Крупное предприятие машиностроительной отрасли Восточного Казахстана АО "Востокмшазавод" (АО "ВКМЗ") задолжало своим 420 работникам за декабрь 2021 года 48,7 млн тенге. Долги перед органами госдоходов составляют более 500 млн тенге, в том числе около 20 млн – по социальным платежам. Это обязательные пенсионные взносы, соцотчисления, включая ОСМС.
Сейчас, по данным управления госдоходов по Усть-Каменогорску, в отношении АО "Востокмашзавод" ими приняты все меры принудительного взимания в рамках Налогового кодекса: приостановлены расходные операции по банковским счетам, выставлены инкассовые распоряжения на банковские счета. Предприятие предоставило налоговикам списки дебиторов. Но все же, как сообщили на брифинге в региональной службе коммуникаций представители самого АО "ВКМЗ" и госорганов, есть у предприятия свет в конце туннеля,
У завода появился инвестор
По словам руководителя областного управления государственной инспекции труда Бакытбека Кизатова, за ситуацией с АО "Востокмашзавод" пристально следит акимат ВКО. Его проблемные вопросы были рассмотрены на заседаниях трехсторонних комиссий, последняя проводилась 20 января 2021 года.
"Завод работает в режиме простоя, 220 работников с начала текущего года трудятся с зарплатой в 50%, с четырехдневной рабочей неделей", – отметил Бакытбек Кизатов.
Заместитель руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационого развития ВКО Сергей Золотаревич, который, к слову, ранее несколько лет возглавлял АО "Востокмашзавод", дополнил, что 8 января 2021 года ТОО "ВМЗ ИНВЕСТ" выкупило основной пакет акций АО "ВКМЗ".
"19 января 2021 года было проведено совещание в режиме видеоконференции, куда были приглашены: руководство предприятия, представители профсоюзных организаций, акимата Усть-Каменогорска, департамента госдоходов, бывшие учредители АО "ВКМЗ" – представители АО "Национальная компания "Қазақстан темір жолы", а также ТОО "ВМЗ Инвест", – отметил г-н Золотаревич. – Были рассмотрены текущие вопросы состояния предприятия, перспективы развития. Сегодня поступило письмо в областной акимат от ТОО "ВМЗ ИНВЕСТ", в котором представлены перспективные планы развития предприятия".
Первоочередная задача инвестора и акимата, по словам Сергея Золотаревича, заключается в том, чтобы оказать заводу финансовую помощь в погашении задолженности по зарплате, в частичном погашении кредиторской задолженности в рамках выделения средств из бюджета. При этом основные денежные средства ТОО "ВМЗ ИНВЕСТ" будут направлены на инвестиционные цели, для запуска цеха по производству крупногабаритного литья грузовых вагонов, а также на перспективу восстановления некоторых производств.
"Мы считаем, что эта программа будет рассматриваться дальше, внедряться. Необходимо не то, что локально гасить мелкие проблемы, – говорит чиновник, – в первую очередь нужно создать дальнейший план развития, чтобы не допустить в будущем таких провалов и, соответственно, установить социальную и финансовую стабильность на заводе".
По данным Сергея Золотаревича, объем производства промышленной продукции в области за 2020 год составил 2,5 трлн тенге с темпом роста 117,9%. Индекс физического объема составляет 101,5%. Свой вклад в развитие промышленности, отметил спикер, вносит и "Востокмашзавод", который сегодня попал в тяжелое положение.
Как так получилось?
Исполняющий обязанности директора АО "Востокмашзавод" Канат Калиев более подробно рассказал о проблемах завода, который существует уже больше 60 лет, а последние 10 лет находился под руководством АО "НК "КТЖ". По его данным, нацкомпания "вложила очень большие деньги, открыла новые производства, а именно, цех № 10 по производству крупногабаритного литья для железной дороги".
"К сожалению, запустить завод на полную мощность так и не смогли. Накопилось очень много проблем. Последние годы не проводилось капитальных ремонтов зданий и сооружений, оборудования, из-за чего производительность завода упала, – говорит Канат Калиев. – Выбыло из строя за последние 10 лет до 80% оборудования. Сейчас перед новым собственником завода стоят очень большие задачи, это в первую очередь рассмотрение существующего ассортимента продукции, который в советские времена доходил до 5 тыс. наименований. Этот ассортимент в большинстве физически и морально устарел, потому что оборудование, которое использовали в 1970-е годы, сейчас в горнорудной промышленности, тяжелом машиностроении практически не используется. В связи с этим образовался дефицит заказов".
По его информации, завод сейчас может работать только в одну смену, и то при неполной загрузке до 70%. Как отметил г-н Калиев, последние годы накапливались убытки до 1 млрд тенге в год, зарплаты выплачивались с опозданием до месяца и более. Но все это субсидировалось за счет АО "НК "КТЖ". Сейчас ТОО "ВМЗ ИНВЕСТ" только входит в собственники, все документы по переводу в собственность не проведены. По мнению Каната Калиева, до конца февраля процедуры должны быть завершены.
Полное обследование
"Со 2 февраля на завод приезжает делегация немецкой компании, которая будет проводить в течение трех месяцев полное обследование предприятия, – говорит Канат Калиев. – Следствием этой проверки должны стать рекомендации по реконструкции завода, технологические рекомендации, чтобы мы могли выйти на выпуск конкурентоспособной готовой продукции. Потребности в этой продукции – балка и рама железнодорожные – огромные. Что в Казахстане, что в России. Даже если на собственного потребителя будем работать, на окупаемость завод должен выйти. Для этого нужно время".
А сейчас пока цифры не радуют: по 2020 году максимальные показатели выпущенной продукции были около 100-120 млн тенге ежемесячно, в то же время расходы завода только по ФОТ в месяц составляют 60 млн тенге. За декабрь 2020 года плата за отопление составила 36 млн тенге, по электроэнергии – 25 млн тенге. Ежемесячные прямые затраты, по данным Каната Калиева, составляют по 100-150 млн прямых затрат.
И все же на заводе ноябрьскую зарплату за 2020 год заплатили до 10 января, до 10 февраля обещают погасить долги по декабрьской зарплате. Производство, утверждает руководство завода, закрываться не будет. Сокращение персонала не планируется.
"Цех № 10 планирует выпустить первую продукцию ориентировочно до августа текущего года, – резюмировал г-н Калиев. – Планируются очень большие денежные вливания, в том числе проектирование нового производства, ремонт и реконструкция старых цехов. Может, какие-то цеха даже будем переносить с целью экономии по теплу, по электроэнергии. Еще много работы. Все делается, чтобы спасти завод, выпустить новый ассортимент, влиться в ряды перспективных и прибыльных предприятий".
По официальной информации, АО "Востокмашзавод" было введено в эксплуатацию в ноябре 1959 года. Завод предназначался для производства изделий обширной номенклатуры – обогатительное и металлургическое оборудование, горно-шахтное для свинцово-цинковой и медной подотрасли, нестандартное технологическое оборудование для производства алюминия и титана, самоходные основные и вспомогательные машины для шахтной и карьерной добычи руд по прогрессивной технологии, в том числе самоходные буровые каретки, погрузочно-доставочные машины, самоходные подземные машины для вспомогательных работ. Для этого предприятие оснастили всеми технологическими переделами полного машиностроительного цикла.
Ольга Ушакова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!