Международный финансовый центр "Астана" - барьеры и возможности

989

Полгода назад Нурсултан Назарбаев заявил, что на базе EXPO-2017 в Казахстане будет создан международный финансовый центр «Астана» (МФЦА). Уже в сентябре Национальный банк презентовал проект закона Республики Казахстан о «Международном финансовом центре»

Международный финансовый центр "Астана" - барьеры и возможности

Полгода назад Нурсултан Назарбаев заявил, что на базе EXPO-2017 в Казахстане будет создан международный финансовый центр «Астана» (МФЦА). Уже в сентябре Национальный банк презентовал проект закона Республики Казахстан о «Международном финансовом центре».

Исходя из заявлений официальных лиц страны, Астана планирует формирование одного из крупнейших финансовых институтов с минимальными затратами. Инфраструктура МФЦА будет создана на базе объектов EXPO, а Национальный банк РК поможет создать органы МФЦА не первой этапе средствами своего бюджета. Однако эти факторы не останавливают критиков инициативы создания Центра, которые говорят о чрезмерно поспешном формировании крупного международного института. С некоторыми их доводами можно согласиться.

Международный финансовый центр «Астана» не предполагает создание принципиально новой площадки. Прототипом МФЦА Казахстана является модель Международного финансового центра Дубай. Однако для реализации программы Астане придется пойти на множество шагов, которые не всегда соотносятся с устоявшимися казахстанскими социально-экономической и правовой системами. Казахстану придется провести ряд крупнейших и работоспособных реформ, которые смогут обеспечить институциональные изменения. Например, в стране должна появиться независимая судебная система с иностранными судьями, и, соответственно, элементы английского права.

Основная трудность создания МФЦА заключается в необходимости развития ликвидности финансового рынка Казахстана. Сегодня в стране функционирует континентальная модель финансового рынка, при которой банковский сектор представляет собой инструмент финансирования экономики. В странах, которые представлены международными финансовыми центрами, соотношение рыночной капитализации рынка акций к ВВП составляет 40-50%, аналогичный показатель по рынку облигаций и вовсе достигает примерно 130%. В Казахстане эти величины составляют 12% и 14% к ВВП соответственно.

Следовательно, для обеспечения работы МФЦА Национальному банку придется готовить страну к смешанной модели финансового рынка. Это требует не только развития финансового рынка, но и стабильности банковского сектора Казахстана, который также в последнее время подвержен рискам снижения кредитоспособности заемщиков с учетом недавнего обесценивания тенге. К слову, ухудшение макроэкономической ситуации в Казахстане сказывается на всей финансовой системе, и то, что Национальному банку придется принять беспрецедентные меры формирования эффективного международного финансового центра в режиме кризиса не вызывает сомнения.

Стоит отметить, что экономисты постсоветского пространства, которые выступают с критикой МФЦА, не говорят о несостоятельности идеи формирования Центра. Предметом их критики выступают сроки и неблагоприятная конъюнктура для создания международного центра финансов. В этой связи, можно говорить о том, что сама идея для Казахстана применима, однако пока неизвестно как с этой задачей справится Национальный банк. В случае положительного исхода затеи, Астана станет региональным центром финансов, в который будут стекаться в том числе и российские средства.

В случае формирования полноценного действующего Международного финансового центра «Астана», экономика Казахстана пополнится новым инструментом диверсификации. В стране надеются, что вклад в ВВП от создания МФЦА составит 1% ежегодно. Показатель кажется амбициозным, однако МФЦ предполагает создание практически несуществующего в Казахстане рынка управления активами и благосостоянием частных лиц. Если Астана справится с созданием международного финансового центра, то страна получит хороший инструмент диверсификации, который придаст мощнейший импульс развития финансовой системе. Однако трудностей избежать явно не удастся, в том и числе и в правовой сфере, где возникнут коллизионные составляющие. К тому же, Казахстан работает в условиях кризиса, когда средства идут на поддержку стабильности. Даже с учетом заявлений о том, что Астана не станет вкладывать в проект средства республиканского бюджета, стоит помнить о дороговизне реализации проекта МФЦА.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться