В ближайшие годы министерство энергетики намерено навести порядок на рынке электрической энергии, а именно сократить количество энергопередающих организаций (ЭПО) и найти бесхозяйным сетям новых владельцев. На этой неделе глава ведомства Канат Бозумбаев презентовал проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики" депутатам мажилиса. Документ прошел в первое чтение.
Задача первая – укрупнить РЭКи и сократить количество ЭПО
В Казахстане транзит электроэнергии до потребителя проходит через несколько посредников, каждый из которых устанавливает собственный тариф (система предельных тарифов). В результате из-за большой (каскадной) цепочки энергопередающих компаний (которые не всегда соответствуют необходимым техническим требованиям) происходят перебои в электроснабжении и увеличивается итоговая стоимость электроэнергии для потребителей.
"Наиболее остро проблема обозначена в Карагандинской области – цепочка достигает пяти звеньев. Начиная с сетей KEGOC, переходя в сети региональной электросетевой компании, и далее еще три звена (мелкие энергопередающие организации), прежде чем электроэнергия будет доставлена до потребителя", - сообщил Канат Бозумбаев.
Похожая ситуация в других регионах: Алматы – 9 ЭПО, Карагандинская область – 42, Акмолинская область – 10, Актюбинская область – 8, Восточно-Казахстанская область – 13, Костанайская область – 13, Мангистауская область – 17 ЭПО.
Для решения проблемы для энергопередающих организаций (ЭПО) всех уровней (мелкие, региональные электросетевые компании и другие) введут квалификационные требования. Их ввод – путем поэтапным, а выполнение – обязательным. Наличие диспетчерского технологического управления – не позднее 1 января 2018 года; наличие служб, укомплектованных обученным и аттестованным персоналом, осуществляющим эксплуатацию и техническое обслуживание оборудования, механизмов, охрану труда и технику безопасности, обеспеченных средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодежды, инструментами и приспособлениями, – не позднее 1 января 2020 года; наличие автоматизированных систем коммерческого учета, систем телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора и РЭК, – не позднее 1 января 2022 года; наличие договоров с системным оператором на оказание системных услуг – не позднее 1 января 2020 года.
По данным Минэнерго, из 113 мелких ЭПО таким требованиям отвечают только 14 организаций. Предполагается, что ЭПО, которые не будут соответствовать вышеописанным условиям, будут вынуждены продать или передать "на безвозмездной основе или в доверительное управление" свои сети региональным энергосетевым компаниям (РЭК).
"Госэнергонадзор будет осуществлять надзор за данными процессами. Если будут выявлены явные отклонения или несоответствия данному закону, то будут налагаться санкции (Административный кодекс) и штрафы. В рабочей группе с депутатами предложили внести в Закон "О естественных монополиях" пересмотр тарифа для организаций (ЭПО), которые не выполняют требования Закона "Об электроэнергетике" в сторону понижения. Это будет экономическое стимулирование или понуждение для бизнеса, чтобы они (ЭПО) укрупнялись или выполняли требования закона", - пояснил глава Минэнерго.
ЭПО, которые находятся в коммунальной собственности у акиматов, также передадут под управление РЭКов. В результате республиканский бюджет может сэкономить 1,4 млрд тенге, привел расчеты вице министр финансов Руслан Даленов.
Планируется, что к 2019 году число ЭПО, находящихся у акиматов, сократится на 27 единиц.
Задача вторая – решить проблему бесхозяйных сетей
Бесхозяйные сети перейдут в состав РЭКов, которых разово освободят от корпоративного подоходного налога (КПН) и налога на имущество при приеме таких активов на баланс. Канат Бозумбаев зачитал статистику, предоставленную акиматами: протяженность бесхозяйных сетей составляет 2110 км, в стране 631 бесхозяйная трансформаторная подстанция.
"РЭКи заинтересованы в принятии бесхозяйных сетей, обслуживание которых зачастую ложится на их плечи. С другой стороны, у РЭКов отсутствуют средства для покрытия расходов по уплате налоговых платежей при принятии на баланс бесхозяйных сетей. В этой связи проектом закона предусмотрено освобождение от уплаты КПН и налога на имущество, возникших при приеме бесхозяйных электрических сетей", - отметил г-н Бозумбаев.
Тарифы
Стоимость электроэнергии для потребителей может быть снижена, но не исключен и рост тарифов. С одной стороны, у РЭКов увеличится транзит электроэнергии – больше объемов равно больше доходов. С другой – принимая на баланс бесхозяйные сети (да и сети мелких ЭПО), необходимо будет их ремонтировать и проводить другие работы (квалификационные требования).
При этом министр энергетики дает позитивные прогнозы:
"Передача (сетей – прим.) на баланс (РЭКов – прим.) не приведет к повышению тарифа в ближней и среднесрочной перспективе, потому что эти тарифы (предельные тарифы РЭКов – прим.) утверждены на 2016-2021 годы. Это система предельных тарифов для региональных энергокомпаний", - заявил Канат Бозумбаев, отвечая на вопросы журналистов.
Председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации Шаймерден Уразалинов не исключает перспективу снижения тарифов, но напоминает о необходимости ремонта сетей, которые примут региональные электросетевые компании.
"У РЭКов в связи с присоединением сетевых активов и потребителей увеличится объем транзита по линиям, что приведет к снижению тарифа. Однако, когда они примут на баланс, им надо будет делать заявку в КРЕМ и ЗК на предмет повышения тарифа (система предельных тарифов – прим.) на капитальный ремонт и приведение в порядок присоединенных сетей. Это зависит, конечно, от объема принятых активов, где-то больше или меньше (транзита – прим.), и от этого зависят затраты (на ремонт – прим.) и тарифы (на передачу и распределение до потребителей – прим.) естественно", - сказал он abctv.kz.
По его словам, Законом "О естественных монополиях" предусмотрена возможность корректировки инвестпрограмм РЭКов (система предельных тарифов). Это позволит пересмотреть тарифы региональных энергосетевых компаний (передача и распределение электроэнергии) в сторону повышения.
Куралай Абылгазина