Соответствующие предложения содержатся в концепции проекта Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам в сфере регулирования парниковых газов и озоноразрушающих веществ". Концепцию на межведомственной комиссии при министерстве юстиции РК представил вице-министр энергетики РК Гани Садибеков.
Концепцией предлагается сформировать единый подход к принятию отчетности об инвентаризации парниковых газов через электронную систему государственного кадастра для облегчения документооборота.
"Представить возможность получения оператором установки дополнительного объема квот в случае увеличения объемов производства при квотировании методом удельных коэффициентов выбросов. Также закрепить компетенцию сопровождения системы квотирования на выбросы парниковых газов за подведомственной организацией министерства энергетики", – сказал он.
Изменения ожидаются и в понятийном аппарате. Ранее в Экологический кодекс были внесены понятия "вторичное сырье" и переход отходов потребления во вторичное сырье. "Вторичные отходы, как вы знаете, не являются эмиссией в окружающую среду. Требуется внесение понятия "вторичное сырье" для отходов производства, таких как металлолом, золошлак, правил перехода во вторичное сырье, – сказал Гани Садибеков.
В настоящее время общий объем накопленных отходов в Казахстане составляет около 20 миллиардов тонн, из них 100 миллионов тонн – твердые бытовые отходы.
"И мы отмечаем тенденцию увеличения данных отходов и считаем, что для стимулирования переработки промышленных отходов необходимо изменить сроки хранения для предприятий-переработчиков. Включить обращение с отходами в перечень приоритетных видов деятельности, к которым применяются меры господдержки. Также необходимо усовершенствование классификации в части разграничения опасных и неопасных отходов", – отметил он.
"На практике мы сталкиваемся, что отходы зеленого вида (бумага, пластмасса), по сути, являются неопасными, но в то же время имеют опасные свойства, такие как токсичность и легкая возгораемость", – сказал вице-министр. Все это должно помочь привести казахстанские реалии в соответствие международным требованиям ОЭСР.
Это должно способствовать развитию переработки и производства продукции из отходов, а также переходу к "зеленой" экономике.
Вместе с тем у представителей бизнеса возникли закономерные вопросы.
"По концепции предполагается, что будет пересматриваться отчетность в рамках отходов, и это будет координироваться с разработкой и включением в информационную, навигационную, спутниковую онлайн-систему сбора, мониторинга, транспортировки, переработки отходов. В этой связи у меня вопрос. Очевидно, что министерство само это делать не будет, будет делать какой-то оператор. Повлечет ли это затраты бизнеса? На нашей памяти есть контрольные приборы учета – КПУ, которые действительно очень серьезные издержки бизнеса", – спросил заместитель председателя национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Рустам Журсунов.
"Второй вопрос. Вы предполагаете установить ответственность за нарушение договора на вывоз мусора и его неоплату. А если, допустим, у предприятия есть самостоятельная служба по вывозу мусора и этих отходов? Есть ли необходимость и насколько эта ответственность будет корреспондироваться с этой операционной системой?" – продолжил зампред НПП.
Третий вопрос касался формирования резерва.
"В случае если в национальном плане не будет достаточно квот, вы говорите, мы будем брать из резерва, но, к сожалению, в концепции мы не увидели, как будет устанавливаться этот дополнительный резерв. Какие подходы у уполномоченного органа? Сейчас же перед нами всеми поставлена задача по модернизации экономики, что, естественно, потребует за собой запуск новых производственных мощностей, которые повлекут за собой СО2, естественно", – резюмировал г-н Журсунов.
Вице-министр ответил, что на сегодняшний день в Казахстане развивается спутниковый мониторинг.
