/img/tv1.svg
RU KZ
Между Chocotravel и Aviata не оказалось ничего лишнего

Между Chocotravel и Aviata не оказалось ничего лишнего

Сделку Chocotravel.com и Aviata.kz эксперты считают поглощением в целях экспансии холдинга Choco, как единственной возможности развития своего бизнеса.

11:58 01 Март 2018 4676

Между Chocotravel и Aviata не оказалось ничего лишнего

Автор:

Элина Гринштейн

Фото: the-steppe.com

Сервисы онлайн-покупки авиа- и железнодорожных билетов Aviata.kz и Chocotravel.com объявили о закрытии сделки по своему объединению. Переговоры велись почти год, с мая 2017 года. В рамках заключенной сделки Chocofamily Holding, в состав которого входит проект Chocotravel.com, инвестирует в объединенную компанию 600 миллионов тенге, которые предоставлены текущими инвесторами холдинга.

В объединенной компании ожидают, что по итогам 2018 года ее суммарный оборот превысит 100 миллионов долларов. Достижение подобного результата сделает компанию абсолютным лидером рынка онлайн-продаж авиа- и ж.-д. билетов в Казахстане. Об этом заявили на пресс-конференции в среду 28 февраля сооснователь Aviata.kz Алексей Ли и основатель Chocofamily Рамиль Мухоряпов.

Для сравнения, выручка ближайшего конкурента – сервиса Airastana.com – в 2016 году составила 75 миллионов долларов (итоги 2017 года еще не озвучили).

«Наши компании суммарно обеспечивают продажи более 900 тысяч авиабилетов и 400 тысяч ж.-д. билетов в год. И за прошлый год их продажи выросли почти в два раза», – сообщил Алексей Ли, сооснователь Aviata.kz.

Справится ли объединенная компания с поставленной задачей, покажет время. Но уже сегодня эксперты выделяют ряд рисков, с которыми она столкнется на пути к ее достижению. Например, президент ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константин Горожанкин считает, что есть вероятность падения продаж.

«До сих пор каждая сделка Chocofamily почти убивала купленные проекты (трафик и у BeSmart, и у Foodpanda упал). Но в этот раз покупка, вернее, обмен действительно удачен – прибыльная и растущая компания. И это явное отличие от BeSmart и Foodpanda, где ситуация и мотивы покупки совсем иные (одни закрывали бизнес в стране, вторые играли ва-банк и выиграли). Учитывая наличие других сильных конкурентов в авиа, думаю, (компании. – Авт.) не расслабятся и трафик не потеряют», – прокомментировал он сделку на своей странице в Facebook.

Кроме того г-н Горожанкин полагает, что слияние компаний скажется на скорости принятия решений руководством. Впрочем, по его словам, топ-менеджмент Aviata.kz и Chocotravel.com умеет договариваться, а большинство бизнес-процессов отлажено.

Здесь необходимо отметить, что Chocotravel.com и Aviata.kz приняли решение управлять объединенной компанией совместно.

«С каждой из сторон будет по два члена в наблюдательном совете. И у нас есть один внешний независимый директор – это Николай Бабешкин, который является генеральным директором ТОО «Колеса», объединяющего сайты kolesa.kz, krisha.kz и market.kz. Это для нас тоже несет очень большую ценность – директор еще одной крупной компании Казнета тоже будет приносить свой опыт, свои знания, мнения на те или иные вещи», – прокомментировал этот момент Алексей Ли.

Но основным риском для объединенной компании, по мнению г-на Горожанкина, может стать уже сформировавшийся у брендов имидж, в чем они различаются.

«Не секрет, что Chocotravel здорово подпортил свою репутацию голыми стюардессами. За Choco-компаниями закрепилась репутация дешевых дискаунтеров. Аудитории у проектов разные. И вот это, мне кажется, главная опасность для общей компании», – поделился эксперт, добавляя, что в общественном сознании сделка по слиянию двух компаний выглядит как поглощение холдингом Chocofamily еще одного конкурента.

Примечательно, что одна из основных целей, с которой компании объединили усилия, заключается в выходе на зарубежные рынки, поскольку в Казахстане уровень развития для них ограничен. И здесь ставку планируется сделать на бренд Aviata.kz, уже известный за пределами Казахстана, в отличие от Chocotravel.com, которой теперь не нужно будет тратить временны́е, человеческие и денежные ресурсы на раскрутку. Напомним, в конце марта прошлого года сервис Aviata вышел на рынок Индонезии. Офис компании в Джакарте рассчитан на 12 человек. Всего же в Aviata.kz работает более 60 человек.

По словам Рамиля Мухоряпова, основателя Chocofamily, холдинг думал о выходе на зарубежные рынки уже в течение нескольких лет. Однако это бы потребовало от компании смещения фокуса с конкурентной борьбы внутри казахстанского рынка. Сейчас же одна часть команды объединенной компании сможет заниматься внутренним рынком, а другая часть – международной экспансией.

«Есть примеры двух классных стран – Израиля и Белоруссии, которые показывают, что правильнее всего интернет-компаниям не думать о локальном рынке вообще. Нужно изначально концентрироваться на международных рынках и идти туда. В свое время мы жили немного другой концепцией – мы хотели построить лидера Казнета. А теперь мы понимаем, что это неправильно, что правильно все же идти в другие страны», – признал г-н Мухоряпов.

«Сейчас, наверно, преждевременно говорить о каких-либо конкретных странах. Безусловно одно: в рамках объединения стратегический приоритет – это выход на рынки стран СНГ и Юго-Восточной Азии», – уточнил Евгений Матвеев, сооснователь Aviata.kz, представитель группы компаний «Трансавиа».

Интересно, что, по мнению Константина Горожанкина, объединение тревел-сервисов и их выход за рубеж заметно напряжет их конкурентов – украинский сервис онлайн-бронирования Tickets.ua, российские Biletix.ru и OneTwoTrip, а также казахстанский Santufei. И возможно, что эти компании сделают ответный ход.

«Компании объединят усилия по «отжиму» авиакомпаний и тревел-сегмента. А там при небольшой марже и огромном обороте каждые 0,1% уже победа. Плюс у Aviata.kz за счет основного акционера были суперусловия у ряда игроков. Теперь они будут у обеих компаний. Выиграл ли потребитель? Не думаю. Сокращение конкуренции никогда положительно не влияло. Хотя, зная Алексея Ли и его перфекционизм, пришедшие деньги помогут быстрее запускать изменения в технической части – тут будет явный выигрыш», – резюмировал эксперт.

Один из экспертов e-commerce и сооснователь нескольких успешных проектов в Украине и Казахстане прокомментировал abctv.kz на условиях анонимности: «Одно дело – продавать скидочные купоны, другое дело – продавать пылесосы. Chocofamily пытался уйти в ритейл, когда его руководство, думаю, стало понимать, что развиваться дальше в стране с купонами им некуда. Но они не смогли конкурировать с «Kaspi Магазин». Нужно быть финансовой компанией, чтобы на основе кредитования так быстро занять нишу. И договориться о сотрудничестве с Kaspi руководству Chocofamily не удалось. Выйти в продажу авиа- и ж.-д. билетов на внешние рынки через Aviata.kz больше похоже на поглощение. Ну и со стороны Chocofamily это логичный ход. Причем хочу отметить, что сам Chocofamily выглядит как холдинг с раздутым штатом и заявленной капитализацией».

Касательно «раздутого штата» добавим, что в объединенной тревел-компании на сегодня уже трудится около 120 человек. При этом, как рассказал abctv.kz Алексей Ли, планируется открывать и новые вакансии:

«Пожалуй, один из ограничивающих факторов для роста обеих компаний – это недостаточное количество кадров. Вакансии открыты всегда – и с точки зрения разработки, и с точки зрения маркетинга, менеджмента. Мы готовы расширяться сейчас еще более активно. Поэтому мы ожидаем, что наш штат будет расти».

Относительно того, что холдингу Chocofamily не удалось занять нишу в ритейле, abctv.kz подтвердил Рамиль Мухоряпов. Глава холдинга сказал, что с сервисом kaspi.kz они находятся «в разных весовых категориях», к тому же с данным конкурентом есть и большие различия в культуре, в ментальности. Кроме того, по словам г-на Мухоряпова, в данной отрасли очень сильная конкуренция и много крупных игроков, таких как, например, Sulpak, «Технодом», Alser, «Белый ветер», с которыми ритейл-проекту Chocomart.kz было невероятно сложно сосуществовать.

В итоге сервис был продан «Казахтелекому».

