/img/tv1.svg
RU KZ
Минэнерго усомнился в действительной потребности дополнительного ГСМ для фермеров

Минэнерго усомнился в действительной потребности дополнительного ГСМ для фермеров

В Казахстане началась уборочная кампания, и уже сейчас министерство сельского хозяйства заявляет о достаточно сложных условиях этой работы.

21:08 10 Август 2016 2249

Минэнерго усомнился в действительной потребности дополнительного ГСМ для фермеров

Автор:

Лилия Ахметова

Обильные дожди, шедшие почти весь июль в большей части зерносеющих регионов страны, привели к позднему созреванию зерна и появлению заболеваний растений. Как сообщил в ходе селекторного совещания в правительстве вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов, в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях в июле нормы осадков превысили в 2-3 раза, что «способствовало формированию высокого стеблестоя, и, как следствие, полегание культур на отдельных полях».

«В целом, в июне-июле отмечался недобор положительных эффективных температур. Это привело к отставанию развития зерновых, масличных и зерно-бобовых культур. По состоянию на 5 августа в северном и восточном регионах Казахстана посевы зерновых культур находятся преимущественно в фазе цветения, - констатировал вице-министр. - В зависимости от срока посева, затягивание развития на сегодняшний день составляет 5-7 дней в регионах, где осадки выпали в пределах нормы, и отставание на 7-10 дней в районах, где осадки превысили в 2-3 раза. С учетом этого в августе отставание в развитии посевов сохранится. И начало массовой уборки следует ожидать в первой декаде сентября. Если погода в августе будет жаркой, начало массовой уборки мы предполагаем в концу августа».

Традиционный вопрос накануне уборочных работ - обеспечение сельхозпроизводителей удешевленными горюче-смазочными материалами. По оценкам минсельхоза, потребность фермеров в дизельном топливе составляет порядка 392 тыс. тонн. Этот объем уже имеется в наличии, и по состоянию на 10 августа поставщиками для сельхозпроизводителей отгружено 126 тыс. тонн или 32%. Средняя цена удешевленного дизтоплива в регионах составляет порядка 92 тенге за литр, что на 15-17% дешевле, чем на рынке.

«Учитывая аномальные погодные условия текущего года, это обильные осадки, ожидаемую высокую урожайность и прогнозируемое значительные объемы влажного зерна осенью, может потребоваться проведение дополнительных мероприятий по обеспечению сохранности зерна. В этой связи в министерство энергетики направлено письмо с просьбой о выделении дополнительно порядка 61 тыс. тонн дизтоплива на период сентябрь-ноябрь для проведения сушки зерна», - сообщил г-н Айтуганов. При этом он напомнил, что в августе-сентябре два нефтеперерабатывающих завода будут останавливать свою работу для проведения ремонта.

Министр энергетики Канат Бозумбаев в ответ напомнил, что согласно утвержденному графику, в июле сельхозпроизводители должны были выкупить 112 тыс. тонн дизтоплива, однако «фактически они вывезли 86 тыс. тонн». «На 9 число, вчерашний день, по плану на этот месяц 149 тыс. тонн, вывезено 28 тыс. тонн или 19%. Потребность регионов вместе с уборкой в целом и народное хозяйство в этом месяце 441 тыс. тонн. В настоящее время в регионах в наличии есть 236 тыс. тонн, около 30 тыс. тонн на НПЗ находится, отгружается. За этот месяц планируем что на НПЗ мы выработаем 336 тыс. тонн дизтоплива, в принципе, с лихвой перекроет потребности августа и с заделом мы уйдем на сентябрь», - заявил он.

Ожидаемая остановка Павлодарского и Шымкентского нефтеперерабатывающих заводов на обеспечение страны ГСМ, по мнению главы минэнерго, влияния не окажет. Причем значительный плюс в этом даст принятое недавно решение о снятии госрегулирования на дизтопливо. Бозумбаев заверил, что даже «в самый пик» сельхозпроизводителей будут обеспечивать с казахстанских заводов, а в розничной торговле ГСМ дефицит (если он будет) перекроют импортом. Что же касается выделения дополнительных объемов для сельхозпроизводителей, то у министра большие сомнения в целесообразности:

«Если нужно будет дополнительное топливо, если действительно будет влажно, возможность в объемах будет, но по льготным ценам – это вопрос. Потому что разница действительно большая. То ли 79 тенге с завода, то ли 108 тенге с заправки. Это большая разница. Поэтому сначала, наверное, надо будет посмотреть, на самом ли деле влажное зерно будет или не будет. Потому что практика показывает, что зачастую просто потом часть какая-то объемов перепродается тем же заправщикам. Поэтому в сентябре, наверное, нам нужно будет еще раз с минсельхозм поработать», - заявил г-н Бозумбаев.

Развивать дискуссию о нужности или ненужности дополнительного объема удешевленного ГСМ в правительстве не стали. Премьер-министр Карим Масимов выслушал все мнения и поручил держать ход уборки урожая на особом контроле. «Чтобы у нас тот потенциально хороший урожай, который зреет, мы могли его убрать, сохранить и довести до потребителя», - дал он «премьерский наказ».

В настоящее время уборочные работы идут в семи областях Казахстана -Актюбинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Павлодарской, Южно-Казахстанской. По состоянию на 10 августа убрано 731,8 тыс. га, при средней урожайности 21,7 ц/га, намолочено 1590,4 тыс. тонн.

Лилия Ахметова

Киргизским покупателям интересен казахстанский бензин со скидкой

При его стоимости за тонну на 40-60 долларов дешевле российского.

29 Март 2019 14:51 7746

Фото: Максим Морозов

В этом году Казахстан, долгое время испытывавший дефицит светлых нефтепродуктов и получивший наконец профицит на рынке, готовится экспортировать бензин – как за пределы ЕАЭС, так и внутри союза, в частности в Кыргызстан. Процесс согласования поправок в соглашение о поставках нефти и нефтепродуктов между Казахстаном и Россией, дающее Казахстану возможность экспортировать бензин за пределы ЕАЭС, начался в октябре прошлого года. Со стороны Казахстана протокол ратифицирован главой государства, со стороны России – Советом Федерации Федерального собрания (поправки согласованы вчера, 27 марта), и это приближает финальную стадию подписания этого документа. Вместе с тем начало поставок из Казахстана в Кыргызстан ожидалось еще в конце прошлого года, однако пока соглашение между странами не подписано. И это, по мнению эксперта, прокомментировавшего вопрос для inbusiness.kz, дает основание полагать, что за пределы Евразийского экономического союза экспорт казахстанского бензина может начаться раньше, чем в соседнюю страну.

Производство и импорт встали на путь баланса

3 октября 2018 года правительства Казахстана и России подписали протокол о внесении изменений в соглашение между двумя странами в области поставок нефти и нефтепродуктов от 2010 года. 2 марта этого года Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон, ратифицирующий указанный протокол. Верхняя палата российского парламента, как отмечалось выше, одобрила поправки 27 марта.

Как пояснили в Минэнерго, протокол должен пройти процедуру ратификации в Казахстане и в России, после чего стороны подпишут межведомственный протокол и Казахстан сможет начать экспорт высокооктанового бензина.

В середине февраля министр энергетики РК Канат Бозумбаев говорил о том, что, согласно планам ведомства, на казахстанских НПЗ будет переработано 17,2 млн тонн сырой нефти, в том числе на трех крупных заводах – 16,2 млн тонн. Будет получено около 4 млн тонн бензина и примерно такой же объем дизельного топлива. Таким образом, внутренняя потребность в бензине, дизтопливе, авиакеросине, битуме и мазуте будет полностью закрыта, и при указанном объеме переработки профицит бензина составит 500-650 тыс. тонн.

В пресс-службе Министерства энергетики в ответе на запрос inbusiness.kz сообщили, что запланировано экспортировать 500 тыс. тонн высокооктанового бензина, экспорт дизельного топлива в 2019 году не планируется. Конкретные объемы будут зависеть от внутреннего потребления, поскольку обеспечение внутреннего рынка – первоочередная задача.

Напомним, казахстанские нефтеперерабатывающие заводы работают по давальческой схеме: они перерабатывают сырье, поставляемое его владельцами, и отгружают полученное топливо им. Цены на нефтепродукты и направления отгрузки определяют сами владельцы нефтепродуктов.

С осени 2018 года по настоящее время производство бензина на НПЗ Казахстана превышает внутреннюю потребность. Ранее, как известно, страна имела большую зависимость от импорта, прежде всего российского, примерно на треть рынок был заполнен топливом, завезенным из соседней страны, и этот объем превышал 1 млн тонн.

Профицит на рынке обеспечен увеличением производства на заводах. За последние три года, по данным, предоставленным каждым заводом, на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ) объем выпуска бензина марки Аи-92 вырос с 996,6 тыс. до 1,27 млн тонн, на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ) – с 509,6 тыс. до 1 млн тонн, на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе (ПКОП) – с 629,3 тыс. до 1,26 млн тонн.

Подробнее данные о переработке нефти и объемах выпуска топлива за три последних года приведены в таблицах.