"Нами заключены с "Казахстан гарыш сапары" соглашения. Был проведен пилотный проект по городу Астане. Он показал свою эффективность. На сегодняшний день речь идет о реализации новой системы. Я думаю, это не повлечет особых затрат со стороны бизнеса, – сказал Гани Садибеков. – Что касается предусмотрения ответственности за непредоставление информации, то на сегодняшний день мы сталкиваемся с тем, что даже по городу Астане система удаления и переработки отходов полностью вышла из-под контроля и местные исполнительные органы власти выходят к нам с предложением, чтобы каким-то образом эту систему совершенствовать, чтобы местный исполнительный орган имел какую-то информацию. Мы будем это обсуждать, и, я думаю, в процессе обсуждения мы примем необходимые и правильные решения".
Позднее он сообщил журналистам, что на сегодняшний день Казахстан имеет определенный опыт по торговле квотами на выбросы парниковых газов, и на сегодняшний день идет речь о совершенствовании системы кадастра предприятий, которые оказывают техногенное влияние на окружающую среду.
"Это в первую очередь выбросы парниковых газов, и мы вносим понятие о том, что все природопользователи должны будут предоставлять сведения в кадастр и реестр в едином формате для доступа к информации, и он будет в онлайн-режиме. В то же время мы будем качественно выполнять обязательства по Орхусской конвенции, то есть доступ населения к экологической информации", – сказал замглавы МЭ.
Казахстан предпринимает определенные шаги по приведению экологического законодательства к стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и среди них отказ от косвенного метода подсчета загрязнения окружающей среды.
"В перспективе мы будем к этому идти, но на сегодняшний день нет такой возможности, чтобы рассчитать прямое загрязнение окружающей среды, и, я думаю, некоторое время мы в любом случае будем использовать косвенный метод подсчета ущерба окружающей среде", – сказал г-н Садибеков.
Система торговли квотами будет реализована с 1 января 2018 года.
"Я думаю, в течение определенного периода, а мы предполагаем, что за 2018 год у нас определится рынок, то есть потребности, излишки и квоты, и наши предприятия будут иметь возможность реализовать на внутреннем рынке излишки, также появится возможность их реализации на внешних рынках. На сегодняшний день у нас будет создана система, и мы стремимся к созданию единой системы. Это инициатива главы государства, которую он озвучил на Астанинском экономическом форуме. Мы знаем, что в Евросоюзе существует своя единая система торговли квотами, в которой участвуют 27 стран. Я думаю, что в ближайшей перспективе, так как Парижское соглашение было запущено в прошлом году, эти системы будут созданы, и для наших предприятий не будет никаких ограничений для того, чтобы выставлять свои квоты на международных биржевых рынках и получать прибыль путем внедрения наилучших мировых практик", – полагает он.
Что касается необходимости учета отходов потребления, то это должно дать возможность местным исполнительным органам более правильно планировать и регулировать данную сферу.
"На сегодняшний день у Казахстана есть определенные обязательства. Мы к 2030 году должны сократить выбросы парниковых газов на 30%. За основу берется 1990 год. У нас есть определенный резерв. Регулируемый сектор у нас составляет около 150 миллионов тонн парниковых газов. В этом процессе у нас участвуют где-то порядка 170 крупных предприятий, которые выбрасывают парниковые газы. Резерв у нас будет составлять порядка 20-30 миллионов тонн, то есть, я думаю, в плане распределения квот мы все эти цифры учтем. На сегодняшний день, по нашим подсчетам, этого резерва достаточно для роста экономики до 2020 года", – сказал Гани Садибеков.
Вице-министр уточнил abctv.kz, что после 2020 года будет принят новый трехлетний план по квотам, где новым предприятиям, которые будут выбрасывать в окружающую среду СО2, предоставят квоты из резерва.
"План распределения квот принимается на определенный период. У нас есть 2018, 2019, 2020 год. А с 2020 года будет приниматься новый план. По логике, там квота должна быть увеличена. Если новые предприятия будут открываться, у предприятий будут открываться новые источники выбросов парниковых газов, то у правительства есть резерв, из которого им эти квоты будут бесплатно присваиваться", – сказал Гани Садибеков.
Жанболат Мамышев