Оборот отрасли по легальному отлову цисты рачка Артемия салина (ценный корм для рыб и птиц) с учетом квоты (819 тонн) в этом году может составить 2,5 млн долларов.
При этом более 150 тонн рачка Артемия салина было незаконно добыто в минувшем году только на озере Маралды, которое занесено в перечень особых природоохранных территорий.
Участники Экологического совета, консультативно-совещательного органа, созданного областным акиматом, обратились к властям с просьбой - оградить горько-соленые озера, где водится ценный рачок, от криминалитета.
"Несмотря на то, что на озере Маралды запрещен отлов Артемии салина, в прошлом году, по моим данным, там было отловлено более 150 тонн рачков. Подозреваю, что браконьеры действуют под прикрытием правоохранительных органов. Я подходил, спрашивал: "А что вы здесь делаете?", мне ответили: "Купаемся". Пошел дальше, там транспорт, при этом то, что наловили, прямо в поселке открыто хранят и отправляют в Павлодар, Семипалатинск, куда угодно. Те люди, которые занимаются браконьерством, занимаются им почти круглый год", - говорит доктор биологических наук, профессор кафедры общей биологии ПГПИ Каирбай Базарбек.
По мнению г-на Базарбека, в регионе необходимо ужесточить контроль над солеными водоемами. "Я написал письмо министру, акиму области с тем, чтобы обратить внимание на озеро Маралды", - говорит он.
По данным руководителя управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Альбека Несипбекова, в Павлодарской области 140 горько-соленых водоемов, из них 16 водоемов закреплены за девятью природопользователями. "Из обследованных 66 соленых озер 39 признаны перспективными для промысловой ловли Артемии салина. В настоящее время из бюджета области выделено 8,4 млн тенге для проведения паспортизации первых 12 озер", - сообщил руководитель управления.
По данным управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов, объемы добычи цисты на закрепленных за природопользователями озерах области растут. В 2013 году квота, утвержденная министерством сельского хозяйства, составила 685 тонн, в 2014 году – 651 тонну (снижение связано с перезакреплением озер), в 2015 году – 807 тонн. Квота добычи цисты на 2016 год составляет 819 тонн. Оборот отрасли с учетом квоты в этом году может составить 2,5 млн долларов.
Увеличение объемов добычи происходит за счет ввода в промышленный оборот новых озер. Недропользователь ежегодно оплачивает добычу цисты по единому коэффициенту, который составляет 0,045 от одного МРП за 1 кг. При нынешнем МРП, равном 2121 тенге, цена одного килограмма цисты составляет 95 тенге 445 тиын. Это то, что попадает в бюджет. Рыночная цена цисты может составлять 2,5–3 доллара за килограмм. Браконьеры, по словам профессора Каирбая Базарбека, "продают мешок в 50 кг за 80-100 тыс. тенге. Это отлаженный бизнес".
По данным исполняющего обязанности областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Серика Апсаликова, ожидается, что в 2016 году в местный бюджет поступит доход в 78 млн тенге за ловлю рачка. За четыре последних года, когда соленые озера области стали передаваться природопользователям в аренду, здесь добыто более трех тысяч тонн цисты Артемии, которые пополнили местный бюджет на 241 млн тенге.
Члены Экосовета поднимают вопрос и об условиях конкурса на аренду озер, которые не позволяют местному населению, проживающему возле водоемов, претендовать на добычу. В результате, промысел цисты рачка сопровождается криминальными разборками. Такая с применением огнестрельного оружия произошла минувшей осенью в селе Шарбакты.
Местные власти нацелены на развитие бизнеса в плане глубокой переработки цисты рачка. По информации специалиста отдела животного мира и лесного хозяйства управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области Егора Дудина, сейчас природопользователи стремятся к тому, чтобы уйти от реализации сырья к более глубокой переработке. Но, чтобы заняться этим, помимо специального сертифицированного оборудования для извлечения магния, кальция, белка, необходима целая лаборатория и наработка определенного рынка сбыта, чтобы вложенные инвестиции оправдались.
"Пока же мы в Китай отдаем цисты, а взамен получаем БАДы. Сегодня к нам приходят инвесторы и говорят, что готовы перерабатывать цисты Артемии на своем оборудовании под казахстанским брэндом, но в России, так как там уже имеется необходимое оборудование. Подобные предложения на стадии рассмотрения", - говорит Егор Дудин.
Перспективы цисты Артемии, по оценке экспертов, остаются многообещающими. Устойчивый рост мировой аквакультуры и установленные пищевые выгоды практического использования цист Артемии как стартового питания для рыб и ракообразных дают достаточно уверенности в будущем спросе на данный продукт. Что касается природного потенциала, то все зависит от климата. Если он в ближайшие десятилетия не изменится, то рачок будет самовосстанавливаться и дальше. При условии соблюдения необходимого баланса добычи без вреда для популяции.
Марина Попова, Павлодар