Председатель комитета атомного и энергетического контроля министерства энергетики Сунгат Есимханов 22 сентября во время онлайн-конференции напомнил, что в прошлом отопительном сезоне проблемы с поставкой угля на станции Казахстана были связаны с дефицитом подвижного состава. Вагоны просто ушли в Россию, где эксплуатировать их собственникам было выгоднее.
"В прошлом году, когда у нас отопительный сезон начался, были немного сбои, но это не оттого, что угля нет или не хотели закупать его станции, – сказал Сунгат Есимханов. – Просто была проблема с транспортировкой, у нас была нехватка вагонов, не только у "Казахстан темир жолы", но и у частного парка, так как этот парк ушел в Россию. Там дороже были услуги оказания вагоноперевозок, и, естественно, частники ушли туда зарабатывать деньги", – пояснил он.
Гарантий того, что ситуация с "заработками" парка в соседнем государстве не повторится, никто дать не может. Поэтому в этом году энергонадзор предложил акиматам и другим собственникам угольных ТЭЦ озаботиться запасами угля еще летом.
"В этом году мы эти процессы отрабатываем с лета уже, и на сегодня у нас угля заготовлено на 30% почти больше, чем в прошлом году, – утверждает представитель Минэнерго. – Поэтому запасы топлива сегодня позволяют говорить, что на сегодняшний день практически на всех крупных станциях и котельных запас есть".
Правда, тут же оговорился, что особняком стоит станция Кокшетау, которая "чуть-чуть" отстает от общего графика, поскольку является государственным предприятием и все свои закупки осуществляет после выделения денег из местного бюджета. В этом году бюджетные возможности областного центра Акмолинской области позволили начать закуп с 7 сентября.
"Они начали завоз угля, на сегодня они имеют его 15-суточный запас, поэтому, думаю, в ближайшую неделю они нагонят график – и там проблем не будет", – уточнил Сунгат Есимханов.
Он напомнил, что в стране действует нормативно-правовой акт, согласно которому, все станции, находящиеся на расстоянии более 200 километров от источника топлива, обязаны иметь "на складах" возобновляемый 20-суточный запас угля. Но после прошлогодних волнений с вагонным парком министерство пошло чуть дальше. По словам его представителя, сейчас каждая угольная станция в стране имеет показатель своего среднесуточного расхода топлива, утвержденного по фактическому расходу прошлого года. А комитет атомного и энергетического контроля мониторит соответствие этого норматива созданным запасам.
"Норматив топлива в плане угля практически со всеми станциями в каждодневном и в прямом контакте отрабатывается", – заверил Сунгат Есимханов.
"По газовым станциям газ хранить невозможно, там прямые договоры с газовыми компаниями, там решается вопрос задолженности: несколько наших предприятий имеют задолженность перед газовиками. По ним определенные договоренности есть, единственная проблема сейчас стоит по Шымкентской ТЭЦ, но, так как там отопительный сезон начинается в ноябре, они в течение ближайших двух недель этот вопрос закроют, подача газа возобновится, и там тоже проблем не будет. То есть по топливу все вопросы решены", – заверил он.
В целом же, по утверждению представителя Минэнерго, на сегодняшний день подготовка к отопительному сезону почти закончена и в плане ремонтных работ на станциях. По его оценке, к 1 октября готовность можно оценивать в 99%. Один недостающий процент он отвел на те агрегаты, которые находятся в резерве, а потому могут ремонтироваться и проверяться уже с начала отопительного сезона. И заверил, что в Темиртау не повторится ЧП прошлого отопительного сезона, когда город мерз весь декабрь, а в январе на местной ТЭЦ-2 в один день вышли из строя сразу три котлоагрегата.
"Это, наверное, единственная прошлогодняя проблема, поэтому она на слуху у всех, и мы сами этот вопрос акцентировали с коллегами из Карагандинской области, к этой станции отдельное отношение: премьер-министр посетил эту станцию, руководство министерства несколько раз было, мы с коллегами из Темиртау с акимата области и города в еженедельном режиме на этой станции находимся, – сказал Сунгат Есимханов. – В этом году ремонты увеличились по количеству оборудования в несколько раз. По выделенным средствам: акционер (АО "АрселорМиттал Темиртау". – Прим. авт.) выделил достаточно большие средства, мы весь этот ремонтный период контролировали графики. В настоящее время все ремонты идут в графике, идет пусконаладка этого оборудования, сейчас станция также в штатном режиме работает, и надеемся, что в этом году ситуация не повторится", – заключил он.
Игорь Воротной