/img/tv1.svg
RU KZ
Медведь наступает на хвост китайскому дракону

Медведь наступает на хвост китайскому дракону

ГАЗ договорился о сборке автобусов в Казахстане. 

09:55 06 Октябрь 2016 8066

Медведь наступает на хвост китайскому дракону

Автор:

Куралай Абылгазина

Российская автомобильная группа «ГАЗ» поконкурирует с китайскими и корейскими производителями автобусов в Казахстане. Компания договорилась с отечественным заводом «СемАЗ» о сборке своих моделей в Семипалатинске.

Отечественный производитель коммерческой техники ТОО «СемАЗ» и российская группа «ГАЗ» будут собирать в Казахстане автобусы городского класса «ЛИАЗ 5292». Техника работает на дизеле и газовом топливе, в России такие модели выпускает Ликинский автобусный завод. Компании подписали соответствующее соглашение на 50 млн долларов во время форума межрегионального и приграничного сотрудничества Казахстана и России. Производители будут работать в формате кооперации - семипалатинский завод получит лицензию на сборку «ЛИАЗов» и осуществлять ее, а российская сторона будет поставлять машинокомплекты. На первом этапе планируется собрать порядка 200-300 автобусов.

В интервью abctv.kz директор экспортного департамента дивизиона «Автобусы» группы «ГАЗ» Дмитрий Пыжиков отметил, что компании намерены увеличивать местное содержание на производстве. Он также не исключает, что в будущем на семипалатинском заводе будут собирать и другие модели автобусов группы «ГАЗ».

«Это не одномоментный проект направленный только на ежесекундное извлечение прибыли. Мы бы хотели закрепиться на этом рынке именно через локальное производство - наращивать локализацию, ежегодно увеличивать темпы производства и привлекать остальную продукцию из нашей производственной линейки. Также привлекать другие заводы, в том числе Павловский автобусный завод и Курганский автобусный завод (входят в группу «ГАЗ» - прим. Авт ), и заниматься локализацией и производством их автомобилей здесь на территории Казахстана», - пояснил представитель российской группы.

Для «ЛИАЗов» уже нашелся первый покупатель. Во вторник семипалатинский завод подписал контракт с автопарком №8 в Астане на поставку одного автобуса. Как уточнили в представительстве «ГАЗа» в Казахстане, стоимость контракта составляет порядка 130 тыс. долларов. Автобусы сертифицированы согласно нормам и требованиям технического регламента стран Таможенного союза. По словам Дмитрия Пыжикова, в планах «ГАЗа» удержать свою долю на казахстанском рынке в районе 35-40% и нарастить ее в последующем. Реализацией автобусов семипалатинской сборки в Казахстане займется дилер «КазАвтобусПром» (входит в группу "ВИРАЖ").

«Мы подписывали контракт по продаже с автобусным парком №8, раньше он назывался «Кулагер», на поставку первого собранного здесь в Казахстане низкопольного 12-метрового автобуса «ЛИАЗ». Также у нас есть целый ряд партнеров и наших уже устоявшихся клиентов на всей территории Казахстана. Мы не первый год присутствуем здесь. Однако только сейчас подошли к такому моменту, чтобы еще начать локально производить свою продукцию», -  добавил он. 

Конкуренцию «ЛИАЗам» на казахстанском рынке составят европейские поставщики, китайские Ankai и корейские Daewoo. Последние, кстати, планируют произвести 1200 автобусов в 2016 году в Казахстане. Что касается европейской техники, напомним, в 2014 году акимат Астаны заключил контракт на поставку 358 автобусов итальянского производителя IVECO. Также в сентябре казахстанская Allur Group начала сборку китайских автобусов городского типа Ankai на своем дочернем предприятии «СарыаркаАвтоПром».  Дмитрий Пыжиков считает, что российские автобусы будут бороться за будущие контракты с помощью ценового преимущества и полноценного сервисного обслуживания.

«Соотношение цена качество у нас, я считаю, превосходит европейские аналоги. По цене мы однозначно гораздо привлекательнее. Сейчас власти крупных городов отошли от прямой закупки товаров, то есть они хотят еще сопровождающие услуги – запасные части, сервис, программы обучения. Поэтому сложно сравнивать цены той или иной машины. Но считаю, что наше ценовое преимущество, как минимум, двукратное это точно. По используемой агрегатной базе мы не уступаем – используем, как отечественные, так и агрегаты передовых европейских производителей», - заключил г-н Пыжиков. 

Куралай Абылгазина

Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов

05 Сентябрь 2020 08:29 4181

22 автобусные компании Шымкента получили уведомления о расторжении контрактов.

В Шымкенте прошло очередное заседание совета по защите прав предпринимателей при НПП «Атамекен», передает корреспондент Inbusiness.kz. На котором, как справедливо заметили все его участники, «снова по новой» разбирались проблемы компаний городского общественного транспорта. К старым, можно даже сказать, застарелым вопросам, таким как наложение графиков движения автобусов частных компаний и новоявленного автопарка от СПК Shymkent компании «Шымкент-бас» присоединилась новая беда – 22 из 24 существующих в мегаполисе компаний получили от управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента уведомления о расторжении контрактов. Основание – отсутствие на автотранспортных средствах аппаратуры спутниковой навигации с предоставлением информации организатору перевозок в режиме реального времени и несоблюдение регулярности движения в апреле-мае 2020 года.

«Само основание для расторжения договоров не соответствует действительности. У перевозчиков в каждом автобусе имеется GPS-навигатор для отслеживания регулярности движения, который обслуживается ТОО IT SOFT ENERGY на основании заключенного договора. А управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкент,а оказывая давление на перевозчиков, заставляет их заключать договоры исключительно с КГУ «Центр диспетчерской службы» (ЦДС). По отзывам самих перевозчиков, диспетчерская служба ЦДС для них неудобна, она не предоставляет услуги техобслуживания и ремонта, как это делает альтернативная ей компания. Поэтому, считают перевозчики, они и выбрали  ТОО IT SOFT ENERGY. А акимат им навязывает свою диспетчерскую службу», – отмечает заместитель директора Палаты предпринимателей Шымкента Кайрат Акенов.

Больше всего предпринимателей возмущает факт, что с ними расторгают договоры за нарушения, сделанные в самый разгар действия режима ЧП и строго карантина – апрель-май.

«Большинство перевозчиков заключили договор с ТОО IT SOFT ENERGY. С марта ограничения не продуманные, новый график движения с ограничением по времени, и это расписание не было утверждено управлением. Поэтому претензии незаконны. Плюс к этому полгорода перекопано, маршрут соблюдать нет возможности, объезжали как могли, нас даже не предупреждают о закрытии улиц. И нам предъявляют претензии, что мы не соблюдаем график,  да вообще было непонятно, как ездить. Во время ограничений мы с 11 до 17 вечера не работали, как они могли проверить регулярность?! И потом надо брать представителя компании, чтобы доказать. Это неправдоподобная проверка, мы считаем все претензии незаконными и необоснованными», – возмущается владелец ТОО «Санжар-моторс» Еликбай Токбергенов.

За что и что делать?

При этом многие предприниматели имеют долгосрочные договоры банковского займа на такой же срок, на который заключены договоры по  обслуживанию маршрутов. К примеру, ТОО «Санжар Моторс» имеет договор до октября 2028 года, ТОО «Мир и Ко» –  до марта 2027 года, а ТОО «Ордабасы» – до апреля 2021 года. Кроме того, 11 компаний из 22, входящих в ассоциацию «Южавтотранс», обновили свой автопарк, взяв в кредит новые машины. Сумма задолженностей перед банками от 12 млн до 186 млн тенге.

«Перевозчики сейчас находятся в полной ..., грубо говоря. Я в этой сфере более 20 лет работаю, а проблемы создаются искусственно. В 2017 году я взял 30 млн займа в Forte Bank. Что мне теперь делать? Плюс своих 10 млн потратил, а кредит я должен отдать вместо 30 млн 45 млн тенге. А вы-то 300 автобусов купили, потом 600 снова. Нам что делать?! Поймите нас, пожалуйста. Мы же подняли эту отрасль, не государство. По запчастям, по ремонту у меня долг с кредитом 56 млн тенге, плюс шесть месяцев я брал отсрочку, но проценты-то добавляют! Какая  вероятность, что на других маршрутах субсидии дадут??? Вы сказали, несколько месяцев работать без субсидий. Три дома у нас в залоге, брат двух домов уже лишился из-за этой ситуации. Как нам быть дальше?! Мы завтра на улице останемся – 24 перевозчика об этом вам говорят, а вы субсидии не платите», – отмечает владелец ТОО «Мир и Ко» Марат Медеуов.

Принявшие участие в онлайн-заседании совета и. о. руководителя управления транспорта и автодорог Талгат Тулегенов и начальник отдела пассажирского транспорта Наурыз Сугиралиев перечислили множество претензий к пассажироперевозчикам. Так, по их словам, они устали от постоянных жалоб горожан на долгое ожидание, переполненность салонов и на то, что автобусники отказываются доезжать до отдаленных остановок и заканчивают работу намного раньше положенного.

Для полной картины

Причем и ежу понятно, говорят перевозчики, что причина найдена ради того, чтобы оставить на рынке услуг только одну компанию – «Шымкент-бас». Для нее было взято в лизинг около 300 автобусов в прошлом году и 590 в этом. Также по заказу акимата была создана новая схема движения, разработчиком которой выступила небезызвестная казахстанцам, а особенно жителям столицы, компания «Астана LRT».

«Да им неинтересно, они взяли на народные деньги в лизинг такое количество автобусов, и теперь им же надо их обеспечить работой. Каким путем – только вытеснив с рынка перевозчиков. Об этом даже президент в послании сказал, что должен развиваться частный бизнес. Завтра люди разорятся, госслужащие у нас легко относятся к деньгам захотели – убрали. Нам картина ясна», – поделился мнением председатель совета по защите прав предпринимателей НПП «Атамекен» Шымкента Мэлс Сейтжанов.

Как отмечают эксперты палаты, проанализировавшие сферу пассажирских перевозок, перевозчики и в лучшие времена были обделены милостью властей, которые субсидировали только крупных перевозчиков. По городу Шымкенту действуют 76 маршрутов, обслуживаемых 24 транспортными компаниями, более 60% маршрутов обслуживаются ТОО «Т-бас», ТОО «Шымкент бас». Оставшаяся часть субъектов малого предпринимательства обслуживают от одного до трех маршрутов. Субсидирование убытков перевозчиков производится выборочно. На сегодня субсидирование получают ТОО «Шымкент бас» (созданное АО «СПК Shymkent» с дополнительным долевым участием двух физических лиц), ТОО «Т-Бас» и ТОО «Ман Онтустик» в связи с обслуживанием социально значимых маршрутов. По предоставленным расчетам, у ТОО «Санжар Моторс» сумма убытков в месяц составляет 7230 тыс. тенге, у ТОО «Автоимпульс» – 9282 тыс. тенге, ИП Абдуганиев – 16 046 тыс. тенге.

По итогам заседания члены совета рекомендовали палате  обратиться в  прокуратуру по поводу принятия мер прокурорского реагирования по  нарушениям акиматом города Шымкента Указа президента РК «Об упорядочении государственных контрольных и надзорных функций», а управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Шымкента отозвать уведомления, выданные перевозчикам, о расторжении договоров, предоставить возможность самим перевозчикам выбирать диспетчерскую службу и в целом прекратить вмешательство в предпринимательскую деятельность и не мешать свободному развитию микро- и малого предпринимательства.

Палата предпринимателей в случае необходимости готова оказать консультационно-правовую помощь предпринимателям и представлять их интересы в суде.

Справка: стоимость проезда в городе Шымкенте: взрослый – 70 тенге, детский – 35 тенге, бесплатный проезд для ветеранов ВОВ, многодетных матерей, инвалидов I, II, III групп, обладателей знаков  «Алтын алқа», «Күміс алқа», «Батыр ана». Кроме установленных льготных тарифов по проезду, по устному распоряжению акимата установлен льготный проезд для студентов в размере 50 тенге.

Мира Бахытова

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Автопарк Семея просит дотации и повышения тарифа

18 Июль 2020 08:34 3456

Руководство относительно нового муниципального ТОО Semey Bus жалуется на бедственное положение, работники при этом продолжают периодически бастовать. 

Представители компании, после того как работники на днях вновь вышли на забастовку, требуя отчислений в бюджет и выплаты заработной платы, признали, что предприятие накопило долги по кредитам, налоговым и прочим отчислениям. Inbusiness.kz рассказывал о ситуации по долгам предприятия в одном из предыдущих материлов.

На сегодня, как сказал заместитель директора ТОО Semey Bus Асет Калигожин, заработная плата выплачена 519 работникам  из 573. 

