Аким Астаны Асет Исекешев на встрече с председателем президиума НПП "Атамекен" Тимуром Кулибаевым рассказал о том, что в акимате рассматривается возможность передачи коммунального автопарка в частные таксопарки.
"Транспортные услуги – мы, как акимат, со следующего года переходим пилотно на использование такси, то есть отказываемся от машин. Это тоже может быть возможность для наших автомобильных компаний. Ряд проектов в сфере общественного транспорта. Мы заинтересованы, чтобы у нас пришли сильные игроки. У нас есть несколько автопарков, у которых пока, может быть, не хватает мощности, чтобы полностью на себя взять, скажем так, ответственность. У нас самый большой коммунальный автопарк, но мы готовы рассмотреть передачу частным автопаркам при наличии, что бизнес готов, хочет прийти. И мы везде готовы давать контракты на период от пяти до семи лет, на десять лет контракты и вместе обсуждать тарифы и условия", – сказал Асет Исекешев.
В период с 2012 по 2016 год в Казахстане прекратили работу около 20 служб такси. 26 апреля 2016 года президент РК дал поручение создать единообразные службы такси в Астане, Алматы и областных центрах. После этого таксомоторные компании в столице объединились под брендом Astana Taxi, на автомобилях установлены таксометры, создан единый call-центр с коротким номером и мобильное приложение для заказа такси. Был утвержден новый узнаваемый эскиз внешнего оформления автомобилей такси.
"С этого времени таксомоторные компании образовали в столице ассоциацию транспортников города Астаны и начали искать пути развития. Были изучены все проблемы сферы такси, которые мы озвучили на совете по защите прав на площадке региональной палаты предпринимателей. Также эти вопросы были подняты на заседании общественного совета города Астаны. На встрече регионального совета и палаты предпринимателей с акимом города все наши предложения по решению проблем были поддержаны. С ноября 2016 года была проделана огромная работа совместно с местными исполнительными органами, управлением пассажирского транспорта, управлением предпринимательства и промышленности и БВУ. Ввели право пользования автомобилями такси выделенными полосами, что существенно сократило время подачи такси и время поездки. В течение нескольких месяцев было внесено порядка 30 поправок в нормативно-правовые акты. Также ключевым моментом послужила реализация акиматом комплекса фото- и видеофиксации "Сергек". Система помогает выявить нарушителей и различать легальных и нелегальных извозчиков на дорогах Астаны", – рассказал председатель ассоциации транспортников Астаны Медет Курманов.
Кроме того, по словам Медета Курманова, между Astana Taxi и автосборочным предприятием "Азия Авто" была достигнута договоренность о предоставлении специальной цены на автомобили Lada Largus – закуплено 150 автомобилей, в планах еще 500. Также подписан меморандум с компанией Gas Energy об установке газобаллонного оборудования на автомобили такси с фиксированной ценой отпуска на газ, переоборудовано уже 100 автомобилей.
Выступая на встрече председателя президиума НПП "Атамекен" и столичного акима, обратившись к Тимуру Кулибаеву, Медет Курманов сказал о том, что хорошо, если бы его коллег-таксистов в регионах акиматы поддерживали не меньше, чем его поддерживают здесь – в Астане.
"Тимур Аскарович, хотелось бы отметить: проект Astana Taxi на сегодня – это такой яркий пример взаимодействия государства и бизнеса. Мы знаем ситуацию в других городах, люди говорят, что Астана опережает, у них не такие отношения с местными исполнительными органами. Хотелось бы, чтобы поддержка была во всех акиматах регионов, и думаю, отрасль будет развиваться", – сказал глава ассоциации транспортников Астаны.
И от имени каждого столичного таксиста поблагодарил Асета Исекешева: "Асет Орентаевич, Вам отдельная благодарность от бизнес-сообщества, от каждого таксиста в городе. Действительно, ситуация коренным образом изменилась, все сегодня понимают, что такси стало престижным. В дальнейшем мы думаем разработать профессию такси, чтобы она была солидной и каждый стремился попасть к нам. Все перечисленные мероприятия позволили сформировать стартовую площадку для цивилизованного рынка такси, появилась рентабельность перевозок".
Рассказал Медет Курманов и о том, как перевозчиков с пяти регионов НПП собрала в Астане, организовала им встречу с Минфином и министерством инвестиций и развития, чтобы вместе с ними легальные таксисты могли обсудить, как бороться с конкурентами-нелегалами, и просить налоговых льгот. И что на той встрече, по рассказу Медета Курманова, при поддержке "Атамекена" компании-перевозчики из ЗКО, СКО, Караганды, Костаная и Астаны договорились о том, что создадут республиканскую ассоциацию служб такси, чтобы по единым стандартам развивать отрасль по всей стране.
"Но наряду с достижениями, – заговорил на другой лад Медет Курманов, – существуют риски и проблемы. Это отсутствие механизма защиты, вопросы по регулированию и дальнейшему развитию. Мы приняли следующее решение: проекты ГЧП, внедрение специального номера такси и передача госфункций саморегулируемой организации. Мы внесли на рассмотрение концепцию по сервисному контракту на аутсорсинг транспортных услуг автомобилей такси. Я слышал, что Асет Орентаевич вроде согласовал это предложение, в следующем году мы будем работать. В принципе, мы уже готовы для этого, автомобили для этого имеются. Хочу заранее поблагодарить за принятое решение. Какие выгоды для государства? Сокращение расходов на покупку авто, нет необходимости содержать это хозяйство, оптимизация расходов на транспорт. Выгода для бизнеса – увеличение перевозок за счет госзаказа, увеличение парка и гарантии потребления услуг. Мы сделали расчеты, согласно которым бюджетные затраты сократятся примерно в два раза – это очень эффективно для государства и для бизнеса".
