До 2020 года медицинские организации должны получить статус предприятий с правом хозяйственного ведения (ПХВ). Это даст их руководству решать текущие дела без согласования в управлении здравоохранения. Например, самостоятельно составлять штатное расписание.
К этому же времени в медорганизациях планируется сформировать наблюдательные советы (НС), которые будут выполнять функции управляющего органа.
Как пояснила abctv.kz вице-министр здравоохранения РК Ляззат Актаева, на механизм финансирования данные изменения влиять не будут.
По ее словам, речь больше идет о подотчетности руководства медпредприятий перед наблюдательными советами.
"То есть НС утверждает стратегические документы медорганизации. Затем эта медорганизация с определенной кратностью отчитывается перед ним о достижениях своих ключевых показателей результативности. Когда руководитель медорганизации имеет конкретные ключевые показатели результативности: удовлетворенность пациентов, удовлетворенность персонала, рентабельность активов медорганизации, он четко знает, что должно быть результатом труда. Управленческие процессы он должен выстраивать на достижение конкретных результатов. И в основе лежит рациональное использование ресурсов. Он четко должен понимать, каким образом должны расходоваться данные бюджетные средства. Это и сейчас есть, но с медорганизаций спрашивает местный орган управления, а тут появится наблюдательный совет, которому будут подотчетны", – сообщила вице-министр здравоохранения Ляззат Актаева.
В состав наблюдательных советов могут входить представители местных органов управления здравоохранения, а также независимые члены в лице бизнеса и общественности.
По информации министерства здравоохранения, на сегодня в Казахстане 533 предприятия уже переведены на новую форму собственности (84% от всех учреждений, пригодных для реорганизации), 284 из них имеют наблюдательные советы. До конца года планируется преобразование еще 99 предприятий.
По словам Ляззат Актаевой, процесс в Казахстане начался в 2008 году. Но внедрение принципов корпоративного управления в здравоохранении затягивается из-за пробелов в нормативно-правовых актах (НПА).
В частности, в НПА отсутствуют понятия корпоративного управления для госпредприятий, независимых членов наблюдательного совета, секретаря наблюдательного совета.
"Также нет компетенций уполномоченного органа и местных исполнительных органов по внедрению, организации и реализации корпоративного управления в организациях здравоохранения. Минимальная компетенция наблюдательных советов, то есть отсутствует функция органа управления, отсутствует мотивация членов наблюдательного совета в эффективной работе организаций здравоохранения", – сказала замглавы минздрава.
Также проблему в ведомстве видят и в местных исполнительных органах, которые не проявляют активности в данном вопросе.
Сейчас министерством здравоохранения и министерством национальной экономики прорабатываются вопросы, которые позволят упростить процедуру перехода госучреждений на ПХВ.
В частности, подписан приказ министра национальной экономики РК "О внесении изменений и дополнений в приказ об утверждении критериев, предъявляемых к ГП на ПХВ, в которых создаются наблюдательные советы, от 20 февраля 2015 года № 114".
Динара Куатова