Министерство труда и социальной защиты населения РК предлагает ввести ужесточение ответственности в виде увеличения размеров штрафов. Соответствующий проект закона о внесении изменений в Кодекс РК об административных правонарушениях опубликован на днях на портале "Открытые НПА", передает inbusiness.kz.
Отмечено, что за последние годы наблюдается увеличение числа случаев нарушения законодательства в части несообщения о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью. Это свидетельствует о том, что существующие меры воздействия недостаточно эффективны. Несоблюдение норм действующего законодательства в области охраны труда приводит к серьезным нарушениям и ущемлениям законных прав, свобод и интересов человека и гражданина.
"Текущий размер штрафа не оказывает достаточного сдерживающего действия, на сегодняшний день субъектам предпринимательства финансово выгоднее (дешевле) выплатить административный штраф, чем тратить бюджет на обеспечение достойных и безопасных условий труда для своих работников", – подчеркивают в министерстве.
В ведомстве ссылаются на международный опыт, где статистика правонарушений показывает, что ужесточение ответственности необходимо, так как действующие меры административного воздействия в виде предупреждения не эффективны. Так, к примеру, закон США предусматривает следующие суммы за каждое умышленное нарушение: минимально – 5 тыс. долларов, максимально – 70 тыс. долларов.
Таким образом, на основании вышеизложенного предлагается введение ужесточения ответственности за нарушение законодательства РК путем увеличения размеров штрафа. В приложенных документах минтруда предоставило цифры штрафов с 2019 по 2023 год по ряду статей Административного кодекса РК.
Например, по ст. 87 КоАП РК "Нарушение требований по оплате труда" всего за указанный период было выписано 4,3 тыс. штрафов на сумму 337,1 млн тенге, причем повторно в течение года наложены еще штрафы на сумму 99,2 млн тенге. По статье 93 КоАП РК "Нарушение правил БИОТ – отсутствие службы (специалиста) безопасности и охраны труда" наложено 84 штрафа на общую сумму 2,4 млн тенге.
За "не проведение инструктирования" согласно статье 93 КоАП, части 6, наложено 243 штрафа на сумму 13,9 млн тенге, за повторное нарушение взыскано еще свыше 2 млн тенге. В соответствии со статьей 94 КоАП РК "Нарушение требований законодательства по проведению аттестации производственных объектов по условиям труда" за данный период взыскано 84 штрафа на сумму более 5 млн тенге.
По статье 95 КоАП РК "Не обеспечение расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью" наложено 46 штрафов в размере 6,2 млн тенге. Самая крупная сумма штрафов за период 2019-2023 годов была наложена по статье 96 КоАП РК "Не сообщение о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью" в размере 29 млн тенге. Всего штрафов по данной статье было 305.
Разработчики предлагают ужесточение ответственности в виде увеличения размеров штрафов согласно пункту 1 статьи 96 КоАП РК. Так, за не сообщение о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в сроки, установленные трудовым законодательством, предлагают ввести штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере 100 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 150 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 250 МРП.
При этом на сегодняшний день в действующем законодательстве не сообщение о факте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, влечет штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере 70 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 105 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 140 МРП.
Какие требования хотят исключить?
Предлагаются к исключению ряд настоящих требований для предпринимателей в рамках действующих регуляторных инструментов, в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности.
Среди требований, которые предлагают исключить:
- пп. 15 п. 2 ст. 23 Трудового кодекса РК "страховать работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей";
- пп. 19 п. 2 ст. 23 Трудового кодекса РК "принимать меры по предотвращению профессиональных рисков на рабочих местах и в технологических процессах, проводить профилактические работы с учетом производственного и научно-технического прогресса";
- пп. 20 п. 2 ст. 23 Трудового кодекса РК "вести учет рабочего времени, в том числе сверхурочных работ, во вредных и (или) опасных условиях труда, на тяжелых работах, выполняемых каждым работником";
- пп. 21 п. 2 ст. 23 Трудового кодекса РК "возмещать вред, причиненный жизни и здоровью работника, при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей в соответствии с настоящим кодексом и иными законами Республики Казахстан";
- пп. 20 ст. 16 Трудового кодекса РК "организует мониторинг и оценку рисков в сфере безопасности и охраны труда";
- пп. 21 ст. 16 Трудового кодекса РК "утверждает типовое положение о трудовом арбитраже";
- пп. 25 ст. 16 Трудового кодекса РК "утверждает форму, порядок ведения и хранения трудовых книжек";
- пп. 39 ст. 16 Трудового кодекса РК "разрабатывает и утверждает форму учета коллективных трудовых споров".
Разработчики объясняют исключение указанных требований, ссылаясь на пункт 2 статьи 82 Предпринимательского кодекса РК. В проекте документа говорится, что введение нового требования или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства должно предусматривать отмену двух требований в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности.
Изображение jacqueline macou с сайта Pixabay
Читайте по теме:
Как работает новая госпрограмма поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане?