальное предпринимательство выступает как вынужденное, которое в основном является низкоэффективным трудом. Кроме того, МСП часто создают временные и менее квалифицированные рабочие места с относительно низкой зарплатой, что способствует бо́льшей, но не всегда качественной занятости.
Для занятости в МСП в целом характерна низкая квалификация рабочей силы. Так, по данным Всемирного банка, в Казахстане доля предприятий с низкой квалификацией занятых составляет 33%, что значительно выше, чем в странах Европы и Центральной Азии (25,6%). В среднем по миру она составляет 19,9%, в России – 17,4%, а в Узбекистане – всего 6% (Рис. 10). Учитывая, что большую часть предприятий в Казахстане составляют МСП, то данная тенденция характерна в основном для малых предприятий.
Опросы предприятий подтверждают, что недостаточная квалификация работников является серьезным препятствием для развития бизнеса. Однако лишь 12% компаний предлагают своим сотрудникам возможности для обучения, что значительно ниже среднемировых показателей (Рис. 11). Малые предприятия часто не располагают ресурсами или мотивацией для инвестиций в обучение, что ограничивает их возможности для роста и масштабирования. Для повышения эффективности и устойчивости МСП, кроме повышения качества образования, в целом необходимо расширять доступ к программам дополнительного профессионального обучения и стимулировать работодателей вкладывать в развитие кадрового потенциала.
Рис. 10. Доля предприятий с низкой квалификацией занятых, % Рис. 11. Доля предприятий, предлагающих обучение работникам, %
Источник: Всемирный Банк
Мотивация открытия бизнеса важна с точки зрения воздействия на эффективность, добавленную стоимость бизнеса и социальное благополучие. Так, по данным Global Entrepreneurship Monitor, порядка 81% тех, кто запустил бизнес в Казахстане, сделали это вынужденно, поскольку не смогли найти работу. Такой вынужденный старт часто сопровождается низким уровнем подготовки, ограниченными ресурсами и меньшей готовностью к рискам, что существенно снижает шансы на успешное развитие и масштабирование бизнеса.
Средний бизнес
Сегмент среднего бизнеса выступает важным драйвером экономического роста, способствуя расширению инвестиций, модернизации и диверсификации экономики. Роль сегмента средних предприятий важна также в социальном аспекте, т. к. именно средний бизнес является основой среднего класса, социальной опоры стабильности общества. В Казахстане средний бизнес представлен относительно небольшим числом предприятий и занимает скромную долю в структуре ВВП страны.
В отличие от ИП и малых предприятий, выпуск которых сосредоточен в торговле, большая часть (33%) продукции средних предприятий представлена в промышленности, преимущественно в обрабатывающей (Рис.12), которая занимает 64% всего объема выпуска МСП в промышленном секторе (по итогам 2024 года). Обрабатывающая промышленность является одной из наиболее значимых отраслей экономики с точки зрения роста добавленной стоимости, технологического развития и модернизации.
Рис. 12. Отраслевая структура выпуска МСП по видам предприятий, %, на 31.12.2024 года
Источник: БНС
Средние компании, в отличие от малого бизнеса, обладают достаточными ресурсами для масштабирования инноваций, а по сравнению с крупными компаниями — большей гибкостью и мотивацией к развитию. Особенно важен данный сегмент для переходных экономик, где он может стать основой модернизации.
В Казахстане средний бизнес испытывает множество барьеров. К ключевым относятся недостаток инвестиций, законодательные изменения, часто меняющиеся правила игры, которые затрудняют развитие компаний и долгосрочное планирование. Бюрократические барьеры в реализации административных/разрешительных процедур, административная нагрузка, растущая вместе с ростом бизнеса, и недостаток квалифицированных кадров также являются значимыми препятствиями для развития среднего бизнеса.
По результатам исследования Всемирного банка 2024 года 35,2% средних предприятий Казахстана указали основным препятствием финансирование, в то время как среднемировой показатель составляет 20,6%. При этом для малых и крупных предприятий данный вопрос менее актуален. Также средние предприятия сталкиваются с повышенной административной нагрузкой: проверки охватывают более половины компаний, что значительно превышает среднемировой уровень (35%). Кроме того, 19,4% средних предприятий сталкиваются с трудностями при получении лицензий и разрешений (среднемировой показатель 13,2%). Таможенные и импортно-экспортные процедуры также остаются ключевыми барьерами для среднего бизнеса.
Одной из причин недостаточной представленности средних компаний в экономике является нежелание малых предприятий переходить в статус средних из-за увеличения налоговой нагрузки. Налоговая оптимизация является также причиной распространённой практики "дробления" бизнеса, когда компании сознательно остаются в категории малых или при расширении деятельности создают дополнительные компании в структуре одного бизнеса для минимизации фискальных обязательств.
В связи с этим для стимулирования развития среднего бизнеса требуется пересмотр подходов к регулированию и поддержке данного сегмента, а также совершенствование институциональной поддержки, совершенствование рыночных механизмов, разрешительных процедур и снижение регуляторной нагрузки. Улучшение условий для перехода малых предприятий в категорию средних будет способствовать их росту, повышению конкурентоспособности и укреплению экономики в целом.
Отраслевая структура
В отраслевой структуре традиционно сохраняется тенденция преобладающей доли МСП в торговле, как наиболее маржинальной отрасли с низким порогом входа, широкой географией и развитой цифровой инфраструктурой.
Промышленность и строительство вместе формируют вторую по значимости группу, поддерживаемую государством через субсидирование и льготное кредитование. В стране реализуются крупные инфраструктурные проекты, что стимулирует спрос на строительные услуги и продукцию промышленности. Таким образом, выпуск и занятость МСП сосредоточены в торговле, промышленности и строительстве, которые преимущественно обеспечены малыми предприятиями в силу их количественного преобладания (Рис.13).
Отраслевая структура МСП в целом сохраняет свое распределение с 2019 года, с доминированием торговли по численности, выпуску и уровню занятости.
Рис. 13. Отраслевая структура выпуска и занятости МСП, %
Источник: БНС
Инвестиции
МСП демонстрирует рост инвестиций в последние годы, за исключением спада в 2022 году вследствие влияния внешних экономических факторов (инфляция, геополитика, логистические сбои) (Рис.14). Причем малые предприятия формируют большую часть инвестиций (57% от всех инвестиций в экономике) за счет широкой господдержки. Увеличение количества малых предприятий также расширяет базу для инвестиций.
Для инвестиций малых предприятий характерен существенный акцент на инвестициях в строительство зданий и сооружений, на долю которых в 2024 году пришлось 79% всех капвложений малых предприятий, чему способствуют госпрограммы инфраструктурного и жилищного строительства, которые охватывают широкий спектр строительных и ремонтных работ (Рис.15).
Средний бизнес после временного спада в 2022 году демонстрирует положительную динамику инвестиций. Тем не менее, доля среднего бизнеса минимальна в структуре всех инвестиций в экономике (10%), что определяется сложностями с привлечением финансирования, снижающими инвестиционную активность. Программы господдержки и льготы чаще ориентированы на малый бизнес, тогда как средний бизнес остается менее охваченным целевыми мерами. Эти факторы приводят к тому, что средний бизнес не может в полной мере реализовать свой потенциал в инвестиционной сфере.
Рис. 14. Динамика инвестиций МСП, Т трлн, %
Источник: БНС
Инвестиционная стратегия среднего бизнеса носит цикличный характер и определяется макроэкономическими условиями, уровнем государственной поддержки и состоянием внутреннего рынка. В 2021-2022 годах на фоне восстановления экономики после пандемии средние предприятия поддерживали сбалансированный подход к инвестициям, распределяя средства между строительством и обновлением производственного парка (Рис.16). В 2023 году, в условиях высокой инфляции, компании чаще делали выбор в пользу инвестиций в оборудование, поскольку такие вложения позволяли адаптироваться к изменениям рынка и повышать производительность. Возможно, подобный выбор был обусловлен стремлением защитить капитал от обесценивания. Инвестиции в оборудование позволяют сохранить средства, поскольку реальные активы (оборудование, технологии) в меньшей степени подвержены инфляции.
Рис. 15. Структура инвестиций малых предприятий, %
Рис. 16. Структура инвестиций средних предприятий, %
Источник: БНС
Кредитование МСП
По итогам 2024 года кредитный портфель МСП составил Т9,3 трлн (+20% г/г), что составляет 26% кредитного портфеля банковского сектора экономике. За период 2019-2024 годы в среднем рост кредитования МСП составил 14%, чему способствовали ряд факторов: рост экономики, внедрение цифровизации, развитие онлайн-продуктов, а также государственная поддержка МСП.
В процессе оздоровления банковского сектора и очистки от проблемных займов кредитный портфель МСП показал отрицательную динамику в 2019 году, после которого началось восстановление кредитования (Рис. 17).
Кредитный портфель МСП характеризуется низким объемом неработающих кредитов и умеренным уровнем рисков. Доля NPL в кредитном портфеле МСП была снижена с 14,6% в 2019 году до 2,8% в 2024 году и поддерживается на низком уровне в течение последних 4 лет (Рис. 18). Банки имеют значительные резервы для покрытия потенциальных потерь, что снижает их уязвимость к кредитным рискам. Показатели качества кредитного портфеля МСП близки к уровню развитых стран, где значение NPL для МСП, как правило, находится в диапазоне 1-3%.
Рис. 17. Динамика кредитования МСП, Т трлн, доля кредитов МСП к ВВП, %
Рис. 18. Качество кредитного портфеля МСБ, Т млрд
Источник: АРРФР, НБК
Заемное финансирование для МСП — это наиболее доступный способ поддержания и развития бизнеса в условиях ограниченности собственных средств и активной господдержки. В этой связи большинство банков рассматривают данный сегмент как возможность расширения кредитования. Несмотря на активную динамику кредитного портфеля МСП в последние годы, доля кредитов МСП к ВВП остается на уровне 6-7% с 2018 года (Рис.17), что ниже уровня в развитых странах (15-20%).
Причины низкого кредитования бизнеса, в том числе МСП, были озвучены нами в более ранних публикациях.
Согласно данным, АО "Фонд развития предпринимательства "ДАМУ" в рамках поддержки МСБ по итогам 2024 года оказало поддержку проектов МСП на сумму Т1,7 трлн, что составляет 11,2% от корпоративного портфеля банковского сектора. При этом большую часть поддержки получают малые предприятия (порядка 75%), в отраслевом разрезе – обрабатывающая промышленность.
Сохраняющаяся модель реализации экономической политики государством через квазигосударственный сектор и нерыночные инструменты порождает доминирование низкопроизводительных предприятий с одной стороны, а также малоэффективный и зависимый от государства сектор МСП – с другой. В обоих случаях это дестимулирует кредитование бизнеса банками. Кроме того, недостаточно устойчивый уровень развития МСП также относится к сдерживающим факторам расширения кредитования. Ежеквартальный опрос банков по кредитованию в 1-м квартале 2025 года показал , что динамика спроса в сегменте МСБ продолжает зависеть от финансирования в рамках госпрограмм.
Таким образом, кредитование МСП во многом зависит от госпрограмм льготного кредитования, что мешает расширению рыночного кредитования банками и не способствует повышению эффективности и конкурентоспособности бизнеса.
Кредитный портфель МСП банковского сектора преимущественно сосредоточен в промышленности (29% всего кредитного портфеля МСП) и торговле (26%), т. к. промышленность, в частности обрабатывающая, определена как приоритетная отрасль в программах господдержки. Торговля традиционно занимает значительную часть в структуре кредитного портфеля, поскольку обеспечивает быструю оборачиваемость средств и относительно низкий риск для банков (Рис.19).
Рис. 19. Отраслевая структура кредитного портфеля МСП, %, на 31.12.2024 года
Источник: АРРФР, НБК
Доля среднего бизнеса в кредитном портфеле юрлиц банковского сектора сравнительно невелика – 14,3% по итогам 2024 года, что недостаточно для данного сегмента, учитывая важность среднего бизнеса для модернизации экономики. По результатам опроса банков в 1-м квартале 2025 года наблюдается некоторое снижение общего числа кредитных заявок среднего бизнеса (-1% к/к) и уменьшение среднего размера заявок на 8%, до Т768 млн. Это может отражать осторожность или снижение инвестиционной активности среднего бизнеса на фоне неопределенности на рынке, высокой стоимости заемных средств и ожидания изменений в механизмах господдержки. В сегменте малых предприятий также отмечено снижение спроса на 5% к/к и среднего размера заявок на 26% к/к, до Т35,4 млн, что было связано в основном с отсутствием финансирования в рамках госпрограмм.
В региональном разрезе 65% кредитного портфеля МСП сконцентрировано в 2 крупнейших городах страны – Алматы, Астане, что способствует их динамичному развитию, но одновременно усиливает региональные диспропорции, ограничивая возможности для бизнеса и экономического роста в других регионах страны (Рис.20).
Рис. 20. Региональная структура кредитного портфеля МСП, Т млрд, на 31.12.2024 года
Источник: АРРФР, НБК
Кредитный портфель МСП демонстрирует высокое качество и динамичный рост, однако остается зависимым от госпрограмм, недостаточно поддерживает средний бизнес и регионы за пределами Алматы и Астаны. Это ограничивает потенциал диверсификации экономики. Для качественного роста экономики требуются инвестиции в основной капитал в рамках долгосрочных инвестиционных проектов, которые на настоящий момент недостаточны.
Бизнес-среда
В последние годы Казахстан достиг положительных результатов в совершенствовании деловой среды, в частности в развитии физической инфраструктуры, упрощении процедур открытия бизнеса и цифровизации государственных услуг, что подтверждают данные Глобального отчета Global Entrepreneurship Monitor (GEM). Сравнение отчетов GEM за 2015/2016 год и 2024/2025 год демонстрирует прогресс по этим направлениям.
Согласно отчету GEM 2025 года, в Казахстане сохраняется высокий уровень предпринимательской активности, а население в целом положительно относится к ведению бизнеса. По индексу предпринимательской активности страна занимает 29-е место из 60, примерно 15% казахстанцев планируют открыть собственное дело в ближайшие шесть месяцев.
В контексте создания благоприятной бизнес-среды хотелось бы отметить принятие закона по вопросам определения страны происхождения товаров, который вносит изменения, направленные на улучшение функционирования бизнеса:
- Внедрение и ведение общего классификатора товаров, работ и услуг создаст прозрачную и унифицированную систему для закупок и контроля.
- Отмена СТ-KZ и индустриальных сертификатов и замена их реестром казахстанских товаропроизводителей упростит подтверждение происхождения продукции и облегчит доступ к господдержке и госзакупкам. При этом снимается административная ответственность за нарушения при выдаче актов экспертизы.
- Введение гарантированного закупа обеспечит стабильные и долгосрочные заказы для производителей, что позволит им лучше планировать свою деятельность и обеспечит определенную стабильность.
Считаем, что данные нововведения помогут снизить административную нагрузку на бизнес, упростят процессы закупок и контроля, улучшат ситуацию со стабильностью заказов и доходами бизнеса.
В 2024 году наблюдалось ухудшение бизнес-климата: Казахстан занял 32-е место среди стран GEM по условиям ведения бизнеса, опустившись на 11 позиций по сравнению с предыдущим отчетом 2021 года (21-е место). Предприниматели отмечают ухудшение факторов бизнес-среды: в 2024 году общая оценка качества предпринимательской среды Казахстана составила 4,5 (меньше среднего уровня) и оказалась ниже показателя 2021 года – 4,8. При этом наибольшее падение приходится на государственную политику и финансирование.
Отчет OECD отмечает, что предприниматели в Казахстане часто сталкиваются с противоречивым толкованием и неоднозначным исполнением законодательства, особенно в налоговой политике. Нормативная база воспринимается как сложная и непредсказуемая, а частые изменения усложняют функционирование бизнеса. Реализация административно-регуляторных процедур зачастую сопровождается злоупотреблениями. Принцип добросовестности не всегда реализуется на практике, административные и судебные механизмы защиты интересов бизнеса остаются недостаточно эффективными. Это создает непредсказуемую бизнес-среду с высокими рисками для существования бизнеса.
Зачастую создаются дополнительные препятствия, как, например, практика экспортных ограничений и запретов на вывоз некоторых товаров из страны, создающая диспропорции спроса и предложения на рынке и нарушающая функционирование предприятия. Кроме того, в рамках госзакупок, которые являются каналом развития бизнеса, предприятия сталкиваются с вызовами, такими как сложности с техническими требованиями, процедурные вопросы, несвоевременная оплата заказчиками и др., что создает серьезные риски для бизнеса.
Сохраняющиеся проблемы в вышеназванных сферах требуют решения вопросов по стабилизации законодательства, повышению качества регуляторных процедур и совершенствованию судебных механизмов защиты прав предпринимателей. Необходимо преодолеть разрыв между законодательными нормами, направленными на защиту бизнеса, и реальной правоприменительной практикой.
В контексте вклада МСП в экономику необходимо также усиливать инструменты, стимулирующие укрупнение и масштабирование эффективно действующих предприятий, устранив барьеры, мешающие переходу малых предприятий в сегмент средних.
Государственная поддержка МСП
В мировой практике достаточно распространена поддержка МСП. Существует широкий спектр подходов как специально нацеленных на МСП, так и более универсальных. Сравнительный анализ национальных политик в странах ОЭСР показал, что приоритет отдаётся расширению связей МСП через глобальные сети: 52% всех мер направлены на развитие сетей, а треть усилий – на развитие связей в инновационных цепочках. Кроме того, в большинстве стран ОЭСР государство вкладывает в НИОКР для МСП больше, чем сами предприятия. В 2023-2024 годах жесткие условия финансирования привели к снижению объемов финансирования МСП и сместили акцент на повышение потенциала и конкурентоспособности МСП, развитие инновационных и высокотехнологичных отраслей.
За прошедшие годы в Казахстане был создан ряд институтов, ответственных за поддержку бизнеса, действует множество программ поддержки, направленных на МСП. Предприниматели отмечают как успехи, так и отдельные проблемы в реализации господдержки . Так, к положительным сторонам отнесены разнообразие инструментов, упрощение доступа по отдельным направлениям поддержки. Вместе с тем, по мнению предпринимателей, господдержка не всегда доходит до реального малого бизнеса, особенно в регионах, из-за бюрократических барьеров, сложности процедур, недостаточной информированности о доступных инструментах. Кроме того, имеется неравномерность распределения: большая часть поддержки сосредоточена в крупных городах, что ограничивает потенциал малого бизнеса в других регионах. Бизнес-сообщество предлагает усилить нефинансовую поддержку, упростить процедуры, расширить доступ к информации и увеличить охват региональных проектов.
В программах финансовой поддержки предприниматели сталкиваются с административно-бюрократической нагрузкой, отвлекающей их ресурсы, и завышенными требованиями (в том числе к залогу), что особенно актуально для сельских регионов. В итоге многие компании с реальным производственным потенциалом фактически отрезаны от системы поддержки.
По данным исследования ОЭСР, многие услуги господдержки не адаптированы к потребностям и проблемам МСП, также сохраняются структурные проблемы: чрезмерное присутствие государства в экономике и недостаточно развитая конкуренция, низкая прозрачность, проблемы с цифровой инфраструктурой и исполнением контрактов. В области торговых процедур Казахстан отстает в управлении и беспристрастности таможенных процедур.
Резюме
МСБ играет ключевую роль в экономике и обеспечении социальной стабильности, обладая потенциалом для становления как одного из ключевых факторов экономического роста благодаря предпринимательской активности населения, развитию цифровых технологий, широкому отраслевому охвату и гибкости. Несмотря на рост показателей МСБ, развитие сектора сдерживается комплексом системных проблем — от сложных регуляторных процедур, нестабильного законодательства, высокой доли неконкурентных процедур до финансовых и инфраструктурных ограничений. Для повышения конкурентоспособности и устойчивости МСБ необходимы комплексные реформы по улучшению правового поля и созданию предсказуемой, прозрачной и справедливой деловой среды.
Также необходима унификация подходов к классификации МСБ, в которой, помимо численности работников, будет учитываться дополнительный критерий (обороты компании, доходы или размер активов).
Читайте по теме:
Чек-лист для ИП: что автоматизировать в первую очередь, если нет бухгалтера