За последние восемь лет для реализации 43 проектов было потрачено 589 миллиардов тенге. Но только шесть из них, что были введены в строй за 2017 год, "потянули" на 381 миллиард тенге. Об этом рассказали министр по инвестициям и развитию (МИР) РК Женис Касымбек на встречах с коллективами и руководством ведущих усть-каменогорских предприятий, а также аким ВКО Даниал Ахметов в отчете перед населением.
С новыми технологиями
Наконец-то удается вдохнуть жизнь в "долгий и старый", по выражению г-на Ахметова, проект – разработку золоторудных месторождений Бакырчикского горно-обогатительного комбината. Проблема заключалась в том, что его руда является кислотоупорной, а значит, из нее невозможно было извлечь драгоценный металл. В середине этого года комбинат, по словам акима, введут в эксплуатацию. В следующем году он выйдет на проектную мощность 1 миллион 800 тысяч тонн руды в год.
Еще в числе самых значимых проектов, введенных в строй, – Актогайский ГОК. За прошедший год он увеличил производство меди до 90 тысяч тонн, катодной меди – до 25 тысяч тонн. Его как достойный подражания пример привел Женис Касымбек.
"Здесь максимальная автоматизация. На аналогичных предприятиях с похожим объемом переработки количество персонала в пять-шесть раз больше. На Актогае работает 1,5 тысячи человек, в вахту – 700-750, в смену – 350. На аналогичных старых предприятиях работают десятки тысяч людей. Соответственно, производительность труда здесь сопоставима со странами, входящими в ОЭСР", – отметил Женис Касымбек.
Наконец, еще одна достопримечательность востока, что показали министру, – ввод в эксплуатацию роботизированного сварочного комплекса Усть-Каменогорского арматурного завода. Он позволяет увеличить производительность труда на 40% и гарантирует качество выпускаемой продукции до 36 лет. Сам завод производит трубопроводную арматуру и оборудование для нефтяного промысла и добился впечатляющих результатов за последние четыре года: в январе 2013 года состоялся ввод в эксплуатацию мощностей АО "Усть-Каменогорский завод промышленной арматуры".
В 2018 году в Восточном Казахстане будет введено в эксплуатацию еще девять индустриальных проектов на 114 миллиардов тенге с созданием до полутора тысяч рабочих мест.
Что касается акул восточноказахстанской индустрии, то в 2017 году ТОО "Казцинк" начало модернизацию цинкового производства. Это в итоге повысит извлекаемость ценных компонентов из бедных руд и обеспечит прибыль 600 тысяч долларов с каждой тысячи тонн продукции. Другой промышленный гигант Восточно-Казахстанской области – АО "Ульбинский металлургический завод", по словам председателя правления предприятия Юрия Шахворостова, подписало контракт с КНР на поставку ядерного топлива с завода на АЭС Китая.
"УМЗ – крупнейший завод в мире по производству ядерного топлива. Это был завод, который выпускал 80% топливных таблеток, для всех реакторов Советского Союза и стран Восточной Европы, – отметил Юрий Шахворостов. – Развалился Советский Союз, Россия построила такой же завод в Новосибирске. У них есть такое же производство, и мы уже 15 лет сидим без заказов по топливным таблеткам. Но сейчас мы гарантированно по контракту на 20 лет будем поставлять топливо в КНР".
Женис Касымбек, председатель комитета по делам строительства и ЖКХ МИР РК Мархабат Жаимбетов вместе с Даниалом Ахметовым посетили Усть-Каменогорскую ТЭЦ, АО "УМЗ", ТОО "Усть-Каменогорский завод промышленной арматуры", ТОО "Силумин-Восток", которое специализируется на оказании инжиниринговых услуг в сферах строительства машиностроения и инфраструктуры, энергетики, металлургии, горнодобывающей и нефтехимической промышленности.
"Впечатляет, что у нас в Казахстане такие предприятия есть", – не сдержал эмоций г-н Жаимбетов.
Все деньги отдадут акимам
В прошлом году в ВКО было введено 380 тысяч квадратных метров жилья за счет всех источников финансирования. Рост составил 112% к уровню 2016 года.
По данным Жениса Касымбека, из республиканского бюджета для строительства жилья ВКО за прошлый год выделили почти 20 миллиардов тенге, но министр обратил внимание на необходимость более активного привлечения частных инвестиций в жилищное строительство.
"Если взять Атырау, Актау и другие регионы, там в основном работают частные деньги. При населении Мангыстау в 350 тысяч человек построено полмиллиона квадратных метров жилья, то есть резервы есть. Если раньше мы строили через "Байтерек", "Самрук", Казахстанскую ипотечную компанию (КИК), то с этого года все деньги отдаем акиматам. То есть акимат отвечает теперь за реализацию жилищной программы. Даем средства в большом объеме на инженерные коммуникации, водоснабжение, а акимат обеспечивает строительство. Мы говорим о доступном жилье".
По информации Жениса Касымбека, в прошлом году по всей стране построили 11,2 миллиона квадратных метров жилья, что явилось наивысшим показателем за последние годы.
"Даже в советское время, когда шла программа "Жилье", было построено шесть миллионов квадратных метров, сейчас почти вдвое больше, – отметил г-н Касымбек. – В прошлом году было сдано свыше 100 тысяч квартир и жилищ. В том числе по ВКО было построено за счет всех источников финансирования 380 тысяч квадратных метров, или 3638 жилищ".
К слову, в ВКО в текущем году будут строить 1,3 миллиона квадратных метров жилья. Из них примерно третью часть введут в эксплуатацию до конца 2018-го.
Дорожное строительство
Восточному Казахстану в этом году будет выделено более 80 миллиардов тенге на автодороги. Как отметил Женис Касымбек, такого строительства, которое будет в ближайшие три года, в области никогда не было.
В этом году, по его данным, завершится строительство дороги Павлодар – Семей, Семей – Калбатау и начинается строительство от Калбатау в трех направлениях: Усть-Каменогорск, Майкапчагай и через Аягоз на Талдыкорган. Три большие дороги будут общей протяженностью 1000 километров. Пик работ придется на 2019-2020 годы.
"Большие средства будут выделяться, потому что ВКО – один из больших транспортно-логистических регионов. Она находится между двумя огромными "океанами" – это рынок Китая и рынок Европы. Поэтому мы делам дорогу Майкапчагай – Семей – Павлодар – Омск, которую завершим в ближайшие три года. От Омска до Калбатау ремонт дороги завершается в этом году. Это будет большой транзитный поток из Китая в РФ, из РФ – в Европу, – сказал министр. – Это дополнительные рабочие места и дополнительные возможности для бизнеса".
В пример он привел дорогу Западная Европа – Западный Китай протяженностью 3000 километров. После ее строительства от границы Китая через Алматинскую область, через Жамбыл, Шымкент, Кызылорду, Актобе к Оренбургу и Самаре транзит вырос в три раза, перевозки – в два раза, вокруг дороги появились сотни различных сервисных пунктов – АЗС, СТО, гостиницы, кафе. Кроме того, добавил г-н Касымбек, большое строительство предполагает покупку щебня, битума, асфальта, аренду стройтехники, перевозки. Это даст большой мультипликативный эффект для региона в целом. Кстати, на ремонт 357 километров дорог в прошлом году области выделили 46 миллиардов тенге.
Ольга Ушакова, ВКО