О значительном снижении уровня коррупции в министерстве юстиции его ответственный секретарь Данияр Айтмухаметов заявил в ходе расширенной коллегии ведомства 8 февраля. По сведениям Данияра Айтмухаметова, в 2017 году в отношении сотрудников территориальных органов юстиции было возбуждено 10 уголовных дел против 23 дел в 2016 году, осуждено же было всего 11 сотрудников территориальных подразделений Минюста: в позапрошлом году таковых насчитывалось 24 человека. Центральный аппарат же министерства вообще внимания органов уголовного преследования в прошлом году не привлек.
"Как мы видим, в 2017 году мы добились определенных результатов, повлиявших на снижение уровня коррумпированности, – заявил Данияр Айтмухаметов. – На мой взгляд, передача судебных исполнителей в частную среду значительно повлияло на искоренение коррупционных проявлений, поскольку в основном заработок частных судебных исполнителей зависит от результатов его работы".
Он напомнил, что в настоящее время в компетенцию частных судебных исполнителей в республике переданы все исполнительные документы, за исключением производств о выселении, вселении, сносах, изъятии земельных участков и сумм, производимых в интересах государства. В результате "львиная доля исполнительных документов" исполняется представителями частного сектора.
Помимо этого, продолжил ответсекретарь ведомства, оказание госуслуг в электронном формате также способствует снижению коррупционных рисков, поскольку исключает человеческий фактор. Ну и третьей составляющей антикоррупционного снижения стало материальное поощрение сотрудников тех структурных подразделений, где коррупционная составляющая идет на убыль либо вообще отсутствует.
"Министерством ежеквартально принимаются приказы по установлению надбавок для руководителей территориальных органов, одним из критериев которых является борьба с коррупцией, что служит дополнительным стимулом по профилактике коррупционных проявлений, – пояснил Данияр Айтмухаметов. – Вместе с тем в деятельности территориальных органов юстиции все еще имеются факты совершения сотрудниками коррупционных преступлений, что вызывает определенную озабоченность".
По его мнению, не все руководители территориальных департаментов ведомства проводят профилактические мероприятия с сотрудниками на должном уровне, а иногда и сами участвуют в разработке преступных схем. На коллегии был приведен пример руководителя управления юстиции Сайрамского района Южно-Казахстанской области, который в сговоре с руководителем управления общественного здравоохранения получил взятку от индивидуального предпринимателя за выдачу положительного заключения при открытии точки общественного питания.
"Этот вопрос даже не является деятельностью органов юстиции", – заметил ответственный секретарь министерства.
Он также отметил, что сотрудники внутренней безопасности системы юстиции зачастую исполняют свои обязанности формально, а многие граждане не знают о существовании такой структуры в территориальных органах Минюста.
"Практика показала, что работа этих сотрудников ограничена проведением служебных расследований на основании поручений руководства, при этом сотрудниками внутренней безопасности самостоятельно не выявлено и не пресечено ни одного факта коррупционного правонарушения, посредством телефона доверия не пресечено ни одно преступление", – сказал Данияр Айтмухаметов.
А департаменты юстиции Костанайской и Павлодарской областей по фактам возбужденных уголовных дел в отношении их сотрудников не стали даже извещать руководство министерства, которое о прегрешениях сотрудников своей системы в этих регионах узнало только при сверке сведений с органами правовой статистики и специальным учетам генеральной прокуратуры. Помимо этого, по словам ответсекретаря ведомства, имеются многочисленные факты, когда департаменты юстиции извещают министерство о возбужденных уголовных производствах с запозданием.
"Это свидетельствует о том, что руководители департаментов порой не знают о возбуждении коррупционных дел в отношении своих сотрудников, – констатировал Данияр Айтмухаметов. – В этой связи руководителям департаментов юстиции необходимо активизировать работу внутренней безопасности, а также наладить тесное взаимодействие с территориальными департаментами агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции", – заключил он.
Игорь Воротной