/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 29 404,07 Hang Seng 27 972,17
KASE 2 341,93 РТС 1 539,27
FTSE 100 7 427,08 Пшеница 544,40
Минздрав открестился от Damumed

Минздрав открестился от Damumed

В ведомстве уверяют об отсутствии монополизации на хранение электронных паспортов здоровья граждан одной частной структуры и незаинтересованности в продвижении отдельных программных продуктов на рынок.

22 Ноябрь 2018 07:00 7361

Минздрав открестился от Damumed

Авторы: Аскар Муминов Кристина Бершадская Фото: Максим Морозов

Abctv.kz обратился в Минздрав с просьбой прокомментировать обвинение представителей бизнеса в создании условий для монополизации рынка IT-услуг. Исполняющий обязанности директора Департамента цифровизации здравоохранения Алмас Исаков заверил, что медицинским организациям предоставлено право и возможность самостоятельного выбора и закупа медицинских информационных систем.

Напомним, что в октябре группа представителей IT-разработчиков в секторе медицины обвинила Министерство здравоохранения Казахстана в лоббизме интересов одной из компаний на рынке.

Они написали письмо на имя президента с просьбой обратить внимание на то, что медицинские данные казахстанцев оказались в руках одного участника – ТОО «Центр информационных технологий «Даму» (ЦИТ), которое является разработчиком информационного продукта Damumed. (С позицией представителей медицинских IT-кругов можно ознакомиться здесь.)

Право самостоятельного выбора

В ведомстве отметили, что в целях обеспечения прозрачности выбора медицинских информационных систем (МИС) в организации здравоохранения было направлено письмо о том, что они вправе самостоятельно выбирать МИС и должны сделать данный процесс открытым, прозрачным и публичным.

Вместе с тем в соответствии с законодательством в сфере государственного имущества организации здравоохранения регионов являются коммунальными предприятиями и находятся в ведении местных исполнительных органов.

В Минздраве заверили, что вся информация о состоянии здоровья казахстанцев не может оказаться в открытом доступе.

В профильном ведомстве пояснили, что данные пациентов хранятся не только в МИС Damumed, но и в других, к примеру «Жаркын Болашак КУ», «Надежда».

«Даму» не собственник

Вместе с тем на вопрос редакции о том, могло ли ТОО «ЦИТ «Даму» действительно всё же получить, как утверждают представители медицинских IТ-компаний, эксклюзивное право на электронные паспорта казахстанцев и были ли проведены госзакупки на разработку, кто в них участвовал, конкретной информации получить не удалось.

В ведомстве лишь сообщили, что медицинским организациям предоставлено право и возможность как самостоятельного выбора МИСов, так и внедрения разработанных согласно их требованиям мобильных приложений.

При этом разработка мобильного приложения Damumed не предусматривала выделения средств из местного бюджета.

В Минздраве считают, что никакой монополизации рынка не произошло, ведомство не заинтересовано в продвижении отдельных программных продуктов на рынок, так как в настоящее время их огромное множество.

Однако, к примеру, на официальном сайте акимата Костанайской области в оцифровке граждан говорится именно о внедрении медицинской информационной системы Dmed.kz (Damumed) на сумму 360 млн тенге в 2017 году из местного бюджета.

«Не монополисты мы»

Также аbctv.kz поговорил с директором ТОО «ЦИТ «Даму» Натальей Киль. Она также отвергла факт монополизации на рынке медицинских IT-услуг и подчеркнула, что в Казахстане зарегистрировано 1374 поставщика медицинских услуг в рамках ОСМС, из них 638 частных.

На данный момент у компании заключены договоры с 383 государственными и 157 частными медицинскими организациями, что составляет 39,3% от общего числа поставщиков, заверила она. Ещё 162 медорганизации работают с системой на безвозмездной основе на основании соглашений о предоставлении сервиса и находятся на этапе выбора МИС.

Г-жа Киль сообщила, что компания не продаёт лицензии как нематериальный актив, а предоставляет сервис с помесячной абонентской платой, любая медорганизация может отказаться от услуг и выбрать более предпочтительного поставщика.

Мобильные приложения для пациентов имеются как минимум у пяти частных поставщиков с разным, но меньшим, чем в Damumed, набором функциональности, заметила спикер.

