RU KZ
Местная полиция: под контролем акима и МВД

Местная полиция: под контролем акима и МВД

23:04 24 Апрель 2016 3168

Местная полиция: под контролем акима и МВД

Автор:

Игорь Воротной

Фото: zakon.kz

Институт местной полицейской службы, созданный в Казахстане в этом году, имеет фактически два источника контроля: с одной стороны, он подотчетен местным исполнительным органам и местному сообществу, а руководителей региональных подразделений местной полиции назначает на эту должность и освобождает от нее аким области.

С другой – руководителя местной полиции глава региона может назначить исключительно из кадрового резерва, формируемого МВД. Самое же главное, как уточнил на брифинге в Службе Центральных коммуникаций председатель Комитета административной полиции Игорь Лепеха, за министерством внутренних дел остались «функции общего руководства и контроля за деятельностью местной полицейской службы».

Создание местной полицейской службы было заложено в озвученном в прошлом году президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым плане нации «100 конкретных шагов».  В данном документе задача была сформулирована следующим образом: «Создание местной полицейской службы, подотчетной местным исполнительным органам и местному сообществу. Компетенция местной полицейской службы: вопросы охраны общественного порядка, противодействия бытовой преступности, дорожно-патрульная служба, «нулевая» терпимость к мелким правонарушениям. Сотрудники дорожно-патрульной полиции будут обеспечены видеорегистраторами, которые зафиксируют все, что сотрудник полиции делает в течение патрульной смены». Как заверил на брифинге в СЦК глава Комитета адмполиции МВД, на практике от этого поручения не было сделано ни шага в сторону. Подотчетность МПС акимам и маслихатам уравновешивалась соображениями того, что «Казахстан является унитарным государством, где необходимо было сохранить существующие принципы единоначалия и подчиненности, а также выработанную годами многоуровневую систему профилактики правонарушений».

В итоге такого уравновешивания местная полиция, в состав которой вошли подразделения участковых инспекторов и ювенальной полиции, дорожно-патрульной, природоохранной полиции, а также подразделения по защите женщин от насилия, контролируется сразу двумя органами, местным и государственным. С одной стороны, в отношениях с ней значительно расширена компетенция акимов – по заверениям г-на Лепехи, теперь они «вправе ставить перед местной полицейской службой задачи по обеспечению охраны общественного порядка и требовать их исполнения».  С другой стороны, по его же словам, организация деятельности местной полиции «осуществляется в соответствии с единой нормативно-правовой и методической базой». То есть правила игры пишутся не на местах, а в центре, и аким области не может требовать от МПС больше того, что предписано органам внутренних дел его головной структурой.  А предписаны МПС следующие функции: профилактика правонарушений, охрана общественного порядка, обеспечение дорожной безопасности, предупреждение и пресечение уголовных правонарушений, производство по делам об административных правонарушениях и досудебное расследование в протокольной форме по уголовным проступкам.

«При этом за МВД остались функции общего руководства, контроля за деятельностью местной полицейской службы, совершенствования нормативно-правовой базы, а также обеспечения взаимодействия с другими службами органов внутренних дел в вопросах охраны общественного порядка и профилактики правонарушений», - добавил Игорь Лепеха. И напомнил, что в случае возникновения в каком-либо регионе «кризисных, чрезвычайных ситуаций как техногенного, так и социального характера», прямое руководство всеми подразделениями полиции переходит к МВД. «Когда ситуация неординарная и нештатная, здесь не будет времени советоваться и нет целесообразности в каких-то дискуссиях и в обсуждениях. Здесь должно приниматься конкретное решение на принципах единоначалия. То есть в этих ситуациях, по нашему усмотрению, мы будем руководство местной полицией того или иного региона брать на себя», - пояснил он. С режимом ЧП и ЧС все понятно и ясно, в мирное же время, судя по всему, полномочия акимов по отношению к местной полиции сводятся к участию в назначении ее непосредственных руководителей. Которых они же могут в любое время вызвать «на ковер» – или, как выразился г-н Лепеха, «заслушать на своих аппаратных совещаниях по тем или иным вопросам». 

Однако и при назначении руководителя МПС аким не совсем волен в выборе. По словам главы комитета адмполиции, «для повышения эффективности подбора кадров и недопущения назначения на должности руководителей лиц, несоответствующих по критериям занимаемой должности, МВД были разработаны квалификационные требования: какой минимальный стаж должен быть у назначаемого в органах внутренних дел, в частности – в подразделениях административной полиции». «Это позволяет регулировать ситуацию с назначениями и не допускать назначения на эти должности некомпетентных сотрудников», - пояснил Игорь Лепеха этот шаг центрального органа. Помимо этого, в законе, регулирующем деятельность местной полицейской службы, прямо оговорено, что руководитель МПС назначается распоряжением акима из числа кадрового резерва МВД. Тут акимы получили побольше свободы.  Как отметил председатель комитета, для повышения роли местных исполнительных органов, при формировании кадрового резерва руководителей МПС министерством принято решение проводить предварительные согласования с акимами регионов кандидатов этого кадрового резерва. «Это сделано с тем, чтобы процедура была прозрачной, теперь формировать этот кадровый резерв министерство будет совместно с акиматами областей, чтобы туда попадали люди, которые устраивают как квалификационным требованиям министерства, так и личностным качествам, и требованиям акиматов к их работе», - отметил он.

