Реконструкция проспекта Кабанбай-батыра в столице, которую планируется провести для снижения перегруженности транспортного потока, на самом деле только увеличит пробки. Наряду с этим широкополосная магистраль нарушит пешеходное сообщение левой и правой частей проспекта. Впоследствии это приведет к снижению проходимости, а значит, и клиентов магазинов, ресторанов, кафе и других коммерческих объектов, расположенных вдоль улицы. В конечном итоге 91,7 млрд тенге, в которые оценивается стоимость проекта, уйдут не на решение проблемы, а на создание новых. К такому выводу пришли эксперты Urban Forum Kazakhstan, которые проанализировали проект, обнародованный министерством индустрии и инфраструктурного развития РК.
Джинн в бутылке
Анонсированная МИИР РК реконструкция проспекта Кабанбай-батыра предусматривает расширение автодороги до шести и восьми полос с нынешних четырех. Если посмотреть на схему проекта, представленную ведомством в мае 2020 года, то можно увидеть, что ширина полотна на разных участках запланирована разная. Например, на промежутке с начала проспекта до перекрестка с улицей Кунаева дорога будет шестиполосной, дальше на мосту по Круглой площади она сузится до четырехполосной, затем вновь станет шестиполосной, на пересечении с улицей Сыганак перейдет в восьмиполосную и на транспортном кольце "Астана Жулдызы" до аэропорта вновь сократится до шести рядов.
Источник фото: МИИР РК
"Шесть, четыре и восемь полос, то есть машины будут ехать по трем полосам, затем этот поток вынужден будет умещаться в две. Водители будут друг друга подрезать, соответственно, это будет увеличивать заторы. Есть математические модели, которые показывают, что улицы с шириной в четыре ряда на всем протяжении, без расширений на шесть или восемь полос, будут обладать большей пропускной способностью. А разная же ширина полос только усугубит ситуацию. Мы получим на подъезде к Круглому мосту ужасные пробки. Фактор бутылочного горлышка лишь усилится. В мире нет ни одного города, который смог бы решить проблему пробок, расширяя улицы", – отметил в беседе с inbusiness.kz урбанист UFK Диас Маратулы.
Опыт зарубежных крупных мегаполисов, отмечает эксперт, доказывает, что расширение дорог имеет краткосрочный эффект для разгрузки дорог. Ярким примером этому служит Лос-Анджелес, власти которого, в конце концов, признали, что увеличение автострад не решает проблему заторов. Водители меняют маршрут, перебираясь на новую дорогу. Плюс к этому с развитием автодорожной инфраструктуры количество авто растет. От магистралей в пользу бульваров также отказались в Париже, Сеуле, Сан-Франциско.
Пешеходы на задворки
Комфорт автомобилистам, барьер пешеходам. К тому же расширение дорожного полотна на проспекте Кабанбай-батыра разделит улицу, а также доставит неудобства маломобильным людям и обычным жителям. Подземные и наземные переходы ситуацию не спасут, так как они неудобны для людей с ограниченными возможностями, пенсионерам, мамам с коляской и так далее.
"Подземные и наземные переходы в целом не способны обеспечить полноценное сообщение. Давайте возьмем для примера отрезок по улице Бараева на Правом берегу, где есть подземный переход, но им неудобно пользоваться инвалидам, мамам с детьми, пожилым людям. Даже простые люди больше предпочитают перебегать дорогу. Здесь возникает вопрос безопасности. В Алматы, например, один из самых опасных участков – проспект Райымбека, где есть наземные переходы и шести- и восьмиполосная магистраль. Несмотря на наличие подземных и наземных переходов, люди просто перебегают дорогу и, по сути, гибнут. Такую же ситуацию мы можем получить и по проспекту Кабанбай-батыра в Нур-Султане", – полагает урбанист.
Кроме того, подчеркивает спикер, расширение автострады разрежет проспект на две части, что отрицательно скажется на проходимости, а значит, сбавит поток клиентов для бизнеса, располагающегося вдоль. Опять же наглядным примером служит улица Бараева, которую транспортная развязка разделила на два "острова". В результате по одной стороне жизнь бьет ключом, по другой – безлюдный парк им. Кемаля Ататюрка и пустующие коммерческие помещения.
