Как сообщили в Казахстанской туристской ассоциации (КТА), клиенты, которые приобрели путевки в Турцию, начали обращаться к туроператорам в первый же день после госпереворота в этой стране. И пока поступило около сотни заявок на отказ от ранее выкупленных путевок в адрес туроператоров, состоящих в КТА (в совокупности они занимают 80% казахстанского рынка туристических услуг). Об этом abctv.kz сообщила представитель КТА Астане, а также генеральный директор столичной турфирмы "Саят" Инна Рей. По ее словам, сейчас заявки на стадии рассмотрения.
"У нас процесс начался с первого дня событий в Турции, то есть с 16 июля. Люди приходили в агентство, выясняли, насколько безопасно сейчас в Турции и стоит ли снимать туры. Основная масса обратившихся хотела не снять, а перенести свой отдых. Когда просчитывались все возможные варианты, в конце концов все, кто хотел снять туры и поменять на другое направление, к концу дня остались на своих прежних позициях. Пока у нас снимают туры те, кто запланировал лететь в Турцию в августе. И то они просят пока приостановить бронирование и ждут, как будут развиваться события в Турции. Или переходят на другие направления", - говорит Инна Рей.
Она отмечает, что 100 заявок на отказ от путевок на фоне 6-8 тыс. казахстанских туристов, еженедельно вылетающих на отдых в Турцию в текущем периоде - незначительная потеря.
Г-жа Рей отмечает, что в происходящей ситуации, когда в Турции не объявлен режим чрезвычайной ситуации и авиаперелеты в эту страну можно осуществлять без ограничений, альтернативы этому отдыху практически нет.
"Пока мы считаем, что нам нужно проявить выдержку. Ну, не найти нам более лояльного, удобного и более качественного, чем отдых в Анталье. Особенно для семьи с детьми. Мы по запросу клиентов перебираем разные страны в качестве мест отдыха, и что бы мы не смотрели, даже ближайшие места в Казахстане, все получается дороже", - говорит Инна Рей.
Говоря о возмещении путевок туристам, которые все же отказываются от отдыха в Турцию, большинство авиаперевозчиков возвращают полную стоимость билета. Как говорит директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова, только несколько компаний требуют 100-процентное возмещение ущерба. Она заверила, что в настоящее время идут переговоры и каждый случай отказа рассматривается в индивидуальном порядке: "Некоторые авиакомпании делают 100-процентный возврат стоимости билета – TurkishAirlines, AirAstana. PEGAS делает возврат на стамбульское направление, они не летают в Анталью. Другие авиакомпании в процессе поиска решений. От их руководства идет понимание ситуации".
По данным г-жи Шайкеновой, до 17 июля на курортах Турции отдыхало около 7,5-8 тыс. казахстанцев. В прошедшее воскресенье часть наших туристов вернулась на родину. "Среди них те, кто завершил отдых, и те, кто не завершил. Кто-то продолжает отдыхать в штатном режиме. От отдыхающих в Анталье поступает информация, что там все спокойно, погода хорошая. Единственное - отели усилили меры безопасности и просто не рекомендуют гостям выходить за пределы отеля", - говорит директор КТА.
По ее словам, ежедневные авиарейсы в Анталью из Казахстана выполняют местные компании: Scat и AirAstana, из зарубежных - Atlasjet и TurkishAirlines.
Отдельные авиаагентства констатируют, что текущая ситуация с возвратом авиабилетов в Турцию по причине переноса сроков отдыха или отказа от него вообще лишает их прибыли и делает работу бесполезной.
"Сегодня аврал в плане возвратов в этом направлении", - сказал abctv.kz глава агентства воздушных сообщений Ost-West Дмитрий Островский.
По его данным, все авиакомпании с пониманием относятся к этой ситуации. "Даже по жестким ограничениям тарифных условий – это жесткие штрафные санкции и практически невозвратные билеты –разрешают полный возврат или переносы. То есть людям дают свободу в этом плане", - говорит глава авиаагентства.
Поскольку сдача авиабилетов является вынужденной, то все заработанное авиаагентом при их продаже возвращается назад клиенту.
"Тарифная политика нашей компании подразумевает полный возврат сервисного сбора при объективном форс-мажоре. Фактически мы ни копейки на этом не зарабатываем, а работа становится бесполезной и минусовой в плане доходности. Как правило, возвратов намного меньше, чем продажи и это нормальная неотъемлемая издержка нашего труда. Но, когда люди массово сдают билеты, то это "больно" с точки зрения извлечения дохода и вообще функционирования нашего бизнеса. Вся предыдущая работа в одночасье становится бесполезной", - говорит Дмитрий Островский.
Агентство Ost-West имеет офисы в Астане, Караганде и Кокшетау. Субагенты, с которыми оно работает, географически охватывают центральный, северный и западный Казахстан.
Саян Абаев