Минэнерго выступает за повышение цен на дизтопливо в Казахстане

14956

"Мы практически разбазариваем наше народное достояние", – подчеркивает вице-министр, указывая на справедливую цену в 260-270 тенге за литр.

Минэнерго выступает за повышение цен на дизтопливо в Казахстане Фото: ratel.kz

Как отметил сегодня в ходе пресс-конференции вице-министр Асет Магауов, в настоящее время в Казахстане наблюдается большой разбег цен на дизтопливо, текущий диапазон цен составляет 208-330 тенге/литр. По его словам, Россия продает дизельное топливо в Казахстан по коммерческим ценам, стоимость 1 литра составляет порядка 230 тенге на границе. С учетом транспортных и прочих расходов на АЗС оно будет продаваться от 260-270 тенге на литр. Это минимальные цены, по которым оно могло бы продаваться, поставщикам удалось договориться, некоторые компании импортируют дороже.

Как подчеркнул Магауов, конъюнктура рынка в Российской Федерации сложилась "не в нашу пользу", у них есть жесткая привязка к нефти марки Brent, цены на которую сейчас растут. Также он напомнил, что ремонт Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) был перенесен на 2 месяца – с июля на сентябрь. Это было сделано в целях формирования запасов на период осенних полевых работ и запасов до ухода ПНХЗ на ремонт. В течение этих 2 месяцев все три завода работали на полную мощность, которые производили порядка 500 000 тонн дизельного топлива в месяц.

"Это очень высокие цифры в нашей исторической перспективе, рекордные цифры производства. Вместе с тем за этот же период наше потребление также аномально выросло. Если сравнивать период с мая по август этого года с аналогичным периодом 2019/2020 года, то по сравнению с прошлым годом потребили на 480 000 тонн больше. Это месячное производство трех наших заводов. То есть мы его (запас. – Ред.) проели. Настолько выросло потребление. По сравнению с 2019 годом до пандемии потребление выросло на 250 тысяч тонн. Для масштаба нашего рынка это очень значительные величины. Соответственно, перенося ремонт ПНХЗ и ожидая, что мы сформируем хорошие запасы, мы столкнулись с тем, что употребление росло более высокими темпами, и вместо формирования запасов мы их проели", – констатировал вице-министр.

По его словам, уже в тот момент надо было идти на увеличение цен, чтобы обеспечить импорт. Импорт за летние месяцы составил всего 26 000 тонн. Сейчас Казахстан импортирует более 100 000 тонн форсированными методами, чтобы не допустить нехватки ДТ.

"Я считаю, что жесткое регулирование цен, находясь в общем экономическом пространстве с нашими соседями – Узбекистаном, Кыргызстаном, Российской Федерацией, где разница в ценах с ними доходит от 100 до 150 тенге на литр. Мы практически занимаемся обеспечением не только нашего внутреннего рынка, но и покрываем определенную часть потребностей наших соседей. Никакого нового завода не хватит, чтобы эти потребности закрыть. Практически, поставляя нефть на наш внутренний рынок, наши недропользователи теряют от 100 до 150 долларов на тонну нефти. Плюс мы продаем дешевый дизель не только казахстанцам, но и транзитному транспорту, есть факты вывоза его за рубеж. Соответственно, получается, мы практически разбазариваем наше народное достояние", – подчеркивает спикер.

В этой связи он считает, что альтернативы рыночному ценообразованию нет, надо стремиться к рынку и этот ценовой диспаритет в какой-то перспективе выравнивать. За счет этого, по мнению министра, может существенно подняться налогооблагаемая база, доходы как недропользователей, так и государства вырастут.

"Собранные деньги можно направить социально уязвимым слоям населения или тем же сельхозникам на субсидии. Механизм перераспределения национального богатства в виде нефти и нефтепродуктов… не так что мы по дешевым ценам всем раздали, а по рынку продать и на собранные налоги с этих доходов адресную помощь тем или иным отраслям или населению оказывать", – резюмировал Асет Магауов.

Майра Медеубаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться