Вынуждена продавать с молотка свое имущество компания восточно-казахстанская "Алтайстрой", возводившая знаменитый легкоатлетический манеж имени олимпийской чемпионки из Усть-Каменогорска Ольги Рыпаковой. Из полтысячи сотрудников осталось около ста. Стройфирма должна субподрядчикам более 100 млн. тенге. Сейчас, по решению суда, она находится на реабилитации до 2017 года. А после этого срока возможно и ее полное банкротство.
Заказчик стройки - отдел строительства Усть-Каменогорска через благотворительный фонд "Парыз" оплатил компании 815 млн. тенге, хотя, по данным компании, работы были выполнены больше, чем на миллиард тенге. По информации руководства аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана, долг отдела строительства Усть-Каменогорска перед ТОО "Алтайстрой" составил 349 млн. тенге. У органов технадзора – сумма ниже – 215 млн тенге, потому что в ней не учтены дополнительные работы, проведенные ТОО "Алтайстрой" при строительстве манежа. Но на днях Восточно-Казахстанский специализированный межрайонный экономический суд отказал ТОО "Алтайстрой" в признании самого факта выполненных работ свыше соглашения, в котором для подрядчика предусмотрена сумма выплаты только в 815 млн тенге.
"Если бы нам оплатили хотя бы 100 млн тенге - примерно половину суммы, которую нам должны, то мы были бы спасены", - говорит директор ТОО "Алтайстрой" Кумаш Урунтаев. - Могли бы снять предприятие с реабилитации, воспользоваться кредитными средствами. Но нам говорят, что денег не будет".
Предприятие намерено обжаловать решение первой судебной инстанции.
Строили "с колес"
Решение акимата Усть-Каменогорска о строительстве было принято 6 августа 2012 года после публичного обещания экс-главы ВКО Бердыбека Сапарбаева создать манеж для спортсменов в областном центре Восточного Казахстана. Местные исполнительные власти выделили землю через фонд "Касиетти бирлик", а тот заключил договор с проектной организацией Шымкента (откуда родом был бывший глава ВКО) на проектные работы, причем, как говорят строители, без проведения тендера. В качестве подрядчика выступила ТОО "Алтайстрой" - стройкомпания с 30-летней историей в ВКО. Сначала начали строить манеж третьей категории, и, со слов ее директора Кумаша Урунтаева, его возводили поэтапно, по мере выдачи проектировщиками документации. Спустя три месяца, в ноябре 2012 года Бердыбек Сапарбаев решил назвать манеж именем Ольги Рыпаковой. Но сама олимпийская чемпионка, посетив стройку (когда был готов фундамент), отказалась дать свое имя будущему манежу, потому что он не соответствовал международным стандартам. Тогда исполнительные власти приняли решение строить "соответствующий" манеж - второй категории. По договору, отдел строительства Усть-Каменогорска определял и контролировал ход строительства, подтверждал объемы выполненных работ, вторая сторона в этом документе – подрядчик ТОО "Алтайстрой", а третья – плательщик – фонд "Парыз" (им заменили неплатежеспособный фонд "Касиетти бирлик", хотя выполненный шымкентскими проектировщиками проект использовали до конца).
"Когда фундамент уже был выполнен, после переговоров с Рыпаковой объект решили реконструировать, но оказалось, что фундамент не пригоден. Здание намного расширили. Нам в декабре 2012 года перечислили за выполненные работы 132 млн тенге. Но потом вычли 32 млн. из итоговой суммы, - отметил г-н Урунтаев. - Дальше в процессе строительства выяснилось, что южные металлоконструкции, которые предусмотрел шымкентский проектировщик, не подходят для ВКО из-за снеговой нагрузки. Ему начали писать замечания, но он, получив полную оплату - 35 млн тенге, прекратил любое взаимодействие с подрядчиком и заказчиком. И сослались на то, что ему нужно заплатить за авторский надзор, и тогда они будут прилетать из Шымкента и контролировать ход работ. Но "Парыз" и заказчик не пошли на это, и проектный институт полностью прекратил общение".
До мая 2013 года ТОО "Алтайстрой" возводил манеж по мере поступления чертежей от проектировщика, оплату через "Парыз" получал авансами. В мае проект был готов полностью, сметная стоимость объекта – 1 млрд 342 млн тенге. Но еще с апреля 2013 года стройфирме прекратили давать аванс. Три месяца ее работники не получали заработную плату. В то же время с ТОО "Алтайстрой" было подписано дополнительное соглашение на 815 млн тенге, с условием, что подрядчик получит деньги на основании проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу. Подрядчику возобновили оплату в июле 2013 года, но в декабре того же года полностью прекратили. Да еще вычли из причитающейся суммы деньги, которые ТОО "Алтайстрой" потратил на возведение старого фундамента – 32 млн тенге.
В декабре 2013 года ТОО "Алтайстрой" продолжал работу и выполнил ее, со слов г-на Урунтаева, на 215 млн тенге. Подрядчики делали трибуны, вентиляционное оборудование, освещение, отопление. По словам представителей компании, учитывая, что проект составляла южная проектная организация, которая не учла суровых климатических условий ВКО, строители за свой счет адаптировали проект: самостоятельно из своих средств поставили алюминиевые витражи вместо пластиковых, сделали двухкамерные стеклопакеты, положили более толстый слой утеплителя.
"Помимо этого, по договору с таллинской фирмой мы сделали арену. Подготовили ее заливку специальным покрытием, но деньги за эту работу нам не оплатили. Также шли поставки оборудования - работы, которые в долг выполнили субподрядчики, поставщики давали в долг материалы и оборудование, - отметили в ТОО "Алтайстрой". - И когда все сделали, написали письмо заказчику и в фонд "Парыз", но нам не стали отвечать. В начале 2014 года мы приостановили работы, там был еще большой объем недоделок, но его уж стали "заселять" спортсменами. Мы, откровенно говоря, не рассчитывали на то, что проект профинансируют полностью на 1,3 млрд тенге, потому что это благотворительные деньги. Но мы считали, что где-то в пределах 1 млрд тенге должны заплатить. Но нет! А легкоатлетический манеж до сих пор не сдан в эксплуатацию и хоть передан в доверительное управление, значится, как собственность ТОО "Алтайстрой"".
Могли бы и не строить?
Позже на "Алтайстрой" посыпались иски субподрядчиков и поставщиков. По решению суда от 26 декабря 2014 года, фирме дали 2 года на реабилитацию. В компании рассчитывали, что заработают на строительстве жилых домов по госзаказу. Но из-за кризиса работы не стало совсем. Из-за скандального строительства манежа ТОО "Алтайстрой" увязло в судах. На защиту стройфирмы встали Палата предпринимателей ВКО, бизнес-омбудсмен Казахстана. Но пока диалога с исполнительными властями не получается.
На одном из судебных процессов заказчик строительства – представитель городского отдела строительства Аян Байдолдин пояснил, что, якобы, манеж строили на деньги спонсоров и с подрядчиком полностью рассчитались. То есть, подрядчик получил положенные ему по соглашению 815 млн тенге, а остальная сумма, затраченная подрядчиком, выходит за рамки договорных обязательств. Служители Фемиды не приняли во внимание показания подрядчика, что бывший аким Бердибек Сапарбаев постоянно торопил их со сроками строительства и даже торжественно открыл манеж, несмотря на то, что он не был принят в эксплуатацию государственной комиссией.
Ольга Ушакова