«Весной прошлого года мы стали говорить о том, что мы хотим выйти из этого актива. На всех конференциях мы говорили, что, очевидно, мы не тянем, потому что нужны принципиально другого размера инвестиции. Просто у нас всегда есть вопрос альтернатив, есть другие сервисы, которые растут гораздо быстрее при меньших деньгах. Мы поняли, что нет смысла делать фокус на Chocomart.kz. Мы продали его в шесть раз дешевле, чем мы вложили туда денег. А вложили мы около 1,5 миллиона долларов. Это был самый убыточный наш проект, по большому счету», – сообщил г-н Мухоряпов.

Элина Гринштейн

«Как только мы войдем в ChocoHolding, он сможет участвовать в IPO»

Основатель Аviata.kz Алексей Ли рассказал, как будет развиваться партнерство с Chocotravel.com и Chocofamily Holding.

30 Март 2018 14:00 1769

Фото: hommes.kz

– Алексей, месяц назад произошла сделка по объединению сервисов Chocotravel.com и Аviata.kz. Можно ли говорить о результатах этого объединения?

– Результаты слияния уже сейчас ощущаются. По нашим прогнозам, рост объемов продаж в объединенной компании будет минимум на 30%. Но сейчас мы гонимся не за продажами, а за лояльностью клиентов. Мы будем проводить опросы, отслеживать повторные обращения в компанию. Планируем довести лояльность клиентов до 80%.

– В рамках сделки Chocofamily Holding, в состав которого входит проект Chocotravel.com, инвестировал в объединенную тревел-компанию 600 миллионов тенге. Будет ли вливать финансовые средства Аviata.kz?

– Когда мы подошли к моменту сделки, Аviata.kz стоила дороже Chocotravel.com. Чтобы соблюсти паритет, владельцы Chocofamily Holding со своей стороны «влили» в объединенную компанию дополнительную сумму – 600 миллионов тенге. Эти финансовые ресурсы пойдут на развитие наших сервисов.

– Какую выгоду получили компании в результате объединения?

– Сейчас Аviata.kz разрабатывает новый продукт, и для этого нужна команда разработчиков, дизайнеров, которых нужно содержать. Chocotravel.com делает такой же продукт, разрабатывает его с нуля, тратит точно такое же время, причем это не один месяц. Становится обидно, зачем две команды сидят и делают то же самое, когда это можно сделать в одном месте? Мы можем просто разбить задачи между компаниями, а высвободившиеся деньги пустить на создание другого продукта. Так мы будем развиваться быстрее. Есть еще один момент. Мы можем получать более низкую цену от авиакомпаний. Наша объединенная аудитория – это более 100 тысяч покупателей авиа- и железнодорожных билетов в месяц. Если рассмотреть ситуацию с позиции авиакомпаний, то им проще искать клиентов в крупной компании по продаже билетов, чем в нескольких мелких. Так они быстрее заполнят самолеты. Поэтому объединение наших сервисов выгодно для всех участников рынка.

– Насколько нам известно, Chocofamily Holding «накачивает» компанию активами для выхода на IPO. Объединив сервисы, вы стали частью этого процесса. Может ли Аviata.kz как-то повлиять на исход IPO?

– Мы с супругой сейчас являемся соучредителями Аviata.kz, Chocotravel.com, Ticketon.kz, возможно, к осени объявим о других проектах. В Ticketon.kz наша миноритарная доля – 20%, в Аviata.kz и Chocotravel.com эти доли близки к 50%. Chocofamily Holding тоже является акционером в компаниях Аviata.kz и Chocotravel.com. В момент выхода компании на IPO мы можем передать ей свою долю в объединенной компании, но взамен приобрести акции Chocofamily Holding. Как только мы войдем в Chocofamily Holding, он сможет участвовать в IPO. Можем, конечно, просто продать холдингу свои акции. Оба этих варианта приемлемы.

– Сколько будет стоить ваша доля в объединенной компании?

– Я сейчас не могу озвучить эту цифру. В целом объединенная компания будет знаковой на рынке, ее стоимость однозначно более 10 миллионов долларов.

– Какие тенденции сегодня наблюдаются на рынке онлайн-сервиса по продаже авиа- и железнодорожных билетов в Казахстане?

– Если говорить о клиентах, то чаще всего они летают, конечно, по Казахстану. Средний чек порядка 40-50 тысяч тенге. В традиционных офлайн-кассах идет стагнация, что логично и нормально. Рынок должен рано или поздно перетечь в онлайн. Это касается не только частных лиц, но и корпоративных клиентов.

– Можно ли сказать, что корпоративные продажи – это прерогатива Chocotravel.com?