Помимо этого, в состав кадровых комиссий в Департаментах внутренних дел будут включены представители региональных акиматов с тем, чтобы «когда вопросы будут решаться о назначении, перемещении этих руководителей МПС, представитель акимата может непосредственно влиять на решение кадровой комиссии». В итоге основным изменением в жизни органов местной полиции, в которые превратились некоторые подразделения органов внутренних дел, стал факт назначения их начальников акимами.  «Практически в первых числах января текущего года все руководители региональных подразделений местной полицейской службы распоряжениями акимов были назначены на новые должности, всего мы назначили 16 областных и 208 районных руководителей местной полицейской службы, - сказал г-н Лепеха. - Таким образом, на сегодняшний день, по нашему мнению, выстроилась наиболее оптимальная модель взаимодействия местной полиции и акимов, способная оказывать реальное позитивное воздействие на состояние правопорядка на определенной территории и в целом в стране», - заявил он.

Помимо того, что аким области теперь может заслушивать отчеты начальника МПС хоть каждый день (в отличие от маслихатов, которые могут делать это только дважды в год, и населения, перед которым начальник МПС обязан отчитываться раз в 365 дней), местные исполнительные органы обязаны дооснастить местную полицию видеорегистраторами. «На сегодняшний день, местными исполнительными органами для МПС приобретено свыше 9 тысяч единиц видеорегистраторов, до конца года планируется закупить еще около 2,5 тысяч носимых и 140 мобильных видеорегистраторов. При этом в таких областях, как Актюбинская и Мангистауская, подразделения дорожно-патрульной полиции полностью обеспечены средствами видеофиксации, на сто процентов в соответствии с нормами положенности», - сказал глава Комитета адмполиции. Руководители же местной полицейской службы и их заместители наделены правом рассматривать и принимать решения по административным материалам, расширена их компетенция в вопросах согласования процессуальных документов, при вынесении представлений в суды об установлении   административного надзора, а также при решении вопроса об отмене условно-досрочного освобождения.

В итоге в самом МВД экспериментом по появлению в стране местной полицией пока довольны. «Если судить о первых итогах работы, можно с уверенностью констатировать, что снижения правоохранительного потенциала полиции не произошло, - заявил г-н Лепеха. - Напротив, отдельные показатели работы значительно улучшились за счет освобождения подразделений местной полицейской службы от выполнения несвойственных им функций. К примеру, почти на треть возросло количество раскрытых преступлений по горячим следам нарядами дорожно-патрульной полиции и участковыми инспекторами. На 30 тысяч возросло количество выявленных административных правонарушений», - добавил он. По его сведениям, в текущем году сотрудниками МПС выявлено свыше 913 тысяч таких правонарушений, 620 тысяч из них - в сфере дорожного движения. Увеличилась выявляемость нарушений, связанных с нарушением запрета курения в общественных местах - на 16%, более чем на 9% увеличилось выявление нарушений тишины и на 1,3% фактов распития алкогольных напитков. Что касается видеорегистраторов, оснастить которыми местную полицию потребовал президент страны, то с начала текущего года с помощью записей видеорегистраторов было привлечено к ответственности более 17 тысяч правонарушителей, наложено штрафов на сумму более 90 миллионов тенге. 

«Надеемся, что непосредственное участие местных исполнительных органов в вопросах организации работы местной полиции и далее будет способствовать повышению правоохранительного потенциала полиции. Для дальнейшего совершенствования деятельности этой службы и достижения качественного реализации поручений главы государства в текущем году запланирован ряд мероприятий. В июне текущего года будет проведено заседание совета по правовой политике при президенте Казахстана с рассмотрением вопроса о ходе реализации законодательства о МПС и проблемных вопросах. С учетом анализа будут внесены соответствующие предложения, в случае необходимости, по совершенствованию законодательства. Кроме того, в третьем квартале запланировано рассмотрение деятельности МПС на заседании межведомственной комиссии по профилактике при премьер-министре страны, где будут даваться конкретные оценки деятельности как территориальных руководителей местной полиции, так и территориальных акиматов», - заключил г-н Лепеха.

Игорь Воротной