Как обойтись без большой стройки
Проблема пробок на проспекте Кабанбай-батыра в часы пик действительно имеется. Но решить ее можно, не прибегая к большой стройке. Урбанисты предлагают пойти другими путями. Начать стоит с установки светофоров на выездах, что позволит дозировать транспортные потоки.
"Радикальнее перестроить развязку с углом поворота в 90 градусов, обустроить на ней наземные светофорные переходы через Бараева/Кабанбай-батыра. Такое решение, кроме преимуществ для автотранспорта, позволит связать для пешеходов оживленный проспект Республики с парком Ататюрка и прилегающими к нему районами", – рекомендуют в UFK.
Кроме того, по их мнению, снять перегруженность может линия для общественного транспорта на всем протяжении проспекта Кабанбай-батыра: "Успешные результаты такого решения мы можем видеть на улице Тимирязева в Алматы. Единственным способом передвигаться без пробок в больших городах является использование общественного транспорта или велосипеда и его микромобильных собратьев".
Замедляют скорость движения на дорогах и автобусные карманы на остановках. Их нужно убирать. Также необходимо создать комфортную и безопасную велоинфраструктуру.
"Нужно создать альтернативу автомобилям и общественному транспорту, чтобы люди могли выезжать на работу, на учебу не только на машине, но и другими способами. На велосипеде, например. В Нур-Султане климат на самом деле не сильно препятствует этому. Мы знаем, что есть примеры финских городов, где снега гораздо больше, где также очень ветрено, но жители в этих странах активно передвигаются на велосипедах. Да, бывают сильные крещенские морозы в Нур-Султане, но длятся они две-три недели. Все остальное время можно ездить на велосипеде", – считает Диас Маратулы.
Сегодня в столице имеется велоинфраструктура, но она далека от идеала и абсолютно нефункциональна, отмечает он.
Ремарка
Пока на Левом берегу строят грандиозные планы. На Правом берегу между тем 10 лет не могут расширить дорогу по улице Жанажол. В начале 2019 года заявляли о планах по реконструкции этой улицы на участке от шоссе Алаш до ул. Ушконыр с существующего двухполосного движения до четырехполосного. Общая протяженность расширения должна была составить три километра. Однако, как выяснилось на последней сессии столичного маслихата, и по сегодняшний день к разработке данного проекта даже не приступали.
"Вот вам и ответ. Его не начинали, и никто не будет начинать. Я уверен, потому что нет задачи. Мы весь Левый берег обложили перспективными планами. Там, где удобно и хорошо… А там, где нужно, никто этим заниматься не будет", – выразил недоумение депутат маслихата Илья Мещеряков.
Напомним, 25 мая 2020 года министерство индустрии и инфраструктурного развития РК сообщило о планах по реконструкции проспекта Кабанбай-батыра. Строительные работы планировалось начать в июне 2020 года.
"Проектом предусмотрено уширение проспекта Кабанбай-батыра на участке от Дворца Салтанат Сарайы до Международного аэропорта имени Нурсултана Назарбаева до шести-восьми полос общей протяженностью 17,353 километра. Кроме того, после реконструкции в столице появится транспортный узел между проспектами Кабанбай-батыра и Туран. Проект позволит увеличить транспортный поток и уменьшит возмозможность образования заторов на дороге, которые здесь возникают часто", – говорилось в информации.
Как уточнялось, подрядными организациями выступали консорциум China Xinxing Group Co., Ltd и ТОО "СП Сине Мидас Строй", автором ТЭО – ТОО "АстанаСтройПроектСервис-М". Сумма по договору составляла 88 985,9 млн тенге. Позже в СМИ появилась информация о том, что проект обойдется в 91,7 млрд тенге.
Однако к реализации проекта не приступили. Возможно, после большого общественного резонанса. Казахстанцев возмутила его дороговизна. Активисты города начали собирать петицию против осуществления планов по реконструкции проспекта.
Динара Куатова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!