Транспортировка нефти казахстанских производителей транзитом через Российскую Федерацию, Республику Беларусь и далее в Европу по магистральному нефтепроводу "Дружба" не производится с 2013 года, сообщили в пресс-службе Министерства энергетики Казахстана.
Поднятые вопросы некондиционной нефти коснулись только нефтепровода "Дружба". Существующие поставки казахстанской нефти по системе магистральных нефтепроводов ПАО "Транснефть" производятся через морские порты Усть-Луга и Новороссийск.
Ухудшения качества нефти в порту Новороссийск не было.
Относительно направлений, по которым идет поставка казахстанской нефти, некондиционная нефть попала только в ответвление магистрального нефтепровода "Дружба" в направление порта Усть-Луга.
В период с 15 апреля по 6 мая 2019 года через данный порт было отгружено 598,9 тыс. тонн (шесть танкеров) некондиционной нефти из ресурсов казахстанских производителей. Учитывая направления поставок казахстанской нефти, несмотря на возникшие обстоятельства, никаких ограничений по приему нефти от АО "Казтрансойл" в систему магистральных нефтепроводов ПАО "Транснефть" не вводилось и не предвидится.
При этом необходимо отметить, что АО "КазТрансОйл" обеспечило сдачу ресурсов грузоотправителей в систему магистральных нефтепроводов ПАО "Транснефть" в начале маршрута (ПСП Самара) для дальнейшей отгрузки в порту Усть-Луга в полном объеме и с качественными характеристиками согласно ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" и ГОСТ 31378-2009 "Нефть. Общие технические условия" (далее – ГОСТ).
На текущую дату ситуация в порту Усть-Луга нормализовалась, и в период с 10 по 15 мая 2019 года было отгружено 199,7 тыс. тонн (два танкера) нефти, соответствующей требованиям ГОСТ.
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с условиями договора об оказании услуг по транспортировке казахстанской нефти в режиме транзита через территорию Российской Федерации на 2019 год в случае сдачи нефти в пункте назначения с показателями, не соответствующими установленным данным договором требованиям, ПАО "Транснефть" компенсирует грузооправителю документально подтвержденные расходы, которые грузоотправитель будет вынужден в связи с этим понести, а также реальный ущерб, подтвержденный документально, если таковой причинен.
То есть казахстанские экспортеры путем обращения через транспортную компанию АО "КазТрансОйл", являющуюся единым оператором транспортировки казахстанской нефти по территории Республики Казахстан и Российской Федерации, могут получить компенсацию за недополученную выручку при реализации некондиционной нефти.
Кульпаш Конырова