Переработка нефти и производство нефтепродуктов в 2016-2018 годах на ПНХЗ

По данным ПНХЗ

Переработка нефти и производство нефтепродуктов в 2016-2018 годах на АНПЗ

По данным АНПЗ

Переработка нефти и производство нефтепродуктов в 2016-2018 годах на ПКОП

По данным ПКОП

Вместе с тем объемы импорта снижаются: в 2018 году из России было завезено в 2,5 раза меньше ГСМ, чем в 2017 и 2016 годах. В цифрах это выглядит следующим образом: по итогам прошлого года в Казахстан было завезено 415,7 тыс. тонн бензина, тогда как в 2017 году объем составил 1,098 млн тонн, в 2016-м – 1,121 млн тонн. Это данные Минэнерго.

По импорту дизтоплива ведомство приводит такую статистику: в 2018 году в страну было завезено 420,6 тыс. тонн, в 2017-м – 646,1 тыс. тонн, в 2016 году – 623,9 тыс. тонн дизельного топлива, произведенного в России. Объемы импорта авиационного топлива изменились следующим образом: в 2018 году они составляли 242,1 тыс. тонн, в 2017 году – 304,1 тыс. тонн, в 2016 году – 255,2 тыс. тонн.

Отметим, что в февральском докладе главы профильного ведомства указывалось, что объем переработки нефти в Казахстане вырос на 8,6% по сравнению с 2017 годом и составил 16,4 млн тонн (с учетом производства «Конденсат» и CASPI BITUM). В этом году планируется переработать 17,2 млн тонн, что на 5% больше 2018 года. Объем производства основных видов нефтепродуктов (авиакеросин, дизельное топливо, бензин, мазут) в 2018 году вырос на 9,4% к 2017 году. План текущего года – 12,2 млн тонн, с ростом от уровня 2018 года на 5%.

«КМГ»: поставки будут осуществляться напрямую

«КазМунайГаз» сможет экспортировать порядка 100 тыс. тонн бензина в 2019 году – такова информация по состоянию на 7 марта, предоставленная в департаменте по связям с общественностью национальной компании. В ответе на запрос inbusiness.kz также указывалось, что конкретных договоренностей с потенциальными покупателями у компании пока нет, поскольку процедура ратификации протокола, позволяющего экспортировать, еще не завершена.

Поставлять светлые нефтепродукты «КазМунайГаз» планирует в страны ближнего и дальнего зарубежья в зависимости от конъюнктуры рынка и экономической целесообразности поставок. Экономической целесообразностью поставок будет определяться и выбор покупателя. При этом «реализация нефтепродуктов («КМГ». – Ред.) будет осуществляться по рыночным ценам согласно действующим котировкам соответствующего экспортного направления».

Отвечая на вопрос о том, интересно ли «КМГ» экспортировать бензин в Кыргызстан и Узбекистан, в департаменте по связям с общественностью компании отметили: «АО «НК «КазМунайГаз» заинтересовано в экспорте бензина по всем направлениям. Объемы поставок будут устанавливаться уполномоченными органами сторон согласно индикативным балансам производства и потребления».

При этом если «КМГ» будет экспортировать бензин в Кыргызстан и Узбекистан, то «поставки будут осуществляться напрямую, без привлечения российских компаний».

«На сегодняшний день создание каких-либо совместных предприятий не планируется», – подчеркнули в «КМГ».

Чем привлекательно казахстанское топливо

Для того чтобы поставки из Казахстана в Кыргызстан стали возможными, парламенты двух стран должны ратифицировать межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов. О том, что идет процесс обсуждения этого вопроса сторонами, казахстанское профильное министерство говорит как минимум с осени прошлого года.

Комментируя для inbusiness.kz тему экспорта бензина из Казахстана в соседние страны, в частности в Кыргызстан, вице-президент по Каспийскому региону и Центральной Азии глобального агентства Argus Тимур Ильясов называет рынок Кыргызстана, а также рынки Узбекистана, Афганистана и Таджикистана наиболее привлекательными. По его словам, потребление в Кыргызстане по моторному топливу оценивается на уровне 1 млн тонн в год, в Таджикистане также на уровне 1 млн тонн в год, рынок Узбекистана – это около 3 млн тонн и Афганистана – 4 млн тонн моторного топлива в год.

Вместе с тем сейчас рынок Кыргызстана более чем на 90% зависит от поставок топлива из России. Узбекистан импортирует – также из России – газойль для переработки на двух своих НПЗ.

«Теоретически казахстанские поставщики вполне могут зайти на рынок Кыргызстана. Не думаю, что Казахстан будет поставлять весь свободный объем топлива – 500-650 тыс. тонн, о которых говорит министерство, – на рынок этой страны», – комментирует эксперт возможности выхода Казахстана на рынок, который на 90% заполнен продукцией из России.

Из казахстанских заводов ближе всех к Узбекистану и Кыргызстану располагается Шымкентский НПЗ. По данным собеседника, железнодорожный тариф от этого завода до станции Луговая на границе Казахстана и Кыргызстана составляет примерно 20 долларов на тонну, в то время как железнодорожный тариф из России до этой станции значительно выше – 75-80 долларов на тонну.