«Несмотря на карантин, в первую очередь стараемся выдать заработные платы добросовестно отработавшим смены работникам, на ГСМ и ремонт автобусов изыскиваются нашим руководством. Но эти деньги скоро тоже иссякнут», – сказал он.

В связи с карантином порядка 80 человек отправлены в отпуск без содержания. По информации редакции, 7 июля некоторым работникам предложены два варианта: работать сутки через девять или мойщиками автобусов. Однако сотрудники компании считают, что это не забота о них, а издевательство, что так им не светит и минимальная заработная плата.

Грозят «не выжить»

Между тем в компании уверяют, что компания несет большие убытки. Проблема усугубилась после ареста счетов предприятия из-за долгов по налогам, говорит заместитель директора ТОО Semey Bus Асет Калигожин. Вопрос о банкротстве не стоит, но риск есть, говорит он.

«Сейчас у нас расходы превышают доходы. На сегодня цена ГСМ возросла со 138 до 186 тенге. Остаются неизменными затраты по оплате лизинговых платежей», – сетует он.

Однако сумму потерь, долгов и доходов заместитель директора предприятия не озвучил.

Между тем, по его словам, цель проекта обновления общественного транспорта Семея по подсчету пассажиропотока и прозрачности оборотных средств достигнута. До карантина пассажиропоток увеличился вдвое. Что интересно, на вопрос журналистов, почему предприятие до этого не било тревогу и не говорило о проблемах, представитель компании скромно заметил, что тогда «пассажиропоток был большой, поэтому мы не обращали внимание».

Проблему, по словам руководства предприятия, может решить поднятие тарифа за проезд по безналичному расчету до 140 тенге и субсидирование из государственного бюджета. В данное время проезд по безналичному расчету стоит 80 тенге, за наличные – 140 тенге. По словам Асета Калигожина, областной акимат поддержал просьбу о субсидировании, но, о какой сумме речь, он не знает.

«Не согласен»

ТОО Semey Bus осуществляет 70% всех перевозок в городе. Общественник Роллан Машпиев не согласен с доводами представителей автопарка.

«То, что старый перевозчик справлялся без субсидий, они объясняют тем, что якобы они не показывали полностью пассажиропоток. И потому могли экономить на налогах. А у Semey Bus, мол, такой экономии нет. Но ведь они уволили практически всех кондукторов. Это уже подтверждается количеством сотрудников в этом автопарке. Если до апреля было примерно 700 человек, то сейчас 573. Я думаю, в будущем цифра сотрудников еще сократится. То есть с каждого автобуса ежедневно они будут экономить 7500 тенге (однодневная ставка кондуктора). При наличии парка из 300 автобусов за один день Semey Bus будет экономить порядка 2 млн тенге, а в год – свыше 730 млн тенге.  То есть по сравнению со старыми перевозчиками они уже организовали себе экономию на сумму большую, чем дотации, о которых идет разговор. И им все еще не хватает? Потом стоит подумать, а своевременным ли будет это повышение цены за проезд?» – недоумевает он.

В стране, подчеркивает он, кризис, карантин, люди лишаются работ и вынуждены жить на пособие в 42 500 тенге, и  разговоров о повышении стоимости проезда не должно быть.

Напомним, впервые речь об обновке общественного транспорта Семея была в 2017 году. Все шесть тогдашних перевозчиков проголосовали против участия в проекте по обновлению автопарка. В 2018 году было создано ТОО Semey Bus, где закупили  свыше ста автобусов разных классов у ТОО DAEWOO BUS KAZAKHSTAN. Руководитель компании DAEWOO BUS KAZAKHSTAN – Асемкан Дускужанов. Учредители ТОО «СемАЗ» и Zile Daewoo Commercial Vehicle Compani.

Но уже конец 2019 года сопровождался скандалами вокруг ТОО Semey Bus. С начала 2020 года акции протеста приняли массовый характер. Работники предприятия жаловались на нарушение трудовых прав, отказывались выходить на маршруты. Выражали недовольство тем, что из-за невыплат пенсионных и прочих отчислений не могут получить положенные от государства пособия по потере работы во время чрезвычайного положения.  

Отметим, ТОО Semey Bus наполовину государственное предприятие. 51% уставного капитала принадлежит ТОО «Автобусный парк «Семей», 49% –  ГУ «Отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Семея ВКО».

Жанар Асылханова, ВКО