– На самом деле Аviata.kz параллельно начала разрабатывать продукт для корпоративных клиентов. Но мы с партнерами решили, что Аviata.kz больше будет сфокусирована на частных клиентах, Chocotravel.com продолжит развивать B2B онлайн-продажи.

– В 2016 году Аviata.kz планировала выход на рынки других стран. По какой причине это не удалось сделать и почему вы вновь заговорили об этом после слияния с Chocotravel.com?

– Во-первых, не хватало ресурсов. Во-вторых, чтобы фокусироваться на каком-то рынке, нужно ехать и развивать его там. Сам по себе стартап зависит от многих нюансов, и, чтобы их понять, в этих условиях надо жить. Равиль (Равиль Мухоряпов, основатель Chocofamily Holding. – Авт.) на каком-то этапе подшучивал, говорил: «Леш, езжай туда, а мы позаботимся о местном рынке». Теперь, с объединением, это можно будет сделать и более четко распределить ресурсы.

Римма Гахова

IPO Chocofamily должно осчастливить всех

Интернет-холдинг, пользуясь слабым развитием рынка e-commerce в стране, пробует понравиться инвесторам своей серией M&A.

07 Ноябрь 2017 16:07 7938

Начало ноября для интернет-холдинга Chocofamily ознаменовалось увеличением доли в сервисе по онлайн-поиску врачей iDoctor.kz с 40% до 67%. Сумму сделки стороны при этом не разглашают. Напомним, впервые в сервис iDoctor.kz, являющийся крупнейшим медицинским IT-проектом в Казахстане, компания Chocofamily вошла в июне этого года. Тогда же основатель и CEO холдинга Рамиль Мухоряпов заявил о том, что компания планирует существенный рост данного сервиса на собственном трафике. Сейчас же г-н Мухоряпов вновь отметил, что увеличение доли в iDoctor.kz соответствует стратегии Chocofamily по строительству лидера e-commerce рынка Казахстана.

«Контроль в компаниях важен для наших инвесторов с точки зрения возможности консолидации показателей в отчетность холдинга. В ближайшее время мы утвердим кандидатуру управляющего партнера проекта, а также стратегию iDoctor.kz. Мечтаем собрать всех докторов Казахстана на одной платформе и видим 1000-кратный потенциал роста выручки проекта», – заявил глава Chocofamily.

Пока что сервис предлагает услуги 492 врачей из 80 клиник Казахстана и генерирует несколько тысяч заявок на первичный прием в месяц. Рейтинг врачей основывается на реальных отзывах пациентов, которых на сегодня собрано на сайте более 3,7 тысячи.

Примечательно, что, помимо доли в iDoctor.kz, только за этот год холдинг Chocofamily приобрел еще двух своих главных конкурентов. Речь идет о покупке сервисом коллективных покупок Chocolife.me, входящим в Chocofamily, 100% доли своего ближайшего конкурента Besmart.kz, а также о приобретении 100% акций компании Foodpanda Group – бывшего главного конкурента на казахстанском рынке онлайн-заказа еды.

При этом аналитики считают, что такая бурная экспансия станет для компании позитивным фактором в запланированном на 2020 год (ориентировочно) IPO. Например, главный аналитик компании «Казахстанский финансовый центр» Алиби Нурбаев в беседе с abctv.kz заявил, что считает холдинг Chocofamily достаточно перспективной компанией. Вместе с тем он упомянул, что на зарубежном рынке подобные фирмы испытывают довольно сильную конкуренцию.

«Тот факт, что компания поглощает своих конкурентов, занимая тем самым верхние строчки лидерства, позволяет ей генерировать высокий капитал. На данный момент компания стремится показать себя, насколько успешна ее бизнес-модель. Продолжение роста финансовых показателей Chocofamily будет лишь подогревать высокий интерес инвесторов, а грядущее IPO позволит привлечь дополнительные средства. Я думаю, компания только начинает свой агрессивный рост, а что насчет IPO, более чем уверен в его успешном проведении», – поделился своим мнением г-н Нурбаев.

Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев, например, не исключает вероятность того, что в будущем Chocofamily предстоит столкнуться с необходимостью проведения оптимизации своей деятельности.

