Мажилис Парламента Казахстана на пленарном заседании в среду, 22 мая 2019 года, одобрил в первом чтении проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка и микрофинансовой деятельности".
По данным главы Национального банка Ерболата Досаева, законопроект предусматривает два направления. Первое направление – это создание независимого органа регулирования финансового сектора. Для содействия экономическому росту страны Национальный банк намерен сконцентрироваться на эффективности денежно-кредитной политики и реализации мер по контролю за инфляцией.
Как ранее сообщал зампред НБ Олег Смоляков, функции регулирования и развития финансового рынка, а также защиты прав потребителей предлагается передать в новый государственный орган, непосредственно подотчетный Президенту Республики Казахстан – Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков.
"Деятельность Национального банка и агентства будет тщательным образом скоординирована, в том числе путем взаимного представительства в органах управления. Агентство будет финансироваться за счет республиканского бюджета. Система оплаты труда будет утверждаться Правительством Республики Казахстан, а статус служащих будет аналогичен статусу служащих Национального банка", – сообщал он.
В целях исключения дублирования и снижения нагрузки на финансовый сектор будет создана единая база статистической и регуляторной информации с равным доступом для Национального банка Казахстана и агентства.
Второе направление законопроекта – это устранение регуляторного арбитража и системных проблем на рынке потребительского кредитования. В настоящее время потребительские займы имеют порядка 5 млн человек. Их общая задолженность превышает 4 трлн тенге. Задолженность каждого заемщика в среднем составляет 800 тыс. тенге. Наиболее активный прирост портфеля потребительских кредитов наблюдается в нерегулируемом секторе – это онлайн-кредиторы, кредитные товарищества и ломбарды. В то же время увеличивается закредитованность граждан, нарушаются интересы заемщиков со стороны нерегулируемых субъектов, безответственно кредитуются социально уязвимые слои населения.
"Для решения указанных проблем предлагается расширить периметр регулирования надзорного органа, включив в него всех субъектов кредитования. Предлагаемые подходы предусматривают введение дифференцированной системы регулирования небанковских кредитных организаций", – отметил Ерболат Досаев.
Майра Медеубаева