Киль заверила, что компания согласно нормам о врачебной тайне приняла все необходимые меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности данных в системе.

Не дают работать

Спикер подчеркнула, что в данный момент идёт работа над интеграцией с платформой интероперабельности Министерства здравоохранения с целью передачи всех данных системы в хранилище.

Г-жа Киль отметила, что, вместо того чтобы честно конкурировать в правовом поле, используя технологические и функциональные преимущества своих продуктов, компании развернули против её ТОО «информационную войну» и ими «применяются методы, которые характерны скорее для шоу-бизнеса».

«Никакого гласного или негласного договора между нами и Министерством здравоохранения нет и никогда не было», – сказала она.

В то же время, по словам руководителя IT-проекта медицинского направления одной крупной казахстанской компании, лоббизм действительно существует. Специалисты данного проекта не принимали участия в пресс-конференции в октябре этого года, где представители бизнеса прямо обвинили ТОО «ЦИТ «Даму» в монополии на хранение электронных паспортов здоровья граждан Казахстана.

На условиях анонимности эксперт подтвердил abctv.kz, что врачам очень часто навязывают использование CRM-системы Damumed. По его словам, она дороже большинства разработанных местных аналогов, кто-то считает её менее удобной и, оплачивая, всё же устанавливает себе другой продукт.

Лоббируются интересы определённым заинтересованным кругом лиц, имеющим влияние на руководство в основном государственных клиник. Эксперт уверен, что конкурирующие компании просто зажимают на рынке, не давая работать.

Отметим, что, согласно СМИ со ссылкой на слова вице-министра здравоохранения Олжаса Абишева, на осень 2018 года уже сформировано более 10 млн паспортов здоровья в РК. До конца года паспорта здоровья соберут на единой платформе Минздрава, чтобы к ним был доступ из любой точки страны.

Кристина Бершадская, Аскар Муминов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Миллиардные вложения не искоренили младенческую и материнскую смертность в ВКО

Даниал Ахметов указал на ошибки в сфере здравоохранения.

06 Февраль 2020 10:26 526

Миллиардные вложения не искоренили младенческую и материнскую смертность в ВКО

По данным руководителя управления экономики и бюджетного планирования Сауле Улаковой, которые она озвучила на заседании акимата, область завершила 2019 год в положительном ключе. Валовой региональный продукт достиг объема 4 трлн тенге с ростом 104%. Однако услуги для населения подорожали на 102% в связи с ростом цен на услуги здравоохранения, образования, связи, транспорта, электроснабжения. В сфере здравоохранения в 2019 году снизились показатели заболеваемости туберкулезом на 6%, смертности от туберкулеза – на 26%, от злокачественных образований – на 1,4%.

В то же время отмечается рост младенческой смертности на 3,9%. При этом, сколько младенцев умерло, в государственной структуре не озвучивают, отметив лишь, что зарегистрировано пять случаев материнской смертности. Между тем, по данным департамента статистики ВКО, только за первое полугодие 2018 года в области умерло 105 младенцев в возрасте до одного года.

Беременных направляют на роды за сотни километров

«Мы вас обеспечили всем необходимым, чтобы сократить детскую и материнскую смертность. Закупили беспрецедентное количество оборудования, обучаем врачей. В чем проблема? Как управленец, я могу сказать, в чем концептуальная ошибка. 80% матерей области рожают в медицинских учреждениях Усть-Каменогорска и Семея. То есть, чтобы приехать в областной центр, они, будучи беременными, вынуждены преодолеть путь в 700-800 км. И они ждут направления. Это и есть структурная системная ошибка», – подчеркнул аким области Даниал Ахметов.

В результате разнится и уровень заработной платы медицинских работников.

«Максимальное количество врачей имеет высокие доходы и зарплату. А в других районных центрах вы сделали другую картину», – пожурил глава региона руководителя управления здравоохранения.

В течение месяца ведомству он поручил разработать механизм и внести предложения по изменению структуры оказания помощи в пяти приграничных районах и в девяти населенных пунктах, которые в результате объединения потеряли статус районных центров, «немедленно организовать соответствующую работу», открыть в отдаленных селах медицинские учреждения второго уровня.

