О перспективах работы армянских транспортных компаний на казахстанском рынке рассказала директор транспортной компании "Меридиан Транс" Мариам Гегамян.
– Когда ваша компания стала заниматься грузоперевозками в Казахстан?
– Компания была создана в 2010 году и действовала под названием "Сан Транс", с 2015 года компания называется "Меридиан Транс". С 2013 по 2014 год наша компания осуществляла большие объемы грузоперевозок в направлении Казахстана, в основном доставляя из Армении облицовочные камни, травертин. В этот период из Армении в Казахстан доставлялись большие партии строительных материалов, однако в последние два года объемы грузоперевозок из Армении в Казахстан сократились. Вероятно, это связано с изменением объемов строительства в Казахстане.
В 2013-2014 годах у нас были контракты на доставку камней с казахстанскими компаниями в основном из Астаны и Алматы. В последнее время такие контракты носят штучный характер. Сегодня из Армении в Казахстан доставляются в основном камни и продукты питания (фрукты и овощи), из Казахстана в Армению доставляется бумага.
У нашей компании есть пять крупных автомобилей марки Renault и DAF грузоподъемностью до 23 тонн без температурного режима. Часто мы арендуем технику, например, когда для доставки груза необходимы машины с температурным режимом.
– Как изменилась активность грузоперевозок после того, как Армения вступила в ЕАЭС?
– Возможно, перемены от членства в ЕАЭС ощутили импортеры и экспортеры, поскольку были устранены некоторые бюрократические препоны. Изменений активности в грузоперевозках мы не ощутили. Это я могу подтвердить, как владелец транспортного парка.
Рынок Казахстана для нас достаточно большой и перспективный, но поскольку в нашей небольшой республике много транспортных компаний, то между ними растет конкуренция. У нас небольшой рынок, где все друг друга знают. Часто случается так, что, как только кто-то размещает заказ на доставку груза в Казахстан, появляется несколько компаний, готовых существенно снижать цену доставки, чтобы получить желаемый заказ.
В нашем парке крупнотоннажные автомобили, которые есть не у всех транспортных компаний, однако при отсутствии больших объемов перевозок наша компания несет убытки.
Кроме того, известно, что сейчас большую часть травертина Казахстан закупает в Китае. Китайский травертин по качеству существенно уступает армянскому, но казахстанским компаниям его покупать выгоднее.
– Что, на ваш взгляд, поможет увеличению объемов грузоперевозок?
– Я считаю, что здесь ситуация должна контролироваться на более высоком уровне. Для нашей страны было бы выгодно увеличить экспорт, чтобы наш товар выходил за пределы республики.
Другого пути, кроме как развивать экспорт и импорт, у нас нет – это способствует развитию малого и среднего бизнеса. Не способствует росту объема торговли между нашими странами и разница национальных валют в отношении к иностранной валюте. Люди предпочитают не делать бизнес между двумя странами, чем нести убытки из-за бизнеса.
– Проведение совместных бизнес-форумов, на ваш взгляд, может способствовать решению имеющихся проблем?
– Конечно, это очень важно. Сейчас создалась ситуация, когда многие транспортные компании терпят убытки, поскольку если цены на товары не снижаются, то падают цены лишь на транспортные перевозки.
Бизнес-форумы важны с той точки зрения, чтобы встретились импортеры и представители транспортной отрасли. Первые должны найти решения относительно путей доставки товаров, а вторые – обсудить и найти тот баланс, при котором ни одна компания не несла бы убытки. Возможно, установить ограничения на цены грузоперевозок, установить пороговые значения.
– По какому пути вы осуществляете грузоперевозки из Армении в Казахстан?
– Наши фуры едут через Россию в Астрахань, а оттуда паромом до порта в Казахстане, и потом уже начинаются "адские дороги" по казахстанской территории до крупных городов. Пути очень плохие, много разбитой дороги до мегаполисов. Я думала, плохие дороги существуют только в Армении, но, оказывается, это не так. В таких условиях часто происходят поломки, портятся шины – расходы на перевозку увеличиваются. При этом наши цены на транспортировку упали до минимума.
Еще есть проблемы с поборами на дорогах и границе – в этом отношении после вступления в ЕАЭС все осталось как прежде. Несмотря на то, что наши государства подписывают соглашения, берут на себя обязательства.
Месяц назад сравнительно небольшой автомашиной наша компания отправила груз (камнеобрабатывающий станок) в Казахстан. И что вы думаете? По возвращении водитель меня попросил больше не предлагать ему доставку груза в Казахстан, поскольку там полиция устроила ему настоящий рэкет на дорогах. К примеру, дорожные полицейские в Казахстане не поленились выписать штраф за небольшую трещину на лобовом стекле машины.
Некоторые проблемы, которые были до вступления в ЕАЭС, остались и сейчас. Когда мы выписываем счет для доставки товара из Армении в другую страну союза, то облагаемся налогом как компания-импортер, хотя компания лишь предоставляет транспорт. Грубо говоря, если у тебя прибыль на сумму в 100 долларов, то ты, как транспортная компания, можешь еще уплатить налоги в размере до 300 долларов. Положительным сдвигом можно назвать то, что документация заполняется на месте, а затем просто передается водителю.
– Власти Армении как-то решают проблемы, с которыми сталкиваются транспортные компании?
– Для того чтобы понять проблемы перевозок, нужно хотя бы раз в год организовать встречи с перевозчиками, но, к сожалению, министерство транспорта, связи и информационных технологий Армении не часто обращает внимание на наши нерешенные вопросы.
Та же ситуация с Верхним Ларсом. Эта дорога закрылась, начались протесты, министр высказался по этому поводу и на этом все закончилось. Транспортные компании тем временем терпят убытки.
– Обращаетесь ли вы за решением проблем в торгово-промышленную палату?
– Наша компания участвовала в выставке "Панармениаэкспо", где мы встречались с президентом ТПП. Там и состоялась договоренность о нашем участии в бизнес-форуме с 26 по 30 мая с участием стран ЕАЭС, который пройдет в Цахкадзоре. Надеюсь, что на этом форуме мы выслушаем друг друга, найдем решение некоторых вопросов. Мы примем участие, в частности, в обсуждениях, касающихся грузоперевозок. Это очень важно, поскольку есть много проблем, требующих обсуждения, и такой бизнес-форум – хороший шанс озвучить свои вопросы и быть выслушанным.
Тигран Оганесян