Импортеры, производители и логисты говорят о грядущих миллиардных потерях из-за простоев грузов на казахстанско-китайской границе. Приостановление перевозок и снижение скорости грузов, следующих в/из Казахстана, влечет за собой повышение стоимости всей логистики, увеличение сроков доставки грузов и убытки компаний. Для решения проблемы бизнес просит помощи у государства. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Для казахстанских экспортеров, импортеров, экспедиторов и перевозчиков сложилась критическая ситуация с доставкой оплаченных грузов через казахстанско-китайскую границу. Начиная с октября 2020 года происходят постоянное сокращение либо отмена блок-поездов, следующих в/из Казахстана в Китай по проекту "Шелковый путь". Аналогичная проблема складывается и с автомобильным транспортом.
Президент ОЮЛ "Ассоциация "Масложировой союз Казахстана" Константин Невзоров, выступая на пресс-конференции производителей, импортеров и логистов, выразил волнение о том, что со стороны Китайской Республики не поступает никакой официальной информации по срокам разрешения коллапса. Грузовое движение на границе остается практически полностью парализованным. Отсутствие официальных подтверждений не дает казахстанским компаниям возможности объявить задержку доставки груза как форс-мажорное обстоятельство. Это вызывает дополнительные расходы компаний в виде штрафных санкций, которые ложатся на импортеров, экспортеров и экспедиторов.
"По мере значительного ухудшения текущей ситуации и полной безысходности в адрес администрации президента РК, кабинета премьер-министра РК, всех уполномоченных министерств, ведомств и органов были отправлены соответствующие письма, как от отраслевых ассоциаций, так и от субъектов бизнеса. Вопрос был взять на контроль депутатами мажилиса парламента РК. Президентом было дано поручение разобраться в текущей проблеме в кратчайшие сроки. Был проведен ряд встреч с КТЖ по данному вопросу, в том числе на площадке НПП "Атамекен". В результате КТЖ были предприняты меры, а также проведены переговоры с китайской стороной с просьбой скорейшего разрешения ситуации", – сказал Константин Невзоров.
Несмотря на ряд предпринятых мер со стороны предпринимателей и обращений к государству, движение грузов до сих пор не возобновлено. Бизнес продолжает терпеть убытки, не имея возможности ввезти оплаченные товары. На границе простаивают сырье и материал для пищевой промышленности, сырье для фармацевтической продукции, технологические линии оборудования и другие товары. Срыв их поставок имеет негативное социальное и экономическое значение.
"Просим срочно начать переговоры между Нур-Султаном и Пекином по данной критической ситуации", – добавил он.
Эксперт ОЮЛ "Ассоциация "Масложировой союз Казахстана" Геннадий Вейцман в своем выступлении акцентировал внимание на двух вопросах.
"Первое. К сожалению, государство, в лице профильных министерств МИР, МИД и др., в лице КТЖ не в состоянии помочь отечественному бизнесу решить эту проблему. Возможно, я бы не стал взваливать всю вину в данной ситуации на КТЖ. Письма, которые они пишут китайским коллегам, остаются без ответа. Остается вопрос приоритета транзита экспортно-китайских грузов через территорию РК в страны ЕС, Россию и другие страны в ущерб казахстанским грузополучателям. Это проблема острая и больная и одна из основополагающих сейчас. Здесь замешаны большие деньги и ведомственные интересы", – прокомментировал он.
По мнению Геннадия Вейцмана, для решения сложившейся проблемы недостаточно лишь ведомственных очагов. Ситуация вышла на межгосударственный уровень, где ее и нужно решать с участием премьер-министра и, возможно, президента.
"Второе. Не нужно думать, что это проблема какого-то абстрактного бизнеса, конкретных импортеров и логистических компаний. Эта проблема коснется каждого из казахстанцев. Мировое и казахстанское производство глобально зависит от поставок из Китая", – отметил он.
Эксперт отметил, что на массовое повышение цен в стране проблема на казахстанско-китайской границе играет не последнюю роль. Бизнес вынужден закладывать часть расходов в выпускные цены, так как не может работать себе в убыток. Сотрудники предприятий рискуют не получить зарплату в полном объеме.
"Мы просим государство подключить все свои ресурсы для решения перевозок импорта из Китая вплоть до прямых контактов премьер-министра, возможно, президента с китайскими коллегами. Также мы просим ввести зеркальное ограничение казахстанской железной дороги по пропуску китайского транзита в ЕС, Россию, Узбекистан и т. д до момента, пока грузы, находящиеся в Китае, не будут доставлены в Казахстан. Я считаю, что нужно перестать переживать за исполнение международных соглашений, которые будут в ущерб нашему бизнесу, и начать думать об отечественном бизнесе и интересах граждан", – констатировал Геннадий Вейцман.
Директор ОЮЛ "Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК" Алия Мамытбаева остановилась на последствиях отрасли. По ее словам, из-за несвоевременного получения ПЭТ-сырья, необходимого для производства тары, у производителей безалкогольных напитков возникли проблемы. Они, в свою очередь, привели к потере ассортимента готовой продукции, дефициту, огромным убыткам за ежедневный простой производства и невыполнение обязательств перед дистрибьютерами. Помимо этого, остановка деятельности цеха по производству ПЭТ-преформ повлекла за собой кадровые потери. Некоторые производители потеряли до 80% кадров. Для сохранения минимального производства компании вынуждены производить закуп готовых ПЭТ-преформ у российских или турецких поставщиков, где их стоимость на 70% дороже.
"На текущий момент по нашей отрасли консолидированные потери компаний, столкнувшихся с этой проблемой, составляют порядка 10,7 млрд тенге. Начиная с мая грузы задерживаются более чем на 100 дней. Все это в конечном счете приводит к повышению стоимости продукции, остановке производства и увольнению сотрудников. Соответственно, государство недополучит налоги. Истинные причины кризиса и характер введенных ограничений нам не понятны. В конечном счете страдают производители. Необходимо прекратить перекладывание ответственности друг на друга. Мы ждем конкретных шагов, которые прежде всего должны быть выполнены с казахстанской стороны", – сказала Алия Мамытбаева.
Проблемами поделился и директор фармацевтической компании ТОО “Медхауз Казахстан” Самат Исабаев. Из-за простоев транспорта с товаром на границе с Китаем у компании не первый месяц остаются замороженными $1,5 млн.
"Для нас это огромные деньги. Мы вынуждены искать дополнительное финансирование для поддержания существования, не говоря о прибыли. Банки не финансируют бизнес под товарообороты. Другого залога у нас нет. Из-за отсутствия товара на складах в ноябре мы будем вынуждены отправлять людей в отпуск без содержания. При продолжении кризиса и вовсе прекращать деятельность. Параллельно с этим тарифы на перевозки выросли в 6-7 раз относительно цен 2020 года. Фактически образуется рукотворный дефицит товара, еще сильнее подогревая рост цен на торговую продукцию", – сказал Самат Исабаев.
Дефицит контейнеров в Китае породил проблему выбора партнеров и высокие цены на доставку грузов. Такими наблюдениями поделилась генеральный директор транспортной компании Sevenr Logistics LLP Оксана Сорокина.
"Отсутствие подвижного состава на границе между Китаем и Казахстаном в прошлом году вызвало многокилометровые пробки на китайской стороне, и, как следствие, Китай начал сокращать блок-поезда в Казахстан либо отменять их. Например, в прошлом месяце не было отправлено ни одного блок-поезда из-за запретов. Сейчас уже несколько месяцев мы наблюдаем соотношения контейнеров к платформам. Четыре тысячи контейнеров находятся в ожидании перегруза на станции Алтынколь, 250-300 платформ. Логично, что не на что перегружать. Для отправки транзитных грузов иностранный подвижной состав не привлекается при этом", – прокомментировала она.
По словам специалиста, регулярные задержки на всех этапах транспортировки приводят к тому, что собственники контейнеров и экспедиторские компании вынуждены закладывать потенциальный рост цен на расходы и хранение, что в конечном итоге сказывается на стоимости товара. Эта ситуация дает возможность китайским транспортно-экспедиторским компаниям спекулировать на продаже свободных мест. Из-за чего логистические компании вынуждены к уже поднявшейся в разы цене доплачивать по $2-3 тыс. просто за возможность уехать из Китая.
Предприниматели обратились к премьер-министру страны и профильным министерствам Казахстана с просьбой решить проблему, связанную с перевозкой грузов железнодорожным и автомобильным транспортом из Китая в Казахстан и обратно, и просят остановить транзит через Казахстан в Европу, если нормальное транспортное сообщение не будет восстановлено.
Мария Галушко
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!