По слова мажилисвумен Веры Ким, собственное производство лекарств и медицинских изделий – это, без преувеличения, вопрос национальной безопасности, передает inbusiness.kz.
"В этом мы отчетливо убедились во время пандемии. Не случайно глава государства поставил перед правительством задачу довести долю отечественных лекарств до 50%. Сегодня она не превышает 15%. При этом профильное министерство вместо помощи препятствует решению этой задачи. Так, головной болью для предпринимателей стали принятые в июне прошлого года правила организации закупа лекарственных средств, медицинских изделий и специализированных лечебных продуктов за N110. Во-первых, документ не дает четкого понимания, может ли фармпродукция, закупаемая единым дистрибьютором, частично производиться за рубежом или должна иметь 100% местную локализацию", – сказала она.
Это позволяет единому дистрибьютору "СК-Фармация" не допускать к тендеру отечественных производителей с неполным циклом производства в Казахстане, пояснила депутат.
Например, по ее словам, одна из алматинских фармкомпаний производит 13 наименований лекарств, в том числе с европейским компонентом. Однако "СК-Фармация" почему-то закупает аналогичную продукцию у индийского производителя. Закуп одного наименования – это 30 млн тенге.
"Во-вторых, правила требуют при заключении договора с единым дистрибьютором предоставить сертификат "СТ-KZ". Но сертификат выдается на готовую продукцию. А на стадии заключения договора продукция зачастую еще не произведена. Как тогда быть производителю?! В-третьих, в соответствии с правилами в случае уменьшения уполномоченным органом предельной цены на лекарства и медизделия "СК-Фармация" вправе потребовать от производителя даже после заключения договора уменьшить цену товара. При несогласии расторгается договор, удерживается банковская гарантия и налагается штраф. Кто при таких подходах будет инвестировать в отрасль?" – отметила Ким.
Еще одним барьером для фармпроизводителей, по ее словам, выступает постоянное затягивание министерством согласования перечня по заключению офтейк-контрактов на медтехнику, а также утверждения предельных цен на новые отечественные медицинские изделия. К примеру, с 2021 года правительством достигнуты договоренности с компанией Samsung Electronics о локализации производства более 30 видов медоборудования. Определен казахстанский бизнес-партнер, инвестировано порядка 22 млн долларов. Однако до сих пор офтейк-контракт не заключен.
"За последние годы вообще не подписан ни один новый офтейк-контракт на закуп медтехники у казахстанских производителей. Из-за отсутствия с 2022 года утвержденных цен на произведенные казахстанскими компаниями в рамках предыдущих офтейк-контрактов медицинские изделия они не могут быть закуплены медорганизациями. Такая бюрократия не просто неэффективна, она преступна. К примеру, из-за отсутствия утвержденных цен жамбылский завод не может реализовать экспресс-тесты ранней диагностики рака. Производственная мощность – 15 млн изделий в год. Сколько можно спасти жизней?" – спросила мажилисвумен.
Для снятия неоправданных барьеров в отечественной фармацевтической индустрии она считает необходимым в кратчайшие сроки совместно с отраслевым сообществом устранить недоработки в правилах закупа.
"Также предлагаем решить вопрос своевременного согласования перечня медицинской техники и утверждения предельных цен на медицинские изделия для заключения и исполнения офтейк-контрактов с отечественными товаропроизводителями. Разработать и утвердить ясные целевые индикаторы развития фармацевтической индустрии. Со своей стороны мы готовы оказать содействие в достижении результатов в рамках законотворческой инициативы депутатов", – резюмировала Ким.
Читайте по теме:
Минздраву предложили отменить ежегодную обязательную регистрацию цен на лекарства и медизделия