В следующем году в Казахстане должна быть внедрена обязательная маркировка лекарственных препаратов. О том, как не наступить на чужие грабли, и о том, что показал пилотный проект, inbusiness.kz рассказал управляющий директор Центра развития цифровой экономики Нуржан Бакеев.
– Начнем с того, изучался ли российский опыт маркировки, у них уже она введена? Думаю их проблемы, будут близки и нам.
– Да, в России обязательная цифровая маркировка лекарств введена с 1 июля 2020 года. Безусловно, перед тем, как начать у нас в стране пилотный проект по маркировке лекарств, мы подробно изучили опыт этой страны, а также и других стран, к примеру, США, Китая, Турции, Кореи, стран Европы.
Говоря о России, она среди государств-участников ЕАЭС первая внедрила обязательную маркировку на медпрепараты. Отмечу, что в целом цифровая маркировка является межнациональным проектом, страны Союза в 2018 году подписали Соглашение о реализации проекта по цифровой маркировке различных товаров.
Конечно, мы наблюдали, как проходил там пилотный проект по лекарствам, затем исследовали результаты "пилота", которые им позволили внедрить обязательную маркировку. Все плюсы и минусы внедрения маркировки в РФ мы анализируем и отрабатываем.
– Опять же, если следовать российскому опыту, там возникли проблемы со считывание кодов и прочее.
– Во время пилотного проекта по цифровой маркировке лекарств, который проходил у нас, мы использовали структуру кода маркировки именно на примере Российской Федерации, которая была утверждена и используется у них. Можно с уверенностью сказать, что на протяжении всего нашего "пилота" при прослеживаемости упаковок лекарств от производителя до аптек и медорганизаций проблем со считываемостью кодов различным оборудованием (ТСД и сканеры) не возникало. В открытых источниках РФ мы не видели данных о проблемах по считываемости кодов при введении обязательной маркировки.
– Цена вопроса: сколько стоит необходимое оборудование и как это может отразиться на цене на лекарства? Не возникнул ли проблемы с поставками лекарств в аптеки?
– Оборудование самое разное. В пилотном проекте мы протестировали два способа маркировки фармпрепаратов: прямое нанесение, когда код маркировки наносится непосредственно на упаковку лекарства во время производства, и стикетирование – код наносится на материальный носитель (стикеры/этикетки). Исходя из этого, стоимость разная по оборудованию. Все зависит от способа нанесения, который выберет сам производитель, также от производительной мощности оборудования, которое сейчас существует на заводах, и зависит от вида упаковки.
Нужно сказать, что на сегодня МИИР РК уже проработан приказ по мерам господдержки производителей лекарств на маркировку. На закупку оборудования и программного обеспечения. Крупному бизнесу планируют возместить до 40% затрат, среднему – 60%, малому – до 80%. Думаю, при таких мерах господдержки, существенно снизятся затраты бизнеса на одномоментный закуп оборудования.
Что касается поставок, то для того, чтобы не допустить коллапса по лекарственным средствам для больниц, аптек, маркировка будет вводиться поэтапно. В целом планируется начать обязательную цифровую маркировку "фармы" в 2022 году. Поэтапность нужна для того, чтобы производители смогли подготовиться к маркировке.
По поводу стоимости, нужно учитывать ежегодную инфляцию, а также и то, что оборудование производители не будут покупать каждый год, это одномоментные затраты. Плюс есть меры поддержки. Поэтому существенно на стоимости лекарств это не отразится.
– Все ли препараты будут проходить маркировку?
– Поэтапная цифровая маркировка лекарств будет вводиться согласно перечню, который утверждается правительством РК. После всех этапов будут маркироваться все препараты, кроме тех, которые не подлежат маркировке согласно Соглашению.
– Что показал наш пилотный проект?
– Он начался в Казахстане в сентябре 2019-го и завершился 31 июля текущего года. Все мероприятия, запланированные по "пилоту", единый оператор маркировки и прослеживаемости выполнил, весь функционал системы маркировки протестирован и реализован.
Среди участников "пилота" – "СК-Фармация", пять аптек, восемь медучреждений, два импортера, два дистрибьютора и четыре отечественных производителя лекарств. Фармзаводы протестировали цифровую маркировку на базе своих производств.
Все данные о промаркированных лекарствах поступали в информационную систему, программа создала для каждой упаковки продукции Data Matrix код. В нем "зашита" информация о производителе, импортере, дистрибьюторах, наименование, дозировка и другая необходимая информация.
Оцифрованные препараты смогли полностью отследить на пути от производителя через склады единого дистрибьютора и коммерческих дистрибьюторов до медучреждений, аптек. Думаю, к основному запуску готовы.
Марина Попова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!