/img/tv1.svg
RU KZ
МИР впечатлен востоком

МИР впечатлен востоком

С 2010 года в Восточно-Казахстанской области реализовано 43 проекта на 600 миллиардов тенге.

11:24 27 Февраль 2018 3452

МИР впечатлен востоком

Автор:

Ольга Ушакова

За последние восемь лет для реализации 43 проектов было потрачено 589 миллиардов тенге. Но только шесть из них, что были введены в строй за 2017 год, «потянули» на 381 миллиард тенге. Об этом рассказали министр по инвестициям и развитию (МИР) РК Женис Касымбек на встречах с коллективами и руководством ведущих усть-каменогорских предприятий, а также аким ВКО Даниал Ахметов в отчете перед населением.

С новыми технологиями
Наконец-то удается вдохнуть жизнь в «долгий и старый», по выражению г-на Ахметова, проект – разработку золоторудных месторождений Бакырчикского горно-обогатительного комбината. Проблема заключалась в том, что его руда является кислотоупорной, а значит, из нее невозможно было извлечь драгоценный металл. В середине этого года комбинат, по словам акима, введут в эксплуатацию. В следующем году он выйдет на проектную мощность 1 миллион 800 тысяч тонн руды в год.  

Еще в числе самых значимых проектов, введенных в строй, – Актогайский ГОК. За прошедший год он увеличил производство меди до 90 тысяч тонн, катодной меди – до 25 тысяч тонн. Его как достойный подражания пример привел Женис Касымбек.

«Здесь максимальная автоматизация. На аналогичных предприятиях с похожим объемом переработки количество персонала в пять-шесть раз больше. На Актогае работает 1,5 тысячи человек, в вахту – 700-750, в смену – 350. На аналогичных старых предприятиях работают десятки тысяч людей. Соответственно, производительность труда здесь сопоставима со странами, входящими в ОЭСР», – отметил Женис Касымбек.

Наконец, еще одна достопримечательность востока, что показали министру, – ввод в эксплуатацию роботизированного сварочного комплекса Усть-Каменогорского арматурного завода. Он позволяет увеличить производительность труда на 40% и гарантирует качество выпускаемой продукции до 36 лет. Сам завод производит трубопроводную арматуру и оборудование для нефтяного промысла и добился впечатляющих результатов за последние четыре года: в январе 2013 года состоялся ввод в эксплуатацию мощностей АО «Усть-Каменогорский завод промышленной арматуры».

В 2018 году в Восточном Казахстане будет введено в эксплуатацию еще девять индустриальных проектов на 114 миллиардов тенге с созданием до полутора тысяч рабочих мест.

Что касается акул восточноказахстанской индустрии, то в 2017 году ТОО «Казцинк» начало модернизацию цинкового производства. Это в итоге повысит извлекаемость ценных компонентов из бедных руд и обеспечит прибыль 600 тысяч долларов с каждой тысячи тонн продукции. Другой промышленный гигант Восточно-Казахстанской области – АО «Ульбинский металлургический завод», по словам председателя правления предприятия Юрия Шахворостова, подписало контракт с КНР на поставку ядерного топлива с завода на АЭС Китая.

«УМЗ – крупнейший завод в мире по производству ядерного топлива. Это был завод, который выпускал 80% топливных таблеток, для всех реакторов Советского Союза и стран Восточной Европы, – отметил Юрий Шахворостов. – Развалился Советский Союз, Россия построила такой же завод в Новосибирске. У них есть такое же производство, и мы уже 15 лет сидим без заказов по топливным таблеткам. Но сейчас мы гарантированно по контракту на 20 лет будем поставлять топливо в КНР».

Женис Касымбек, председатель комитета по делам строительства и ЖКХ МИР РК Мархабат Жаимбетов вместе с Даниалом Ахметовым посетили Усть-Каменогорскую ТЭЦ, АО «УМЗ», ТОО «Усть-Каменогорский завод промышленной арматуры», ТОО «Силумин-Восток», которое специализируется на оказании инжиниринговых услуг в сферах строительства машиностроения и инфраструктуры, энергетики, металлургии, горнодобывающей и нефтехимической промышленности.

«Впечатляет, что у нас в Казахстане такие предприятия есть», – не сдержал эмоций г-н Жаимбетов.

Все деньги отдадут акимам
В прошлом году в ВКО было введено 380 тысяч квадратных метров жилья за счет всех источников финансирования. Рост составил 112% к уровню 2016 года.

По данным Жениса Касымбека, из республиканского бюджета для строительства жилья ВКО за прошлый год выделили почти 20 миллиардов тенге, но министр обратил внимание на необходимость более активного привлечения частных инвестиций в жилищное строительство.

«Если взять Атырау, Актау и другие регионы, там в основном работают частные деньги. При населении Мангыстау в 350 тысяч человек построено полмиллиона квадратных метров жилья, то есть резервы есть. Если раньше мы строили через «Байтерек», «Самрук», Казахстанскую ипотечную компанию (КИК), то с этого года все деньги отдаем акиматам. То есть акимат отвечает теперь за реализацию жилищной программы. Даем средства в большом объеме на инженерные коммуникации, водоснабжение, а акимат обеспечивает строительство. Мы говорим о доступном жилье».

По информации Жениса Касымбека, в прошлом году по всей стране построили 11,2 миллиона квадратных метров жилья, что явилось наивысшим показателем за последние годы.

