В министерстве энергетики считают, что необходимо выделить оператора энергосистемы KEGOC в отдельную структуру. Такой вывод можно сделать после ознакомления с проектом концепции развития электроэнергетической отрасли Казахстана до 2035 года, опубликованным в разделе "Открытые НПА" на платформе электронного правительства, передает inbusiness.kz.
"На сегодняшний день АО KEGOC функционирует как коммерческая организация, несмотря на то, что функции собственно системного оператора являются функциями независимой некоммерческой организации, действующей прежде всего в интересах электроэнергетики в целом и ее субъектов, а не в собственных интересах. Проведенный анализ показывает необходимость и целесообразность выделения АО KEGOC в отдельную структуру уполномоченного органа", – указывается в документе.
Реформирование и выделение KEGOC в отдельную структуру уполномоченного органа предполагается на втором этапе реализации концепции, то есть в 2026-2030 годы, уточняется в ее представленном проекте. Отметим, что, согласно наброску концепции "реформирование отрасли будет сопровождаться выделением отдельного отраслевого регулятора с регулированием электроэнергетической отрасли (электроэнергетики и теплоэнергетики)".
Между тем в приложенном плане действий по реализации концепции уточняется, что к 2024 году намечено отделение функций системного оператора от KEGOC и их передача в минэнерго путем внесения изменений в законодательство в сфере электроэнергетики, определения организации в качестве независимого оператора и выделения из электросетевой нацкомпании активов национального диспетчерского центра, которые будут переданы уполномоченному органу.
Возможно, передача функции по диспетчеризации системного оператора в 2024 году в какую-либо аффилированную с энергетическим ведомством структуру, к примеру, в расчетно-финансовый центр (РФЦ), или казахстанский оператор по рынку электрической энергии и мощности (КОРЭМ), или даже вероятный плод слияния этих двух подведомственных учреждений, пройдет гладко, поскольку сама услуга по диспетчеризации в виде отдельной статьи доходов не приносит много заработка KEGOC. Однако функция дает ему большую рыночную власть над электроэнергетикой страны и сохраняет соблазн для ее использования в собственных интересах.
Сейчас под контролем "Самрук-Казына" остается 90% акций KEGOC, еще 7,25% акций находятся во владении ЕНПФ, остальные, видимо, на руках у инвесторов. Недавно в фонде национального благосостояния заявили, что планируется выставить на продажу еще часть пакета акций KEGOC при условии внесения изменений в законодательство. Дополнительный объем акций для передачи в конкурентную среду был согласован с правительством, сообщали в "Самрук-Казына". Неясно, как грандиозные планы госхолдинга вяжутся с долгосрочной концепцией развития электроэнергетической отрасли, разработанной минэнерго.
KEGOC до сих пор нагружен долгами перед Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирным банком (ВБ) в валюте, которые привлекались 10-15 лет назад. Согласно отчетности нацкомпании, на конец июня задолженность перед ВБ составляла 36,8 млрд тенге, а ЕБРР – 8,5 млрд тенге. Более того, в "Самрук-Казына" сообщали, что ЕБРР проявил интерес к участию в проектах усиления сетей KEGOC, включая внедрение системы накопления и хранения электроэнергии. К слову, в июле в нацкомпании подтвердили, что недавний рост процентных ставок по кредитам в валюте влияет на стоимость их обслуживания, поэтому там задумались над возможностями реструктуризации. Между тем у нацкомпании ранее выпускались облигации на десятки миллиардов тенге для финансирования различных электросетевых проектов. Вероятно, в ближайшем будущем ее заимствования для усиления связи северной, южной и западной зон энергосистемы продолжатся.