Глава столичной ассоциации транспортников предположил, что для нужд акимата таксопарки должны будут предоставлять автомобили класса "Бизнес" и VIP, а такие автомобили такси должны получить другое оформление. Новый эскиз перевозчики уже разработали, но его отправили обратно – для внесения изменений. Еще таксисты хотят для своих автомобилей другие номерные знаки – считают, что эта мера тоже поможет в борьбе с нелегалами.
"Тимур Аскарович, хотелось бы Вашей поддержки. В прошлом году акимат с таким предложением выходил на министерство, и нас не поддержали. Здесь необходимо внесение приказа об утверждении форм и образцов государственных регистрационных номеров и дополнить разделом "Специальные регистрационные знаки для такси", – сказал Медет Курманов.
Еще он предложил передать часть государственных функций саморегулируемой организации: "Мы просим передать часть функций и компетенций: ведение реестра перевозчиков, выдачу свидетельств и заключение контрактов. В связи с вышесказанным в рамках 96-го шага плана нации "100 конкретных шагов" предлагаем передать госфункции в сфере такси саморегулируемой организации, то есть ассоциации транспорта Астаны".
И тут ему задал вопрос Тимур Кулибаев: – Мы с Асетом Орентаевичем обсуждаем насчет Uber, "Яндекс. Такси", другие есть предложения на рынке. Как собираетесь сотрудничать или бороться?
И Медет Курманов ответил: – Наше мнение – выбор потребителя. Раз потребитель хочет пользоваться такими сервисами, мы не можем как-то воздействовать. Поэтому, допустим, в Москве как практика прошла – "Яндекс" сегодня там не работает ни с одним нелегальным извозчиком. У кого есть разрешение – их машины подключают к системе. Мы предлагаем с ними сделать интеграцию в нашем программном обеспечении, мы готовы обслуживать людей, которые приходят через них, но только в рамках правового поля.
– Вы просто надстроечная структура для всех таксопарков будете, да? Тогда вы должны предложить интеграцию для всех этих служб. Допустим, иностранец приехал, у него установлено приложение Uber, он хочет с вами поработать. Вы можете сделать так, чтобы он к вам попадал?
– Ну, это возможно, да, вполне возможно.
– Вы просто тогда предлагайте, потому что Вы сейчас все это говорите… Весь мир идет в одну сторону, к юберизации, условно говоря, а Вы сейчас предлагаете для таксомоторных парков отдельные номера и все прочее. Как поженить мировые тренды и то, что вы собираетесь делать?
И в разговор вмешался Асет Исекешев: – Тимур Аскарович, можно? Смысл этого проекта – вот это есть юберизация. Любой человек или компания могут войти в эту систему, пользоваться Bus lane и всеми привилегиями. Но вопрос – вам надо договориться с ключевыми игроками.
Тимур Кулибаев добавил, что, хотя ему лично не доводилось сталкиваться с назойливостью таксистов, он в курсе, что такая проблема есть. И спросил, удалось ли с проблемой справиться в Астане.
– Uber, "Яндекс" и китайские аналоги – с ними нужна координация, чтобы вы на рынке оставались, а то здесь приезжих много, они могут в Uber или с любым другим работать. Мы вообще, как потребители и как жители Астаны, за то, чтобы был красивый дизайн машин, чтобы в портах, когда приезжаешь, тебя за рукава не дергали, очередь нормальная была. Меня не дергают, но я слышу жалобы, что в портах дергают, что там целая мафия есть. А вы здесь победили в Астане, да?
– Пока не получается, – ответил Медет Курманов.
– Вот давайте эти конкретные вопросы. В следующий раз будете докладывать – приготовьте свою позицию, поработайте с рынком. Скажите, как выглядит будущее наше, какую сторону нам поддерживать. Мы готовы! Допустим, мне нравится, пусть у такси будет отдельный номер, как у милиции, отдельный дизайн и так далее. У нас возражений нет, но вопрос – что взамен? Должно быть качество услуг, безопасность, нормальная конкурентная цена, мы – за, – сказал Тимур Кулибаев.
Глава ассоциации столичных транспортников хотел было рассказать, что они в ассоциации уже решили, как победить нелегалов:
– Тимур Аскарович, здесь момент. Социальный фактор, мы решили, как бороться с водителями-нелегалами, мы…
Но Тимур Аскарович его перебил, настояв на том, что нелегальные таксисты тоже граждане нашей страны, и с ними тоже надо работать.
– Да слушайте, они такие же граждане наши, их надо просто заставить, чтобы платили патент, брали разрешение, проходили техосмотр. Какая нам разница, в принципе, кто везет? У вас будут новые машины, вы должны качеством брать, водитель, условно, должен говорить по-английски, должен быть гидом по городу, знать, где какие магазины, какие события происходят. У водителей должен быть свой чат, где они будут обмениваться последними новостями. Но есть категория людей, которые готовы заплатить дешевле и проехать на машине попроще – пусть это тоже будет безопасно. Вы все это должны предусмотреть, эту услугу тоже оказывают наши граждане.
Понимаю, Астана стала огромным городом, сюда заезжают со всех пригородов, работают с других городов люди. Мы же их не можем взять и оттолкнуть. Давайте все вместе подумаем, предложим варианты", – заключил Тимур Кулибаев, после чего, поблагодарив, Медет Курманов удалился, и на его место пришел другой докладчик.
Артур Мискарян