«С Атырауского НПЗ, вероятнее всего, поставки будут осуществляться в западном направлении, что, естественно, связано с расположением предприятия. В южном направлении экспортировать удобнее с шымкентского завода», – считает аналитик. Однако, по его словам, все зависит от конъюнктуры рынка: если цены в Кыргызстане и Узбекистане окажутся более выгодными по сравнению с ценами при поставках в западном направлении, то экспорт на юг возможен со всех трех заводов.

«Направление поставок регулируется рынком: где цена и маржинальность выше, туда и будет экспортироваться топливо. Например, сейчас цены на топливо, произведенное на Шымкентском НПЗ, примерно сопоставимы с ценами в Кыргызстане: 420 долларов за тонну стоит шымкентский бензин марки Аи-92, 440-470 долларов за тонну – на границе с Кыргызстаном. И в начале апреля, по словам участников рынка, ожидается повышение цен российскими поставщиками на 30 долларов за тонну. Но в ноябре был период, когда тонна Аи-92 стоила на 150 долларов больше, чем в Кыргызстане, и ситуация может повториться», – рассказывает Тимур Ильясов.

Продолжая тему конкуренции между казахстанскими и российскими поставщиками на рынке Кыргызстана, эксперт высказывает мнение, что киргизские покупатели готовы были бы приобретать казахстанский бензин при условии, что он будет дешевле на 40-60 долларов по сравнению с предложением российских поставщиков.

«Но даже с учетом этого нашим поставщикам выгоднее поставлять продукцию на экспорт. Профицит топлива ощущается уже несколько месяцев. В этой ситуации больше рисков даже не в том, как это отразится на стоимости топлива на внутреннем рынке, а в том, что это вынуждает заводы снижать объемы переработки. В модернизацию НПЗ были вложены миллиарды долларов, поэтому снижение объемов переработки невыгодно заводам с экономической точки зрения и в целом негативно влияет на экономику Казахстана», – говорит эксперт.

Что касается рисков возникновения дефицита на внутреннем рынке при открытии экспорта, то, по мнению Тимура Ильясова, они действительно существуют. «Подобная ситуация у нас возникала несколько лет назад, когда экспорт был разрешен и в соседних странах цены на топливо были намного выше, чем у нас. И тогда у нас возник острый дефицит, на АЗС выстраивались очереди. Но, насколько я знаю, давальческие компании будут ограничены в возможных объемах экспорта соразмерно долям переработки на заводе», – заключает аналитик.

Елена Тумашова

Снизить акцизы на дизельное топливо предлагают депутаты

В 2018 году цены на этот вид ГСМ взлетели на четверть.

13 Март 2019 14:21 3560

Фото: Максим Морозов

Снизить акцизы на дизельное топливо и запретить его вывоз за пределы Казахстана предлагают депутаты мажилиса фракции «Ак Жол».

«Фракция «Народные коммунисты», учитывая негативное воздействие стоимости дизельного топлива на конечные цены для казахстанцев и развитие реального сектора экономики, считает, что в снижении цен на дизель нуждаются все потребители, и предлагает правительству уменьшить размер акцизов, а также ввести полный запрет на вывоз дизельного топлива за рубеж», – обратился мажилисмен Айкын Конуров, зачитывая депутаский запрос.

Если с увеличением производства топлива и различными мерами по защите внутреннего рынка в 2018 году цены на бензин класса АИ в республике сократились до 5%, то на летнее дизельное топливо поднялись на 21,9%, на зимний дизель – на 26,2%.

«Как правило, большая часть перевозок и пассажиров на транспорте осуществляется на дизельном топливе. Это сразу сказалось на росте стоимости услуг в 2018 году, тарифы на перевозки всеми видами транспорта выросли сразу на 31,8%», – констатировал депутат.

Он напомнил, что в августе 2018 года произошло дерегулирование цен на летнее дизельное топливо. Стоимость на этот вид социально значимого ГСМ была отпущена в свободное плавание.

Основной причиной такого шага правительства стала разница в ценах с соседними государствами, где стоимость на топливо выше на 25-40%, чем в Казахстане. Это приводило к вывозу в страны ЕАЭС топлива.

По официальным данным, в 2018 году Казахстан закончил модернизацию всех трех нефтеперерабатывающих заводов и полностью обеспечивает себя нефтепродуктами класса К4, К5. Обеспеченность внутреннего рынка в 2018 году составила: бензина всех марок – 93,2%, топлива – 91,1%.

Существенно сократилась зависимость от поставок нефтепродуктов из России. Представителями Министерства энергетики заявлено о снижении импорта дизтоплива до 40 тыс. тонн, авиационного керосина – до нуля.

Карина Алимова