По словам сенатора Едила Мамытбекова, все люди, которые живут в Казахстане, – специалисты в трех областях: в сфере образования, потому что все учились, в сфере информатики, потому что все пользуемся компьютерами, и в сфере здравоохранения, потому что иногда болеем, передает inbusiness.kz.
"В этой связи я бы хотел поднять следующие вопросы. Финансирование всей отрасли здравоохранения в 2018 году составило 900 млрд тенге, в 2019-м – 1 триллион, 2020-м – 1,5 триллиона, 2021-м – 2,3 триллиона, плюс 860 млрд на борьбу с пандемией, в 2022 году – 2,5 триллиона. В сентябре 2022 года деньги закончились. Вопрос: в январе 2022 года премьер-министр дал поручение провести полный финансовый аудит отрасли. Что было сделано, какие выводы минздрав сделал?" – спросил он.
Депутат отметил, что в 2020-2021 годах больницы были закрыты и не принимали плановых пациентов, а деньги все освоены.
"А какая реальная доказанная потребность в 2023 году? Минздрав знает ответ на этот вопрос и минфин? Сможете обосновать? Сегодня говорилось об информационной системе минздрава. В 2018 году их было 26, в 2020-м – 19. Президент в июле 2022 года сказал, что в 2022 году стало их 40. До конца 2022 года станет 48, в 2023 году станет 52. На сопровождение одной информсистемы из бюджета выделяется ежегодно 70 миллионов тенге. Значит, в 2018 году – 1,8 млрд, в 2020-м – 1,3 млрд, в 2022-м – 2,8 млрд, в 2023-м – 3,6 млрд", – привел цифры депутат.
Он отметил, что чем больше информационных систем, тем больше народных денег на их сопровождение. Зачем это нужно? Почему количество информсистем увеличилось с 19 до 40 с 2020 по 2022 год? Куда ушли бюджетные деньги?
"Где платформа, о которой вы говорили сегодня? Ту, которая была, опозорили, оклеветали. Было публичное выступление уполномоченного по защите прав детей Аружан Саин, где она открыто заявила, что минздрав занимается рисованием цифр и вводит в заблуждение главу государства лживыми отчетами. То есть медуслуги не доходят до людей, а деньги полностью осваиваются. Как они осваиваются? Как минздрав контролирует освоение денег до каждого пациента? Какие механизмы реализованы получением медуслуг каждого гражданина?" – спросил Мамытбеков.
Он напомнил, что в 2019 году минздрав автоматически проверил дипломы всех врачей.
"Знаете, сколько фальшивых дипломов было выявлено? Похожие проверки вообще проводились в 2021-2022 годах? Вы анализировали возможные корреляции скандальных случаев в регионах с возможными фальшивыми дипломами? Почему минздрав в октябре 2022 года остановил проект по отслеживанию лекарственных средств на территории РК? Какая была в этом необходимость? Оборот контрафактных лекарств в РК превышает озвученные правительством 10-12%. Почему на некоторые лекарства цены выросли в 3 раза в 2022 году? Почему сотрудники медорганизаций не могут получить свои выплаты? Вы же отчитывались перед главой государства о полном исполнении его поручения о выплате всем медработникам всех положенных доплат. Кто врет?" – задал вопросы депутат.
В Алматинской многопрофильной клинической больнице на лечение граждан направлено лишь 8% бюджетных средств, добавил он.
"А это значит, что более 20 тысяч пациентов не получили лечения. Мне кажется, здесь причина кроется в том, что законодательно не урегулированы некоторые вопросы по преобразованию медобъектов из государственных в учреждения на праве хозяйственного ведения. Почему вы не занимаетесь этими вопросами? Как и полагается, возникает вопрос – что делать? Получается, что деньги на лечение пациентов выделены, но на местах их не осваивают из-за правовых проблем, почему вы не поднимаете эти вопросы?" – возмутился Мамытбеков.
Он напомнил, что весной 2022 года минздрав издал приказ номер 37, где часть медуслуг переводят в ОСМС.
"Но, видно, этот приказ не доведен до конца. Почему многие медорганизации уже несколько недель указывают дату плановой госпитализации на 2023 год, который еще не наступил? Что это означает? Что, деньги в Фонде страхования закончились, что ли, куда они делись? Вообще, вы знаете, сколько каждый день госпитализируется людей в стране, сколько экстренных госпитализаций, сколько плановых? Я прошу на эти вопросы дать письменный ответ", – резюмировал сенатор.