«Пока рост компании обеспечивается в основном экстенсивными методами – она агрессивно и стремительно занимает пустующие ниши, поглощает конкурентов, открывает новые формы обслуживания. В такие периоды рост при правильной организации бизнеса почти всегда имеет весьма стремительные темпы. Насколько реально развитие столь же быстрыми темпами и далее? Все зависит от скорости насыщения рынка. Как правило, большинство «компаний роста» рано или поздно сталкиваются с проблемой снижения темпов прироста выручки, а то и даже снижения рентабельности до минимально приемлемых уровней. В таких ситуациях им неизбежно приходится проводить целый цикл мер по оптимизации бизнес-процессов и переходу от экстенсивного пути развития к интенсивному. Ничего страшного в этом нет – при наличии профессионального управленческого аппарата компания просто переходит в иное качество – с меньшими темпами развития, но становясь более профессиональной и устойчивой. Полагаю, компании удастся увеличить оборот, но уже не столь высокими темпами. Развитие за счет количественных факторов роста имеет физические ограничения, и темпы роста неизбежно должны начать снижаться», – озвучил свою позицию г-н Коренев.

Заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова касательно стремительного роста компании в свою очередь отметила, что через год выручка Chocofamily в долларовом эквиваленте может вырасти более чем на 50%, что, без сомнения, является сильной стороной холдинга. Однако, по словам эксперта, «даже при таких высоких темпах роста группа может достичь выручки только в эквиваленте 50 миллионов долларов, а это не такой оборот, чтобы вызвать существенный интерес у глобальных инвесторов». А холдинг Chocofamily, как сообщил abctv.kz Рамиль Мухоряпов, рассматривает возможность выпуска глобальных депозитарных расписок на одной из зарубежных площадок. Впрочем, базовое размещение акций планируется провести в Казахстане.

Но вернемся к теме покупки холдингом конкурирующих компаний. Шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв считает, что к 2020 году Chocofamily необходимо будет доказать потенциальным инвесторам целесообразность подобных приобретений. Ведь на сегодня такие сделки для компании – это прежде всего большие расходы.

«Компания должна доказать, что вложения были выгодными, дают импульс к развитию и постепенно окупаются. Важно, чтобы компания смогла показать не только многократный рост капитализации, но и путь к прибыльности, что всегда является главным проблемным моментом для быстро разрастающихся розничных компаний: оккупируя «территорию», она должна вкладываться, но параллельно с экспансией думать об этапе получения прибыли», – поделился с abctv.kz своим мнением г-н Пушкарёв.

Кроме того, аналитик отметил, что выход компании на IPO не сейчас, а к 2020 году – это грамотный ход:

«Chocofamily не стремится выскочить на IPO побыстрее, а заранее построила свой план экспансии, рассчитанный на несколько лет, и это, очевидно, выдает хороший расчет и самые серьезные намерения. И это IPO, проведенное в подходящий момент, – возможность для инвесторов, вовремя разглядевших перспективы и вложившихся в компанию на этапе становления. Дождаться момента некоторой стабилизации в финансовой системе Казахстана, когда «устаканится» и курс тенге, и банковская сфера, – это тоже важный момент. Но даже более важно, что к моменту IPO компания должна «показать» свою достаточно высокую в потенциале рыночную стоимость теперь уже и широкому кругу инвесторов, то есть подтвердить, что она способна провести успешно более масштабную экспансию».

Важно отметить, что пока компания Chocofamily все еще зарегистрирована в организационно-правовой форме ТОО и не присутствует в листинге ни на одной бирже, но, как сообщил abctv.kz Рамиль Мухоряпов, размещение планируется, и оно возможно уже в 2018 году.

«Сейчас мы готовим компанию для соответствия акционерным обществам. Мы соответствуем всем формальным признакам, но пока не готовы переходить в формат акционерного общества, поскольку там есть некоторые вопросы касаемо раскрытия информации, и сейчас мы стараемся этим стандартам соответствовать. Перед размещением необходимо подготовить трехлетнюю аудированную отчетность, подтянуть процедуры раскрытия информации. Значимая часть работы по выстраиванию корпоративного управления уже проделана», – поделился глава холдинга.

Вместе с тем именно отсутствие в открытом доступе финансовой отчетности Chocofamily больше всего напрягает аналитиков на сегодняшний день. Например, Наталья Мильчакова говорит о том, что, не имея для анализа отчетность Chocofamily, сейчас нельзя в должной степени оценить сильные и слабые стороны холдинга.

«Мы не знаем, есть ли у компании чистая прибыль, какая рентабельность, что там с долговой нагрузкой, и вообще, неясно, может быть, она выходит на IPO с целью не столько привлечь инвесторов, сколько привлечь средства для погашения проблемных долгов», – говорит г-жа Мильчакова.

