Как рассказал казахстанский публицист Жамат Смаков, в начале двухтысячных в доме Мухтара Ауэзова проходила конференция, посвящённая Махатме Ганди, благодаря которой было принято решение назвать одну из улиц Алматы в его честь.
"Затем встал вопрос об установке памятника. Был организован конкурс, который выиграло посольство Индии. Памятник решили установить в сквере Жамбыла, на Жарокова – Шевченко. Он очень похож на памятник Ганди в Москве. Но важен не столько сам памятник, сколько идеи, которые проповедовал индийский лидер. Поэтому главная задача – их распространение в Казахстане через книги и учебники", – уверен г-н Смаков.
На скульптуре Ганди были очки, которые то ли украли, то ли разбили хулиганы. Но и это, казалось бы, варварское деяние, сторонники его учения расценивают положительно и символически. На памятнике выбито: "Принцип "око за око" делает весь мир слепым. Если ты хочешь увидеть перемены, стань ими".
"Через свою жизнь и деятельность Ганди продемонстрировал конкретные шаги, как воплощать идеи в жизнь. То, что он сделал, работает до сих пор, – считает буддийский монах Алексей Шмыгля. – Индия состоит из множества этносов, языков и религий. Но у индийцев есть осознание единства, потому что Махатма своими словами и поступками зажёг их сердца и вывел принцип единения на более глубинный, духовный уровень. Все религии учат одному: есть единый для всех истинный ненасильственный путь достижения свободы и счастья".
Ганди боролся за освобождение от позора неприкасаемости и против женского рабства. Он мог прийти в гости и почистить отхожее место, хотя в индийском жёстко регламентированном кастовом обществе это должны были делать только неприкасаемые.
Проблема казахстанского общества, и не только его, а всего современного человечества, – это разобщённость. Помимо этносов, религий и языков, общество делится на элиту и простой народ. Сейчас эти касты характеризуются потребительскими установками и стремлением к материальным ценностям.
"Когда Ганди пригласили в индийский конгресс, состоящий из буржуазной элиты, войдя туда, он обличил её членов в стремлении занять место английских колонизаторов ради извлечения прибыли и призвал идти в народ. Он сам жил среди простых людей. Всё имущество, которое у него было: набедренная повязка, очки, игрушка "три обезьянки" и посох. Ганди проповедовал не только ненасилие, но и нестяжательство. Он предлагал трансформировать сознание. Независимость он связывал с самодостаточностью, освобождением от зависимости от английских тканей и других товаров иностранного производства. Всё это мы можем делать сами, своими руками, говорил он. Простые люди должны обеспечивать себя. Так, Соляной поход произвёл революцию в Индии, индийцы стали сами производить соль, избавившись от английской монополии. Ошибкой было разделение Индии, против которого выступал Ганди. Если бы не случилось отделение Пакистана, противопоставления мусульман и индуистов, то, возможно, не было бы "Аль-Каиды" и международного терроризма. Принцип "разделяй и ёвластвуй" в итоге обернется против тех, кто им руководствуется", – резюмировал Алексей.
Махатма Ганди видел далеко – он смог затронуть и глубоко проникнуть в темы экологического мышления и возвращения к природе, практически воплощая эти принципы на самых различных уровнях человеческих взаимоотношений. Ганди был мыслящий практик. Как говорил Мартин Лютер Кинг, преодолевший апартеид ненасильственными действиями, Иисус Христос указал нам путь, а Махатма Ганди – как по нему идти. Среди тех, кто вдохновил Махатму, был Лев Толстой, его труд "Царство божие внутри вас", в котором великий русский писатель объясняет, как ненасильственным путём отстаивать справедливость.
С торжественными речами о вкладе Махатмы Ганди в индийскую и мировую культуру, политику и философию выступили посол Индии в Казахстане г-н Прабхат Кумар, заместитель акима Алмалинского р-на Айнур Бекханова, глава представительства МИДа в Алматы Руслан Бультриков. Помимо светского церемониала, память Махатмы почтили религиозными обрядами: кришнаитским ритуалом киртан, баджанами, воспеванием и прославлением Бога. Девушки в сари исполнили индийские танцы. Буддистский монах Алексей Шмыгля прочитал миротворческую мантру под удар барабана.
Празднования юбилея продолжатся в Центре Ганди, открывшемся в этом году в КазНУ им. Аль-Фараби. 1-2 ноября Академия наук проведёт научную конференцию, посвящённую великому политику и мыслителю. Будут запущены ежемесячная онлайн-викторина и конкурс эссе о Ганди, а также состоится премьера клипа на любимый бхаджан, молитвенную песню, Махатмы Ганди в исполнении казахстанских музыкантов. На здание "Қазақстан темір жолы" в Астане до 16 октября этого года будет проецироваться светодиодное видео о жизни и послании Махатмы Ганди. Посольство Индии организует выставку традиционного индийского текстиля, которая откроется 16 октября 2018 года в Астане, в Национальном музее Казахстана.
Ольга Власенко