/img/tv1.svg
RU KZ
Методология решает, кто из нас бедный

Методология решает, кто из нас бедный

Уровень бедности в Казахстане занижен в два раза. Предложение минтруда по увеличению порога получателей АСП до 100% от прожиточного минимума сделает цифру еще больше.

10:10 14 Февраль 2020 2236

Методология решает, кто из нас бедный

Автор:

Фото: atameken.kz

По статистике, прожиточный минимум (ПМ) в III квартале 2019 года составил 31 120 тенге. А за чертой бедности оказалось всего 4,5% казахстанцев. Но если обратиться за независимыми расчетами Всемирного банка, которые они провели в 2015 году, то бедным в Казахстане считалось 26% населения.

Для международного рейтинга Всемирный банк ежегодно оценивает черту бедности по паритету покупательской способности. Казахстан, как и Россия, страна с уровнем дохода ниже среднего, значит, черта бедности составляет 5,5 долл. США в день. Чтобы было понятно, это около 64 тысяч тенге. Что минимум в два раза больше установленного ПМ.

Интересно, что ПМ России данным Всемирного банка соответствует – 11 012 рублей в 3 квартале 2019 года (65 800 тенге).

Тогда, по данным комитета по статистике, в 2018 году за чертой оказалось 7,4% населения. Если довериться медианному расчету, уровень бедности в 2018 году составлял 10%. Медианный подход распространен в странах Евросоюза и ОЭСР, где доход составляет 60% от национального медианного дохода.

Почему реальный уровень занижен в два раза?

В Казахстане уровень бедности измеряется по численности и доли населения с доходами ниже прожиточного. Главный критерий при этом – потребительская корзина. Но есть у методики уязвимые места:

  • Отбор товаров осуществляется экспертами и диетологами, а не на основе учета поведения домохозяйств.
  • Прожиточный минимум – это доход, необходимый для достижения определенного уровня жизни. Международный опыт показывает, что потребление домохозяйства – наиболее подходящий показатель благосостояния для измерения бедности, чем доход. Поэтому в международной практике чаще используются показатели благосостояния, основанные на потреблении, а не доходе.

Если государство признает уровень бедности выше текущего, это станет затратной статьей в бюджете. Например, в 2016 году правительство потратило около 1% ВВП на соцпособия.

К слову, с 2016 по 2019 год расходы по статье «Социальная помощь и социальное обеспечение» с 1,9 трлн тенге увеличились до 3,5 трлн тенге (84%).

Казахстан увеличил количество людей за чертой бедности до 11% в III квартале 2019 года, пересмотрев критерии предоставления АСП (адресная социальная помощь. – Прим. автора). В итоге количество получателей АСП увеличилось в 88 раз.

Что делать?

Правильная оценка и понимание причин бедности помогут принять эффективные решения и снизить социальную напряженность. К примеру, анализ Всемирного банка показывает, что в группе наибеднейших преобладают многодетные семьи (с тремя и более детьми). Проанализировав социальные платежи, система госпособий семьям с детьми является самой рентабельной. На каждый тенге, выделенный на ее реализацию, разрыв бедности сокращается на 0,605 тенге.

Таким образом, пособия, адресованные детям или семьям с детьми, будут иметь высокий уровень адресности.

Доля казахстанцев с доходами ниже прожиточного минимума увеличилась до 5,7%

Худшие показатели зафиксированы в Туркестанской, Северо-Казахстанской и Жамбылской областях.  

25 Сентябрь 2020 09:36 2505

Во II квартале текущего года доля населения страны с доходами ниже прожиточного минимума увеличились до 5,7% (годом ранее — 4,3%), что является худшим показателем с 2011 года. Это произошло на фоне снижения экономической активности в стране, а также общих негативных последствий «коронакризиса». Напомним, во II квартале 2020 года величина прожиточного минимума по Республике Казахстан в среднем на душу населения составила 32,6 тыс. тг, сообщает finprom.kz.

В общей сложности численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 1,1 млн человек. По-прежнему сохраняется заметная разница показателей в городской и сельской местности. Так, в отчётном периоде в сельской местности казахстанцев с доходами ниже ПМ было 7,8%, в городской местности — лишь 4,2% (на 3,6 п. п. меньше).

Рост доли населения с доходами ниже прожиточного минимума наблюдается почти во всех регионах страны. Наибольшее значение уровня бедности во II квартале текущего года зарегистрировано в Туркестанской (12,8%), Северо-Казахстанской (7,4%), Жамбылской (6,9%), Кызылординской (6,9%) и Акмолинской (6,7%) областях. В общей сложности в этих пяти регионах численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 481,8 тыс. человек.

Наименьший уровень бедности зафиксирован в столице (1,4%), а также в Карагандинской (2,4%) и Атырауской областях (3,1%).

Заметим: в двух других городах республиканского значения в РК уровень бедности населения превышает среднереспубликанское значение: в Алматы доля населения с доходами ниже ПМ составила 6,2% (годом ранее — 2,6%), в Шымкенте — 6,4% (годом ранее — 3,1%).

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

До полугода могут назначаться выплаты по потере работы из ГФСС

После оформления статуса «безработный» помощь предусматривается для плательщиков обязательного соцстрахования.

25 Май 2020 11:14 7655

Фото: Максим Морозов

На социальную выплату в связи с потерей работы граждане, участвующие в системе государственного социального страхования, могут рассчитывать согласно статье 22 Закона РК «Об обязательном социальном страховании». Для этого необходимо обратиться в Центр занятости населения и зарегистрироваться в качестве безработного.

Норма предусматривает, что размер социальной выплаты на случай потери работы определяется путем умножения среднемесячного размера дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, на соответствующие коэффициенты замещения дохода и стажа участия.

Среднемесячный размер дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, в свою очередь, определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние 24 календарных месяца (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату по потере работы, на двадцать четыре.

Коэффициент замещения дохода составляет 0,4, а коэффициент стажа участия определяется следующим образом: 

Срок выплат по потере работы зависит от стажа участия в системе обязательного страхования, то есть времени уплаты взносов в АО «Государственный фонд социального страхования», и может назначаться от одного месяца до полугода. В частности, согласно пункту 3 статьи 22 Закона РК «Об ОСС», участнику системы обязательного социального страхования социальные выплаты на случай потери работы назначаются:

При последующем обращении данная социальная выплата назначается исходя из того, что за каждый месяц ранее полученной выплаты из общего стажа участия в системе обязательного социального страхования вычитается 12 месяцев.

В случаях направления безработного Центром занятости населения в рамках активных мер содействия занятости на социальные рабочие места, общественные работы и профессиональное обучение эти соцвыплаты не прекращаются.

Карина Алимова