О невозможности в полной мере проанализировать деятельность компании, пока она не является публичной, abctv.kz сказал и Серик Козыбаев, начальник отдела инвестиционного анализа АО «Инвестиционный дом «Астана-Инвест». Однако, основываясь на имеющейся информации, эксперт все же дал оптимистичный прогноз:

«Полагаясь на те сведения, к которым есть доступ, можно сделать вывод, что у компании очень солидный рост выручки (80% в год в течение пяти лет), рост клиентской базы (примерно в 5,5 раза за последние пять лет). Бизнес холдинга похож на западную модель тем, что холдинг успешно привлекает инвесторов, бизнес в IT-сфере. На сегодня компания привлекла 700 миллионов тенге. Это один из немногих казахстанских успешных проектов среди интернет-компаний. Поглощения конкурентов подтверждают, что у компании амбициозные планы не только по проведению IPO, но и по росту бизнеса в целом. Холдингу есть куда расти, а средства, которые, скорее всего, будут привлечены на IPO, наверняка, будут направлены на развитие бизнеса. Рынок электронной коммерции в Казахстане далеко не исчерпал себя, и компании есть куда развиваться. Плюс холдинг может начать развивать бизнес в соседних странах, в которых рынок электронной коммерции развит слабее, чем в Казахстане».

При этом в самой компании пока еще не определили объем и направление средств, которые будут привлечены через публичное размещение. По словам г-на Мухоряпова, это будет зависеть от того, какая стратегия группы сформируется к 2020 году.

«Сам по себе выход на IPO не является самоцелью. Это делается для того, чтобы реализовать два момента. С одной стороны, к тому времени у нас будут инвесторы ранней стадии, которые будут в проекте уже порядка 10 лет, и, возможно, некоторые из них захотят выйти. С другой стороны, мы предполагаем, что именно к этому периоду произойдет существенное раскрытие нашего потенциала, как предпринимателей в том числе, и мы будем готовы к тому, чтобы активно идти на зарубежные рынки. Мы предполагаем, что компании понадобится серьезный капитал для того, чтобы эти планы реализовать. И нам кажется, что IPO позволит получить максимально правильную оценку, адекватную, по-настоящему рыночную», – сообщил Рамиль Мухоряпов abctv.kz.

По мнению Серика Козыбаева, будут ли акции холдинга пользоваться спросом, зависит от дальнейших показателей компании, причем это относится к спросу как на рынке Казахстана, так и на зарубежном.

«Сохранятся ли темпы роста выручки, прибыли, клиентской базы и так далее? На сегодня сравнить не с чем. Еще ни одна казахстанская IT-компания не стала публичной за рубежом, поэтому заинтересованность западных инвесторов прогнозировать довольно трудно», – поделился своим мнением г-н Козыбаев.

О спросе со стороны иностранных инвесторов упомянула и Наталья Мильчакова: «На зарубежных биржах интерес может быть умеренный. Лучше обратить внимание на региональные, а не на глобальные биржи – Сингапур, Малайзия и так далее».

А вот Алексей Коренев надеется, что IPO компании будет успешным: «Касательно спроса на ГДР-компании на международном рынке, все зависит от того, как компания сумеет позиционировать себя на нем, насколько быстро займет там свою нишу и сумеет доказать основательность своих притязаний. Если все это получится, со временем и ГДР-формы станут востребованы».

В заключение отметим, что, по словам Рамиля Мухоряпова, компания Chocofamily нацелена достичь капитализации в размере не менее 100 миллионов долларов (долгосрочные планы компании. – Авт.). При этом в апреле текущего года капитализация Chocofamily составила 15 миллионов долларов по итогам последнего раунда, так что г-н Мухоряпов считает поставленную цель вполне достижимой. За 6,5 года стоимость компании в тенговом выражении выросла уже в 160 раз (по сравнению со стоимостью входа для первых инвесторов). Что же касается оборота компании, то в 2016 году он был выше 11 миллиардов тенге, а в 2017 году в компании ожидают, что данная цифра увеличится до 18 миллиардов тенге.

При этом рынок e-commerce в стране он оценил в 340 миллиардов тенге, долю своей компании – 5,5%.

Также глава компании высказался и в отношении возможных дальнейших сделок слияний и поглощений:

«Мы готовы к любым сделкам M&A, которые приведут к улучшению качества работы наших сервисов для клиента, а также к росту стоимости Chocofamily для акционеров. Конкретных целей нет, но принципиальная готовность к сделкам есть».

Элина Гринштейн​