На брифинге в Службе центральных коммуникаций вице-министр финансов Руслан Бекетаев заявил, что комитет внутреннего государственного аудита переходит "с констатации фактов нарушений на их предупреждение".
"Мы будем стараться быть для объектов не противниками, пришедшими обязательно найти нарушения и наказать виновных, а своего рода помощниками, чтобы разобраться в ситуации и не допустить повторения неправомерных действий", - заверил он.
Отметим, что государственный аудит - это анализ, оценка и проверка эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства.
Собственно аудит планируется проводить только на основе системы управления рисками, то есть точечно и только в самых рискованных местах, а не тотально везде. В качестве примера вице-министр привел профиль риска по государственным закупкам - ориентированность на определенного поставщика. Здесь выявлено более 850 закупок 2015 года, общая сумма нарушений составила 61 млрд тенге, и около 600 должностных лиц привлечено к ответственности. Выявить эти нарушения помогли информационные системы, причем, как подчеркнул господин Бекетаев, благодаря их внедрению экономится не только время, но и деньги: на командировках контролеров на объекты Минфину удалось сэкономить только за пять месяцев 2016 года 65 млн тенге.
В будущем же Минфин делает особую ставку на камеральный контроль. Пока, признался вице-министр, это реализуется только в сфере госзакупок, но в будущем планируется распространить его и на другие направления. Плюсы камерального контроля - дистанционное проведение, снижение административной нагрузки на объекты, возможность самостоятельного устранения нарушений и освобождение от штрафов.
Так, с начала 2016 года, по информации Минфина, камеральным контролем охвачено более 145 тысяч процедур госзакупок на сумму 1,2 трлн тенге. Нарушения выявлены в каждой пятой госзакупке, общая сумма нарушений - 207 млрд тенге. К настоящему времени устранены нарушения по 13 тыс закупкам на сумму 174 млрд тенге. Вице-министр подчеркнул: с начала проведения камерального контроля отмечено снижение доли госзакупок с нарушениями с 32% до 22%. Немаловажно и то, что камеральный контроль помогает пресечь как халатность и банальную невнимательность, так и целенаправленные нарушения, например, попытки лоббирования определенных поставщиков.
"Например, выявляются факты, когда заказчик требует обязательное наличие соответствующих параметров (материальных или трудовых ресурсов) точно подпадающих под определенного поставщика, что ущемляет права других поставщиков. Другой пример, когда заказчики незаконно по формальным основаниям не допускают к участию в конкурсе так называемых "неугодных" поставщиков. Бывают случаи, когда определенного поставщика, не соответствующего требованиям, допускают к участию и признают победителем. Как правило, предлагаемые ценовые предложения последних гораздо выше других поставщиков", - рассказал г-н Бекетаев.
Эффект, по мнению вице-министра, налицо: если сравнить результаты проверок законодательства о государственных закупках за четыре месяца прошлого и этого года, то выявленные нарушения превышают прошлогодний показатель в три раза (49 млрд тенге против 153 млрд тенге), охват выше – в прошлом году 42 тыс. закупок, в этом году 103 тыс. закупок. Причем выявленные в текущем году нарушения фактически предупреждены.
Пока что камеральный контроль проводится хоть и онлайн, но в ручном режиме. В будущем же Минфин намерен автоматизировать этот процесс. При этом планируется усовершенствовать и портал государственных закупок, в частности, на программном уровне установить фильтры по наиболее распространенным нарушениям. Такие меры "не позволят допускать нарушения на ранних стадиях, еще при вводе сведений в систему пользователем".
Лилия Ахметова, Астана