А ведь вливается немало

Между тем в области последние несколько лет акцентировано внимание на развитии здравоохранения. За три года, сообщают в акимате, на развитие здравоохранения направлено 22,3 млрд тенге. Так, закуплено 1086 единиц нового медицинского оборудования. Открыты центры роботохирургии, трансплантологии, политравмы, ортопедии, гибридные операционные отделения. Кроме того, в двух районах были запущены инсультные центры. Внедрено более 130 новых методов диагностики и лечения. Обучено за рубежом свыше 200 медицинских работников. С 2020 по 2023 год, по данным управления здравоохранения, планируется обучить 8700 медработников по трехуровневой системе. Сначала они пройдут переподготовку на базе медицинского университета Семея, а затем стажировку в ведущих медицинских клиниках Англии, Италии, Израиля, Литвы, Польши, России, Украины по направлениям: гинекология и акушерство, педиатрия, кардиология, нейрохирургия, травматология, онкология, неотложная медицина, реабилитология и первичная медицинская скорая помощь. Третий уровень предполагает обучение специалистов навыкам работы на современном оборудовании, менеджмента и в информационных системах. За три года на эти цели планируется направить свыше 3,5 млрд тенге.

Жанар Асылханова, ВКО

Ожидания и реальность: как работает обязательная медстраховка

Исследование inbusiness.kz о том, как страховая система здравоохранения столкнула права пациентов и обязанности врачей.

29 Январь 2020 08:12 5337

Ожидания и реальность: как работает обязательная медстраховка

Фото: Максим Морозов

– Обязательно зайдите на прием к заведующей! – нежнейшим голосом сказала медсестра, но прозвучало это как-то зловеще…

– Зачем к заведующей? – принимая из рук медсестры конверт с рентгеновским снимком, молодая женщина еле устояла на подкашивающихся ногах.

– Просто заведующая хочет с вами переговорить, – любезно объяснила медсестра.

«Такая забота о здоровье», – не в силах сдерживать приступы сильного кашля, женщина отправилась на поиски нужного кабинета. В коридорах – неутихающий гул из людских голосов, кашля, чихания, шарканья ног и хлопанья дверей. Кабинет заведующей нашелся не сразу. Дверь в кабинет была перекрыта очередью…

Жительница Усть-Каменогорска Жанна К. подхватила пневмонию в канун нового 2020 года (здесь и далее имена некоторых героев изменены по их просьбе). Пневмония – это опасная инфекция, передающаяся воздушно-капельным путем. Протекать болезнь может по-разному, а основные симптомы – это затрудненное дыхание и усиливающийся кашель (в некоторых случаях высокой температуры может не быть). Сам пациент не сможет определить, пневмония у него или нет – диагноз должен поставить врач на основе осмотра, рентгена и анализов. Врач должен назначить лечение. Если качественная медпомощь не будет оказана вовремя, болезнь может закончиться летально.

Врачи об этом знают, но все равно, в рамках каких-то своих внутренних протоколов и в ущерб больному заставляют бегать по кабинетам: пройти скрининг-обследование, зайти на прием к заведующей, только для того чтобы начальница повторила уже известный пациенту диагноз. Таких случаев, когда медперсонал принимает решения не в интересах больного, а руководствуясь внутренними протоколами, немало. Как будто главное не результат лечения, а количество оказанных медицинских услуг и пройденных кабинетов…

Часть 1. НЕ быстро или НЕ бесплатно

Теперь, с января 2020 года, в стране заработала страховая система здравоохранения. Глава минздрава Елжан Биртанов обещал, что зарплаты врачей вырастут, а пациентов будут лечить лучше, бесплатно снабжать лекарствами и всеми видами диагностики…

Но, по сути, изменилось немногое. Все те же коридоры, битком набитые посетителями, обязательные к исполнению протоколы и отказы в своевременном обследовании и лечении.

«Систему ОСМС просто неправильно поняли. Люди думают, что все должно стать лучше, чем раньше. Но на самом деле в рамках ОСМС пока все осталось так же, как и было. Пройдет некоторый промежуток времени, прежде чем ситуация выровняется», – объясняет директор ТОО «Независимый консалтинг медицинского сообщества» Даурен Нурсапанов.

Опираясь на закон «Об ОСМС» Нурсапанов считает: быстро и при этом бесплатно получить квалифицированную помощь в поликлинике не получится, записываться к узким специалистам, быть может, придется за месяцы вперед, все зависит от нагрузки врача.

«Очень много людей нуждаются в консультации узкого специалиста, но доктор работает в медучреждении всего четыре часа, по нормативам прием длится 20 минут. За это время специалист не всегда успевает принять всех, и поэтому идет запись на другой день. Так образуется длинная очередь, но от количества прикрепленного населения», – описывает ситуацию Нурсапанов и добавляет, что преимущества у ОСМС, конечно же, есть, к примеру, можно бесплатно сделать магнитно-резонансную томографию, чего раньше не было, пройти КТ диагностику, получить услуги стоматолога: «ОСМС дает расширенный пакет услуг, ранее не предусмотренных в ГОБМП. Да, придется ждать, потому что поставщиков медуслуг, которые работают в системе ОСМС, у нас на самом деле мало».

Проще говоря, бесплатная медпомощь и диагностика доступна только в длинной очереди. Нужна, к примеру, человеку операция, а ему говорят: «Ждите». Можно ждать неделю, можно месяц, можно полгода или год. Актюбинец Артем Головня, который получил страшные ожоги, пытаясь вытащить из огня пенсионера, уже восемь месяцев ждет, когда ему оформят квоту в ожоговый центр Нур-Султана или Алматы.

Впрочем, всегда есть возможность все сделать оперативно, но за деньги.

Врачи в поликлиниках так и говорят пожилым людям, нуждающимся в операции: «система ОСМС не отрегулирована, может быть, только в апреле все начнет работать как надо, а пока по-прежнему платные медуслуги и обязательные благодарности никто не отменял».

Часть 2. Объем для частной клиники

Жительница Алматы Камила Н. уже в январе этого года лечила от отита десятилетнюю дочку.

«Я обзвонила несколько частных лор-клиник, чтобы записать ребенка на лечение. А мне говорят, что не работают по системе ОСМС, и называют сумму, в которую обойдется прием и диагностика».

Счет, который выписали за прием, диагностику и лечение в частной лор-клинике, женщина описывает как «космический».

«Преимущества ОСМС для частных клиник пока незаметны, так как тарифы все так же мизерные. Минздрав обещает, что поднимет тарифы, но пока этого не сделал. Если у нас прием врача высшей категории стоит 6 тысяч тенге, то государство оценивает эту услугу в 500-700 тенге. Поэтому хорошим частным клиникам работать по системе ОСМС пока не очень интересно», – в беседе с корреспондентом inbusiness.kz рассказал исполнительный директор сети ЛОР Центров «Ай-медикус» Алмат Нурбаев.

«Люди думают, что можно пойти в любую частную клинику и потребовать бесплатное обследование и лечение. Нет, так это не работает, – говорит Даурен Нурсапанов. – Получить лечение у узкого специалиста можно только по назначению участкового врача и только в той клинике, с которой у медучреждения, к которому прикреплен пациент, заключен договор».

Не совсем понятно и как распределяются объемы (читай финансы) между медицинскими учреждениями. По словам самих медиков, любая клиника может внести себя в базу поставщиков медицинских услуг, но не факт, что объемы получат все. В ФМС (Фонд медицинского страхования) работает специальная комиссия, которая следуя каким-то правилам, распределяет эти самые объемы между медицинскими учреждениями.

Из официального ответа минздрава на запрос inbusiness.kz, следует, что оплата медицинских услуг производится не по факту их оказания, а по плану.

Процесс планирования включает следующие этапы:

  • оценка прогнозной потребности населения в медицинской помощи в рамках ГОБМП (гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) и в системе ОСМС;
  • планирование объемов медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС;
  • определение объемов бюджетных средств в рамках ГОБМП и прогнозного объема затрат для оплаты медицинской помощи в системе ОСМС;
  • формирование плана закупа медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС.

«По какому принципу в комиссии планируют, кто будет получать, а кто нет, – непонятно. Поэтому далеко не все медицинские учреждения оказывают услуги в рамках обязательного страхования. Возможно, основной объем делится между государственными поликлиниками, а остальное оставляют частным», – рассуждает Нурбаев.

Из-за непонятного распределения объемов людей стали откреплять от одних поликлиник и прикреплять в другие, причем без их ведома.

«На основании публикаций в социальной сети Facebook по городу Алматы наблюдается массовое нарушение прав пациентов по перераспределению. Со слов пациентов, их прикрепляют к частным медорганизациям без их ведома, более того, в нарушение норм законодательства РК», – написала на своей странице в Facebook председатель городского общества инвалидов «Подранки-Шарасыздар» Галия Тобатаева.

Часто поликлиники отказывают в прикреплении. В алматинской поликлинике медцентра управления делами президента РК (в народе совминовская) желающим прикрепиться отвечают, что «акция по прикреплению давно прошла, кто успел, тот успел». При этом новые пациенты (из числа тех, кто успел по акции) не получат столько же услуг, сколько ранее прикрепленный контингент (высокопоставленные чиновники), для которых у поликлиники есть своя скорая помощь, услуги массажа, санаторное лечение, стоматология и пр., что для обычных полисов ОСМС доступно лишь за отдельную плату.

Есть и еще один не менее интересный момент. Если зайти на сайт госзакупок,  можно увидеть, что в рамках ГОБМП в 2020 году государство выделило 104 млрд тенге, а в рамках ОСМС – 55 млрд.

Однако поликлиники, не разобравшись в страховой системе, постарались взять тендеры в рамках ОСМС. Тендеры в рамках ГОБМП медучреждения интересовали в меньшей степени. Но уже первый месяц работы показал, что такой выбор был ошибкой. Работающие люди не ходят по поликлиникам, частые посетители медучреждений – это пенсионеры, инвалиды, дети и другие, относящиеся к 15 льготным категориям граждан, взносы за которых платит государство.

Часть 3. Деньги фонда

Ежегодно на здравоохранение в Казахстане выделяется очень низкий процент от ВВП –3,5%. Как считают специалисты, на такие деньги построить качественную систему здравоохранения невозможно. К примеру, в Германии и США на здравоохранение тратят 11,1 и 17,1% от ВВП соответственно.

С 2011-го по 2018 год число больничных организаций в Казахстане сокращалось почти каждый год. В 2011 году в стране работало 1009 больниц, а в 2018-м – только 788 (к слову, в 1991 году в стране было 1805 больничных организаций). Сокращение количества больниц сопровождалось многочисленными жалобами на низкие зарплаты врачей и высокую нагрузку.

Если более детально посмотреть статистику медицинских услуг,  больничными организациями в третьем квартале 2019 года оказано услуг на 189 583,5 млн тенге (или 56,1%). Организации, занимающиеся общей врачебной практикой, за этот же период оказали услуги на 45 491,7 млн тенге (или 13,5%).

Экспертная оценка гласит, такая статистика может свидетельствовать только об одном: казахстанцы по большей части не лечатся, а спасаются. То есть обращаются к врачам в самый последний момент, для лечения острых, запущенных болезней.

В 2015 году был принят закон, делающий систему здравоохранения страховой, чтобы пациенты могли получать всю необходимую медпомощь, а врачи – высокую зарплату.

Два с половиной года (с июля 2017-го) Фонд медицинского страхования (ФМС) получал страховые взносы от населения и готовился к тому, чтобы решительно изменить здравоохранение в лучшую сторону.

На что тратились эти деньги – неизвестно, тем не менее, каждый год ФМС отчитывается, сколько млрд собрал. К примеру, общая сумма поступлений за шесть месяцев 2017 года – 32,1 млрд тенге, а в декабре 2019 года поступления в фонд медицинского страхования составили 12,6 млрд тенге. То есть поступления в фонд растут, только ситуация в отечественной медицине в лучшую сторону не меняется.

Между тем общая численность работников фонда по состоянию на 31 декабря 2018 года составила 615 человек. Из них ключевой управленческий персонал состоит из восьми членов правления фонда во главе с министром здравоохранения Биртановым, общая сумма вознаграждения ключевого управленческого персонала составила 190 млн тенге за 2018 год…

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: