/img/tv1.svg
RU KZ
Марат Игалиев: «Я предпочитаю отдыхать в Казахстане»

Марат Игалиев: «Я предпочитаю отдыхать в Казахстане»

Почему весь мир борется за китайского туриста и зачем Казахстану нужен национальный офис DMO.

10:52 03 Январь 2017 8684

Марат Игалиев: «Я предпочитаю отдыхать в Казахстане»

Автор:

Алина Альбекова

Редакция abctv.kz побеседовала с директором департамента индустрии туризма министерства по инвестициям и развитию  Маратом Игалиевым.  

Китайцы любят азартные игры и шопинг
- Марат Несипкалиевич, в конце 2015 года Казахстан подписал ADS-соглашение с Китаем, когда по одной визе в нашу страну может приехать группа китайских туристов. Скажите, зачем это было нужно, и сколько туристов с этого времени мы уже приняли? 

- Начнем с того, что отдыхающие из Китая опережают других туристов по числу путешествий. Только за прошлый год граждане КНР совершили 120 миллионов зарубежных поездок. Это означает, что каждый десятый зарубежный путешественник - китаец. Такой рост объясняется развитием в Китае среднего класса, в который переходит все больше и больше жителей Поднебесной. По данным исследователей, зарубежными поездками они начинают интересоваться, когда доход семьи превышает 35 тысяч долларов. В период с 2003 по 2013 годы домохозяйств с таким уровнем дохода было около 21 миллиона, в следующие десять лет их количество увеличится еще на 61 миллион.

Если обратиться к Казахстанско-Китайским отношениям, по статистическим данным пограничной службы КНБ РК поток по въездному туризму в Казахстан составляет более 200 тысяч китайских посетителей в год. Но они посетили нашу страну по индивидуальным визам. Учитывая проведение в 2017 году года туризма Китая в Казахстане и проведение выставки ЭКСПО, в конце прошлого года было заключено межправительственное соглашение, так называемый ADS меморандум, согласно которому по одной визе в страну может приехать группа китайцев до 50 человек. И в августе этого года первые группы китайских туристов уже посетили Астану, Алматы и Усть-Каменогорск.

- Стоит ли Казахстану рассчитывать на большой поток туристов из Китая? Насколько мне известно, одним из излюбленных направлений китайских туристов является Россия.

- Москва и Пекин подписали соглашение по ADS визам еще в 2000 году, но китайских туристов россияне начали принимать с 2012 года, после проведения года туризма Китая в России. На сегодняшний день Поднебесная является лидером среди стран, формирующих входящий туристический поток для России. Ежегодно эту страну посещают порядка миллиона китайских туристов, которые приносят российской экономике более 2 миллиардов долларов. Россияне сейчас активно продвигают программу China Friendly , которая направлена на создание комфортной среды пребывания для китайских туристов, продвижение турпродукта на китайском рынке, привлечение клиентов и увеличение доходов турбизнеса.

Казахстан же до 2016 года не принимал китайских туристов. Мы только начинаем работать в этом направлении. Поэтому для нас важно провести на должном уровне мероприятия в рамках года Китая в Казахстане и года Казахстана в Китае в 2017 году, чтобы показать китайским туристам привлекательность нашей туристской дестинации. В связи с этим, в ноябре текущего года наш департамент индустрии туризма планирует провести две туристические выставки в китайских городах Шанхае и Урумчи. Кстати, пользуясь случаем, хотел бы пригласить казахстанских туроператоров, заинтересованных в развитии въездного туризма, принять участие в них.

Более того, нам необходимо продолжать улучшать решение визовых вопросов, регистрации в миграционной полиции, нужно переходить в онлайн-формат, решать вопросы по подготовке гидов на китайском языке. Тем более, мировая практика показывает, что стабильный туристский поток из Китая оказывает положительное экономическое воздействие на весь туристский бизнес принимающих стран.

Я считаю, что китайское направление для Казахстана перспективное. Китайские туристы проявляют большой интерес к такому туристическому продукту, как Великий Шелковый путь. Надо отметить, что официальный Пекин с 2013 года активно продвигает проект "Один пояс - один путь" - инициатива объединённых проектов создания «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века».

- Все ли казахстанские туркомпании могут работать с китайскими туристами?

- Не все. В октябре 2016 года китайской стороне был направлен обновленный список казахстанских туроператоров, уполномоченных осуществлять прием китайских граждан. В свою очередь туристские власти КНР предоставили список своих туроператоров, ответственных за формирование китайских туристских групп, направляющихся в Казахстан. 

- Правда ли, что китайские туристы заточены в основном на шоппинг и на игровой туризм?

- То, что китайские путешественники -- одни из наиболее расточительных в мире и несколько лет подряд занимают первое место в мире по расходам на отдых в зарубежных странах, правда. По данным исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям, общая сумма затрат на выездной туризм граждан КНР, несмотря на замедление экономики страны, в 2015 году составила 215 миллиардов долларов. Эта сумма в целом сопоставима с ВВП Вьетнама. И 57% из этих трат – это как раз шопинг. Для сравнения, Германия, которая недавно занимала почетное первое место, тратит 79 миллиардов долларов.  При этом объем затрат китайцев на зарубежный отдых увеличивается. По сравнению с 2014 годом показатель вырос на 53% против 3,1% среднемирового роста.

Если говорить об азартных играх, так и есть, китайцы – самая многочисленная аудитория игроков во всем мире. Они часто играют в казино, которые располагаются на китайской территории Макао и в соседних странах, так как на материковой части Китая любые азартные игры полностью запрещены, официально разрешена только лотерея. При этом чиновникам не разрешается играть в азартные игры вообще. Поэтому, многие зарубежные страны видят в Китае большой рынок для реализации своих услуг в азартных играх. Власти Китая всяческими способами пытаются противостоять этому явлению. 

Российские туристы любят Казахстан
- Марат Несипкалиевич, с Китаем понятно, а как идёт сотрудничество с Россией в сфере туризме?

- По данным Росстата, Казахстан стал третьей по популярности страной для посещения российскими туристами в первом полугодии 2016 года после Абхазии и Финляндии. Въездной турпоток за этот период составил почти 1,3 миллиона поездок. При этом Россию посетило 1,6 миллионов казахских туристов. На Казахстанско-Российском форуме приграничных областей, который прошел в октябре в Астане, в рамках панельной сессии по туризму департамент индустрии туризма, НПП "Атамекен" и Ростуризм провели продуктивные переговоры. Интересен тот факт, что Ростуризм возглавляет уроженец Целинограда  Олег Сафонов.  Договорились, что будем совместно взаимодействовать в вопросах взаимного продвижения туристских продуктов,  оказания экспертной помощи в развитии туристской индустрии, обменом опытом в области поддержки и продвижения туристского бизнеса, поддержки и проведения совместных мероприятий, выставок, семинаров в туристской сфере. Обе страны проявляют интерес к развитию приграничного сотрудничества и совместного продвижение туризма, включая развитие круизного туризма на Каспийском море, железнодорожных туров из России в Китай через Казахстан, сотрудничества по Байконуру.

Более того, нам интересен опыт россиян по работе с КНР в рамках ADS соглашения, открытие агентства по продвижению Visit Russia в формате ГЧП, внедрению стандартов «халяль» в туризме. Большую перспективу в продвижении въездного туризма имеет взаимное признание виз и создание единого бренда в рамках единого экономического пространства. В целом считаем, что продвижение Казахстанско-Российского туристического сотрудничества должно быть направлено на привлечение дополнительного турпотока из государств дальнего зарубежья путем развития общих трансграничных туристических маршрутов, в частности, Великого Шёлкового пути. 

DMO –официальное лицо и голос дестинации
- Буквально недавно в Астане состоялась туристская выставка Astana Leisure. Многие туроператоры говорят, что они слишком затратные, и не приносят результата. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Я считаю, что международные выставочно-ярмарочные мероприятия имеют особое значение для продвижения национального туристского продукта Казахстана на внешнем туррынке. Они предоставляют хорошие возможности одновременного распространения и получения широкого спектра информации. Такие выставки позволяют демонстрировать потенциальным клиентам возможности путешествий в Казахстан, привлекать внимание к предлагаемым региональным туристским продуктам, расширять представление интуристов о стране. Кроме того, это огромная возможность для туроператоров установить контакты с представителями зарубежных туристских администраций и предприятий, заключить договоры о сотрудничестве и продажах, проанализировать предложения конкурирующих турнаправлений, определить существующий спрос на предлагаемые поездки по данному направлению, сделать прогноз развития спроса, получить информацию о состоянии конъюнктуры рынка туризма.

Более того, в части проведения выставок, департамент индустрии туризма считает необходимым создание специальной структуры в формате государственно-частного партнёрства с передачей ей государственной функции по распространению информации о Казахстане  и его туристических возможностях на международном туристском рынке и внутри страны. 

- Речь идет о создании DMO, национального бюро, которое бы занималось продвижением страны на международном рынке?

-Да. В настоящее время вопрос внедрения DMO в Казахстане обсуждается в Правительстве.  Мировой анализ показывает, что успешное развитие туризма, помимо уполномоченного органа, предполагает наличие более гибкой структуры, которая может тесно взаимодействовать с бизнесом, так называемой Destination marketing organization - организации по управлению дестинациями. Эта организация будет отвечать за менеджмент и маркетинг туротрасли, а также являться координатором ее развития за счет укрепления партнерства и сотрудничества всех заинтересованных игроков. Основные функции: информировать, советовать и просвещать посетителя. То есть DMO будет выполнять роль «официального лица и голоса» дестинации, поэтому она должно предоставлять ясную и уникальную информацию. Во-вторых, информировать и поддерживать продавцов туристских услуг, DMO должно оказывать содействие туристскому бизнесу в поиске потенциальных клиентов и продвижении их услуг. В-третьих, поддерживать создание полного цикла туруслуг, то есть заниматься управлением «системы впечатлений», DMO должно координировать усилия всех заинтересованных сторон в предоставлении наиболее качественных туруслуг. В-четвертых, поддерживать развитие дестинации, разрабатывать стратегию развития и оказывать поддержку в реализации.

Казахстанцы предпочитают берег турецкий
- Скажите, а есть данные по выездному туризму. Сколько казахстанцев и в какие страны чаще выезжают?

- По данным пограничной службы КНБ РК, в 2010 году количество выехавших за рубеж казахстанцев составило 6 миллионов человек, а к 2015 году перевалило уже за 11 миллионов. Основная посещаемость приходится на страны СНГ - 10,3 миллиона человек, в том числе Россию - более 5 миллионов, Кыргызстан - более 3 миллионов, Узбекистан – более 1 миллиона. Что касается дальнего зарубежья, здесь лидерами являются Турция (317 тысяч), КНР (230 тысяч), ОАЭ (117 тысяч). Всего дальнее зарубежье посетило 946 тыс. казахстанцев, тогда как в 2014 году эта цифра составила около более 1 миллиона человек. Необходимо отметить, что в первом полугодии 2016 года в Казахстане впервые за несколько лет мы фиксируем снижение выездного туризма. В частности, выехало почти на 1 миллиона казахстанцев меньше - 4,5 миллиона, чем за аналогичный период 2015 года (3,5 млн.). Однозначно, снижение на 18 процентов произошло вследствие курсовой переоценки и снижения реальных доходов резидентов РК.

Для внутреннего туризма тенденция противоположна, количество обслуженных туристов составило 2,1 миллиона человек, на 5,8 процентов больше чем в аналогичный период. Въездной туризм увеличился на 4 процента и составил 323 тысячи человек. Нам важно, чтобы данная тенденция продолжалась, это будет вести к снижению отрицательного туристского сальдо в платежном балансе страны. В 2015 году из экономики наши туристы в другие страны вывезли 384 миллиона долларов.

- Недавно шел разговор о создании фонда гарантирования возврата казахстанских туристов из-за рубежа в случае форс-мажорных обстоятельств. Мы сдвинулись с мертвой точки?

- 18 октября этого года Правительством РК были одобрены проекты постановлений, регулирующие вопросы вывоза казахстанских туристов в случаях недобросовестного исполнения либо неисполнения своих обязанностей туроператорами. В последние годы участились случаи, когда по вине недобросовестных туроператоров казахстанские туристы остались в зарубежных странах без проплаченного места размещения и обратного билета. Теперь при наступлении аналогичных случаев Корпоративный фонд «Туристік Қамқор» будет принимать меры по вывозу казахстанских туристов из страны временного нахождения в республику. Система требует иметь обязательную банковскую гарантию: для туроператора - 5 000 МРП (более 10 миллионов тенге), для туропертора-фрахтователя – 15 000 МРП (более 30 миллионов тенге).

Для осуществления вывоза граждан Казахстана, являющихся туристами, создается специальный счет, который формируется из перечислений – 0,5 МРП (1 061 тенге) с каждого туристского продукта, сформированного туроператором или туроператором-фрахтователем и реализованного турагентом казахстанскому туристу. В этой связи мы, как департамент индустрии туризма, особо обращаем внимание граждан на необходимость уточнения в туркомпании, при покупке турпродукта, информации о наличии договора заключенного между туроператором, сформировавшем турпродукт, и корпоративным фондом «Туристік Қамқор». Указанные новшества введутся в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования.

Ранее данный проект рассмотрен и одобрен Советом по туризму, Межведомственной комиссией по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, Национальной палатой предпринимателей «Атамекен», и аккредитованными объединениями. 

Везде хорошо, а дома лучше
- Говоря о въездном и внутреннем туризме, мы всегда говорим о Боровом, Алаколе. А как же другие направления?

- Согласно концепции развития туризма Казахстана основными туристскими кластерами являются Астана, Алматы, Южный Казахстан, Восточный Казахстан, Алматинская область, Акмолинская область, Мангистау. 

- Можно ли говорить о развитии туризма, когда в управлениях при этих областях сидят по 2-3 человека?

- На региональном уровне туристская отрасль относится в качестве отдела туризма к различным управлениям при акиматах: предпринимательства, торговли, внешних связей и индустриально-инновационного развития. Туризм находится в ведении самостоятельного управления только при акиматах города Алматы, Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Мангистауской областей.

- Марат Несипкалиевич, вы сами предпочитаете отдыхать за рубежом?

- Если честно, я никогда не отдыхал заграницей и в ближайшее время не планирую. Предпочитаю отпуск проводить в Казахстане. 

- А какие казахстанские курорты вы предпочитаете, если не секрет?

- В последний раз, несколько лет назад, отдыхал в санатории "Окжетпес" в Боровом.  Планирую съездить на "Сарыагаш" в Южном Казахстане. Но, как правило, предпочитаю отдыхать дома. 

Алина Альбекова

«Путь Тамерлана» объединит четыре страны ЦА

Представители туристической отрасли сверяют часы.

10 Ноябрь 2019 12:23 15773

В течение четырех дней профессионалам туротрасли  Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и самого Казахстана, а также Китая, Армении, России показали самые известные достопримечательности Шымкента и Туркестанской области. Экспертам предложили оценить удобство и комфорт местных отелей.

Тур был организован двумя туристическими ассоциациями – Ассоциацией индустрии туризма Туркестанской области и Евразийской туристической ассоциацией – для туроператоров и блогеров стран Центральной Азии. Это сотрудничество началось совсем недавно, признается президент Евразийской ассоциации туризма Рысты Карабаева.

«После обретения независимости нам было интересно узнать, что там, за кордоном. И мы ринулись путешествовать в дальние страны. Турцию знаем от и до, а Казахстан – нет. Сейчас мы возвращаемся к своим корням и задаем вопрос: «Почему европейцы или турки могут гордиться и показать свои достопримечательности, а у нас что этого нет?» –  говорит Рысты Карабаева.

Насыщенная программа включила в себя посещение городищ Сауран и Отырар, выставку ремесленников и гастрофестиваль в Туркестане, пещеру Акмечеть, мавзолеи Арыстан-Баба и Ходжи Ахмета Яссави. Однако на последний объект из-за повышенных мер безопасности, связанных с визитом в Туркестан высокого гостя, участники тура не попали, чем были очень разочарованы. Зато признались, что пещера Акмечеть, природный объект в Байдибекском районе, впечатлила всех. Не хватило только некоторых небольших нюансов для полной упаковки красивой дистинации.

«Я была впечатлена пещерой Акмечеть. Единственное – хотелось кофе или чая. Знаете, в мире, в Турции особенно, это умеют делать. Не хватает, чтобы кто-то оделся в казахскую национальную одежду и предлагал чай, шоколадку. Даже кушать необязательно», – заметила руководитель «Эксперт-тур» из Ташкента Мадина Тагаева.

Гости также были удивлены отсутствием сувениров. Турист еще не заехав в город, в аэропорту может приобрести небольшие и доступные по цене сувениры, рассказывающие об этом городе или стране, о футбольной команде или природных особенностях. Да, чаще всего это все произведено в Китае и является ширпотребом по большому счету, но даже на такую продукцию гости готовы тратить деньги, а значит вкладывать в экономику твоей страны, поясняют предприниматели.  Но в Шымкенте и Туркестанской области все еще сложно найти хоть Madе in China, хоть авторские работы местных ремесленников. По крайней мере, их не оказалось в тех дистинациях, куда возили гостей.

«Только в мечети один маленький магазинчик, – говорит хозяин компании Vizit Armenia Владимир Геворкян –  Для Армении попасть сюда – это 500 долларов, через Москву. Поэтому инфраструктура важна в первую очередь. Я, как предприниматель, говорю: у вас есть то, на чем можно просто зарабатывать деньги».

Руководитель Зерафшанского совета по туризму из Таджикистана Зафар Норов поддерживает коллегу, он уверяет: можно продавать даже глину, если подвести под это интересную историческую платформу.

«По поводу сувениров. Мы вчера были на археологических раскопках, нам сказали, что восстанавливают разрушенную стену. Но возьмите пример Берлинской стены, они каждый ее камушек продают как сувенир, за 5-10 евро. Почему бы не сделать то же самое и здесь. Глину можно упаковать и, не разрушая, продавать. Туризм – это эмоции, и люди за ними приезжают, они знают, что здесь много древностей», – предлагает Зафар Норов.

Привлекательная упаковка – залог продаж

В Шымкенте турбизнесменам показали краеведческий музей, раскопки на городище Шымкент. Здесь планируется восстановить по фотографиям исторический облик древней цитадели. Возили в село Сайрам, где расположен древний город Исфидюаб с сохранившимся минаретом Хызр. Это место рождения Ходжи Ахмета Яссави. Однако предприниматели отметили, что объекты Сайрама пока не готовы к приему туристов, нет соответствующей упаковки.

«Мы были в Сайраме, и мне это интересно. Я интересуюсь суфизмом, но как турпродукт я пока буду сомневаться предлагать, потому что не готов. А что показывать? Вот сказали, что пришли в дом, где родился Яссави. Обычный дом. Надо создать о нем историю, его слова есть, чтобы о нем это говорило, что он там жил, не просто дворик. Там еще и куча срубленных деревьев лежала. Продукт для туриста не готов. В первую очередь, это все надо красиво упаковать», – считает  Мадина Тагаева.

«Мы были в Сайраме: минарет Хызры, дом Яссави, я ожидал, что мы туда пойдем и соседи смогут пригласить нас на чай. У нас, в Таджикистане, так делают. В сельской местности есть гостевые дома. И такое же развито в Кыргызстане. Люди получают доход и улучшают условия приема гостей. Если это сделать, турист всегда оставит чаевые, доллары», – считает эксперт из Таджикистана Зафар Норов.

Тема событийного туризма не раз поднималась как один из путей привлечения гостей в этот регион. Традиционными для Шымкента и Туркестанской области уже стали фестивали тюльпанов (Путь тюльпана) и дынь (Кауын фест). Потому и инфотур приурочили к гастрофестивалю в Туркестане. Однако гости заметили, что такие мероприятия должны быть в регулярном календаре, фестивалей должно быть намного больше, проводиться они должны чаще и рекламироваться не за неделю до проведения. Иначе заманить на них туристов не получится.

По мнению казахстанского блогера Якова Фёдорова, фестивали с содержательным контентом плохо афишируются. Мало кто о них знает, и, соответственно, их не посещают.

«Событийный туризм должен быть системным, он не должен зависеть от государственных тендеров», – говорит известный  блогер.

Тамерлан объединяет

Несмотря на то, что принимающей стороне было не очень приятно выслушивать критику со стороны гостей, они вынуждены были признать, что все озвученное ими – ныне существующая в местном туризме реальность, они сами об этом знают и пытаются решить давно. Да, страдает инфраструктура, в придорожные туалеты все еще лучше не входить, не хватает сувениров, туристических автобусов, объекты не упакованы для турпродажи. Но четырехдневное общение не прошло даром, родился новый туристический пакет под рабочим названием «По стопам Тамерлана», который объединит своего рода кольцом сразу четыре центральноазиатских страны (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан), где жил, воевал, строил  знаменитый полководец Амир Тимур.

«У нас возникла идея создать проект, который называется «Кольцо Центральной Азии» (Ring Central Asia). Создать такой турпакет, который называется «Путь Тамерлана», или «Тамерлан-тур».  В рамках этого кольца можно создавать множество туров по Центральной Азии. Мы уже обсудили участников этого тура: Кыргызстан,  Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, четыре страны. Уже разработали до мелочей. Почему круг? Потому что, с какой бы точки ни начинали бы этот тур туристы, они всегда будут возвращаться в ту же точку», – пояснила президент объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Industry Tourism Association of Central Azia Гульмира Ахбердиева.

Руководитель узбекской компании «Эксперт-тур» Мадина Тагаева считает, что человечество нуждается в героях. Особенно своих героев не хватает жителям наших стран, и, для того чтобы их возродить, существуют все возможности. Один из таких героев – Тамерлан.

«Эмир Тимур – великий среднеазиатский полководец. Я бы не сказала, что он только узбекский, он наш общий герой. Мне кажется, стоит его отметить отдельно. Он не только был полководцем, он был культурным человеком. В Узбекистане мы рассказываем, где  он родился, что построил. История его жизни заканчивается здесь, в Южном Казахстане. Он погибает от ран. Мне всегда хотелось, чтобы было начало и был конец. А тут получилась красивая история. И наша цель – сделать ее вместе, рассказать не только о завоеваниях, исторических датах, а больше о человеке, каким он был, как он собирал ученых и архитекторов», – отметила представительница туротрасли Узбекистана.

По словам представителя Совета по развитию туризма Таджикистана Давлата Хабибова, проект кольца привлекателен с точки зрения роста числа туристов и ознакомления молодого поколения с культурой и традициями всего региона.

«Мы предлагаем тур по тем местам, где собирал свои лечебные травы Ибн Сина, он жил здесь. Мы предложим тур в рамках кольца по тем местам, где жил и творил великий Рудаки. Мы предложим тур по тем местам, где ходили самые передовые наши предки, которые внесли великий вклад в сокровищницу ислама. И использовали ислам для того, чтобы максимально развить науку в мировом масштабе», – подчеркнул представитель Совета по развитию туризма Таджикистана Давлат Хабибов.

Нужно отметить, что гостям особо понравился мастер-класс по приготовлению бешбармака, который им организовали в Шымкенте. Все взяли это на заметку для своей работы и предложили обязательно включать его в турпакеты не только для иностранных, но и для туристов из ближайших соседних стран. Мало того, ташкентцы пообещали, что обеспечат бесперебойный поток гостей буквально каждые выходные.

«Вчера выставила фото бешбармака в Facebook, и у меня все спрашивают, где это ты его достала, куда нужно поехать, чтобы его попробовать. Мы делаем праздник плова, можно такой же сделать праздник бешбармака, выбрать определенный день в неделю, и наши туристы толпами будут к вам приезжать, потому что любят мясо, и такого бешбармака у нас нет. Это реально можно сделать», – уверяет представитель турфирмы BenTour из Ташкента Азатгуль Торениязова.

Казахстанские представители туротрасли отметили, что на границе с Узбекистаном в Сарыагаше, напомню, что Ташкент находится всего в 120 км от Шымкента, строится новый терминал, где будет предусмотрен зеленый коридор для туристов. Вопрос решается на межправительственном уровне. В следующем году должен быть готов и новый терминал шымкентского аэропорта. Это позволит увеличить пассажиропоток, а значит, и туризм. На 2020 год Шымкент избран культурной столицей стран СНГ, а потому гостей и туристов в третий мегаполис страны ожидается много. А вот времени на устранение самых очевидных ошибок совсем мало.

Мира Бахытова

МИД позаботился о казахстанских туристах

Представители министерства иностранных дел презентовали мобильное приложение Smart TravelKZ. 

14 Декабрь 2017 19:59 6434

По словам директора департамента консульской службы МИД РК Ардака Мадиева, туристы многих стран сегодня получают помощь консулов только лишь с помощью одного мобильного приложения. У казахстанских туристов такой возможности до сих пор не было.

«Многие наши граждане, попадая в чужой стране в неприятную или нестандартную ситуацию, теряются. Бывает, что начинают звонить родственникам, которые выходят на наше министерство. А это существенная потеря времени. Посредством нового мобильного приложения Smart travelKZ они могут выйти напрямую на нас, связаться с ближайшим консульским учреждением, получить своевременную помощь и рекомендации по выходу из сложившейся сложной ситуации», – рассказал он в рамках презентации нового мобильного приложения для туристов.

Связаться с консулом с помощью Smart travelKZ можно будет тремя способами: оставив голосовое сообщение, заказав обратный звонок или отправив письмо на электронную почту.

Кроме того, в мобильном приложении содержится подробная информация о странах и городах, законодательной базе, денежной единице, религии, традициях и обычаях.

«Каждая страна имеет свои особенности, это касается стран Ближнего Востока, как Арабские Эмираты и Иран, где есть соответствующая форма одежды и нормы поведения. Бывает, что зачастую наши граждане, не зная этих норм, привлекаются к административной и даже уголовной ответственности. В этой связи нами весь опыт обращения наших граждан суммирован, и мы попытались наиболее полную информацию в мобильном приложении разместить», – уточнил Ардак Мадиев.

В мобильном приложении были также собраны контактные данные всех посольств, список консульских учреждений, адвокатов, медицинских служб, казахстанских представительств транспортных перевозчиков. Кроме того, в нем содержится информация о визовом режиме, порядке пребывания иностранных граждан в той или иной стране, а также советы по вопросам страхования, медицинского обслуживания за рубежом и действиях при чрезвычайных ситуациях. Предполагается, что Smart travelKZ будет даже предупреждать туристов о санитарно-эпидемиологической и криминалистической ситуации в стране пребывания.

По словам представителя МИДа, в мобильном приложении предусмотрен раздел экстренных новостей, где будет сообщаться обо всех чрезвычайных ситуациях в мире, природных катаклизмах, демонстрациях, забастовках и беспорядках, устраиваемых в различных государствах. Особенно актуальной для казахстанских граждан, уверены в МИДе, будет информация о предметах, запрещенных к вывозу и ввозу, правила беспошлинного ввоза и вывоза, а также ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Как сообщил Ардак Мадиев, мобильное приложение уже протестировано и доступно для всех пользователей Android. По данным МИДа, на сегодняшний день 60% казахстанцев являются пользователями этой мобильной платформы. Несколько сложнее сложилась ситуация с пользователями айфонов, работающими с платформой iOS, поскольку согласование с американскими службами заняло длительное время. К слову, на разработку приложения, которое должно обеспечить безопасность граждан, выезжающих за рубеж, было затрачено 2,3 миллиона тенге.

«Проблема уже решена, и мы надеемся, что в ближайшие дни до Нового года данная программа будет доступна и для них», – сообщил он.

На сегодняшний день консульские представительства Казахстана расположены в 67 странах мира. Все консулы, заверил представитель МИДа, уже оповещены о запуске данной программы и готовы оказать помощь в любое время.

Отметим, в 2017 году в Казахстан было возвращено 100 граждан, оказавшихся в затруднительном положении и попавших в чрезвычайные ситуации, содействие в транспортировке было оказано родственникам 49 умерших граждан, а также оказана помощь более 50 лицам, ставшим жертвами противоправных действий со стороны криминальных структур, и оказавшимся в затруднительных обстоятельствах за рубежом казахстанцам.

Алина Альбекова