Теперь отечественным предприятиям выгоднее не производить медь, а продавать руду в КНР. Таким образом, Казахстан может превратиться в сырьевой придаток медной отрасли Поднебесной, передает NUR.KZ.
За последние 10 лет Китай увеличил объемы выплавки меди (производители называют ее катодной, или катодами) более чем в два раза, с 4 млн до 9 млн тонн в год, и, соответственно, объемы переработки медных концентратов. Медный концентрат – это обработанная руда с более высоким содержанием меди (порядка 20%), готовая для производства этого металла.
Вместе с ростом объемов выпуска катодов в Китае увеличился и импорт медных концентратов. По итогам 2019 года, ввоз этого сырья в Поднебесную достиг рекордного уровня – 22 млн тонн, что на 11% больше, чем годом ранее. Внутренние медеплавильные мощности в Поднебесной выросли, и им остро не хватает того объема концентратов, который добывается в КНР. Усиление конкуренции за произведенные внутри страны концентраты остается движущей силой роста импорта этого сырья.
Увеличение объемов производства меди в Китае только за последние пять лет привело к снижению стоимости переработки медных концентратов со 110 до 60 долларов за тонну (одна из самых низких в мире), увеличению спроса на импортное сырье и как результат росту цен на него в КНР.
Как отмечают эксперты, в этих условиях отечественным предприятиям становится выгоднее не производить медь, а просто продавать сырье для ее выпуска в Китай.
Сегодня более 70% добываемых в Казахстане медных концентратов уходит за границу, в основном в Поднебесную. Связано это с тем, что в РК не хватает перерабатывающих мощностей медеплавильных заводов и большую часть добываемого сырья приходится экспортировать.
По мнению аналитиков, если Китай и дальше будет повышать закупочную стоимость медных концентратов, а все идет к тому, что так и будет, то весь объем добываемого в Казахстане этого сырья будет уходить в Поднебесную. Тем самым РК в скором времени может остаться без медеплавильной промышленности, превратившись в сырьевой придаток медной отрасли Китая.
При реализации этого сценария развития ситуации пострадают не только производители меди, но и вся казахстанская экономика. Произойти это может по нескольким причинам.
Во-первых, продавая только медное сырье, то есть продукцию с низкой степенью передела или вообще без него, Казахстан будет терять добавленную стоимость. Здесь можно провести аналогию с добычей нефти, когда из-за слабых нефтеперерабатывающих мощностей страна продает на экспорт в основном только это углеводородное сырье, упуская миллиарды долларов потенциальной прибыли.
Во-вторых, медные концентраты, помимо самой меди, содержат в небольших долях драгоценные и редкоземельные металлы (золото, серебро и др.). Все эти ресурсы будут уходить за границу, хотя могли бы перерабатываться внутри страны. В этом случае только производство золота в Казахстане снизится на 8-10 тонн в год.
В-третьих, при плавке медных концентратов образуется серная кислота, которую можно использовать в металлургической и химической промышленности. Тем самым Казахстан лишат дополнительной возможности обеспечить недорогим сырьем эти отрасли.
В-четвертых, медь занимает третье место после нефти и газа по доходам страны от экспорта. Остановка медеплавильных мощностей негативно скажется на налоговых поступлениях в госбюджет, сокращении рабочих мест и снижении активности малого и среднего бизнеса, реализующего свою продукцию и услуги крупным предприятиям отрасли.
В-пятых, все это в конечном итоге может привести к социальной напряженности, и в первую очередь в таких моногородах, как Жезказган или Балхаш, где расположены крупные медеплавильные заводы.
Для того чтобы нейтрализовать надвигающуюся угрозу, необходимо в Казахстане обеспечить соответствие перерабатывающих мощностей добываемому сырью. Сопровождаться это должно внедрением современных технологий, направленных на повышение извлечения полезных компонентов, снижение энергоемкости производства и уменьшение негативного влияния на окружающую среду. Вопрос только в том, как это реализовать?
Все это может стать возможным только при поддержке со стороны правительства Казахстана. В частности, большая часть оборудования и технологий на отечественных медеплавильных заводах изношены и устарели. Из-за этого показатели извлечения металлов на них низкие, себестоимость переработки сырья очень высокая, а урон природе огромен. Без помощи государства в виде субсидий, льготного налогообложения, таможенных преференций и так далее реализовать масштабную программу по модернизации действующих и вводу новых предприятий невозможно.
Увеличив медеплавильные мощности, необходимо будет их обеспечить стабильными поставками медных концентратов. Добиться этого можно будет путем введения таможенных пошлин или даже моратория на экспорт медесодержащего сырья в КНР. Необходимо активно использовать инструменты протекционистской политики государства для стимулирования внутреннего производства. К подобным приемам прибегают многие страны. Тот же Китай ограничил вывоз медных полуфабрикатов, введя экспортные таможенные пошлины на них.
В дальнейшем по мере расширения производственных мощностей целесообразной является отмена импортных пошлин на ввоз сырья для медеплавильных заводов. Кроме того, необходимо создавать специальные экономические зоны на территории их расположения для выпуска продукции с уже более высоким переделом и соответственно добавленной стоимостью. В этом случае Казахстан сделает серьезный шаг в деле отхода экономики от сырьевой направленности.