«Даже в советское время, когда шла программа «Жилье», было построено шесть миллионов квадратных метров, сейчас почти вдвое больше, – отметил г-н Касымбек. – В прошлом году было сдано свыше 100 тысяч квартир и жилищ. В том числе по ВКО было построено за счет всех источников финансирования 380 тысяч квадратных метров, или 3638 жилищ».

К слову, в ВКО в текущем году будут строить 1,3 миллиона квадратных метров жилья. Из них примерно третью часть введут в эксплуатацию до конца 2018-го.

Дорожное строительство
Восточному Казахстану в этом году будет выделено более 80 миллиардов тенге на автодороги. Как отметил Женис Касымбек, такого строительства, которое будет в ближайшие три года, в области никогда не было.

В этом году, по его данным, завершится строительство дороги Павлодар – Семей, Семей – Калбатау и начинается строительство от Калбатау в трех направлениях: Усть-Каменогорск, Майкапчагай и через Аягоз на Талдыкорган. Три большие дороги будут общей протяженностью 1000 километров. Пик работ придется на 2019-2020 годы.

«Большие средства будут выделяться, потому что ВКО – один из больших транспортно-логистических регионов. Она находится между двумя огромными «океанами» – это рынок Китая и рынок Европы. Поэтому мы делам дорогу Майкапчагай – Семей – Павлодар – Омск, которую завершим в ближайшие три года. От Омска до Калбатау ремонт дороги завершается в этом году. Это будет большой транзитный поток из Китая в РФ, из РФ – в Европу, – сказал министр. – Это дополнительные рабочие места и дополнительные возможности для бизнеса».

В пример он привел дорогу Западная Европа – Западный Китай протяженностью 3000 километров. После ее строительства от границы Китая через Алматинскую область, через Жамбыл, Шымкент, Кызылорду, Актобе к Оренбургу и Самаре транзит вырос в три раза, перевозки – в два раза, вокруг дороги появились сотни различных сервисных пунктов – АЗС, СТО, гостиницы, кафе. Кроме того, добавил г-н Касымбек, большое строительство предполагает покупку щебня, битума, асфальта, аренду стройтехники, перевозки. Это даст большой мультипликативный эффект для региона в целом. Кстати, на ремонт 357 километров дорог в прошлом году области выделили 46 миллиардов тенге.

Ольга Ушакова, ВКО

Акимат ВКО объяснил нюансы закупок б/у припаромников

Чиновники утверждают, что коммерческое предложение владельца понтонов для причаливания паромов было для них самым оптимальным и по стоимости, и по срокам.  

23 Сентябрь 2020 10:15 2225

Перед началом закупок, говорят в областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог, ими был проведен анализ стоимости изготовления и монтажа аналогичных припаромников. К тому же выяснилось, что их аналогов в Казахстане практически нет, а новые понтоны оказались «дорогим удовольствием».

«До финансирования мы запрашивали ценовые. В соответствии с коммерческим предложением ТОО «Семейский судостроительно-судоремонтный завод» стоимость изготовления, монтажа и доставки одного понтона составит 1,302 млрд тенге. Срок изготовления только одного понтона – шесть-семь месяцев (изготовления трех понтонов придется ждать минимум полтора года. – Авт). Но на это нужно время, а период без навигации у нас короткий. Паромы максимум три месяца стоят. Январь, февраль и конец марта», – сообщает руководитель отдела пассажирского транспорта управления Айжан Рахимбаева.

В итоге остановились на предложении ТОО «Кокжал», собственника припаромников, по которому стоимость одного несамоходного судна составляет 25 млн тенге и понтон «не потребует времени на изготовление и монтажные работы», так как находится на переправе «Кызыл Ту». Общая сумма, выделенная на приобретение б/у припаромников, – 75 млн тенге.

В областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог отмечают, что меры по приобретению припаромников были приняты для бесперебойной работы паромов и во избежание социальной напряженности среди населения Курчумского района, пользующегося услугами паромной переправы. Также для исключения выплаты арендной платы владельцу за использование припаромников.  Ежемесячно аренда только одного понтона обходилась бюджету в 1 млн тенге.

«Приплыли» в госсобственность

Ранее, в апреле нынешнего года, в коммунальную собственность возвращены паромы.

До 2013 года они находились в частных руках. С 2013 до 2018 года были на балансе управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО. В марте 2018 года в соответствии с планом приватизации предприятие со 100%-ным участием государства, ТОО «Қалқымалы өткел», оно же собственник дизель-электроходов «Иртыш» и «Курчум», было передано в доверительное управление с правом последующего выкупа ТОО «Құйған Айлағы».

«Это (ТОО «Құйған Айлағы») тоже предприятие господина Ержана Скакова. ТОО «Қалқымалы өткел» было передано ему в доверительное управление на конкурсной основе. Всего было три участника. Он предложил самую большую стоимость, 717 млн тенге, при оценочной стоимости 363 млн тенге. Мы передали ему в доверительное управление, были определены условия договора: оплатить первоначальный взнос 54,4 млн тенге, обеспечивать бесперебойную перевозку транспортных средств, пассажиров и грузов теплоходами-паромами, следить за техническим состоянием паромов, отдавать часть денег в бюджет. В течение трех лет они должны были полностью возместить расходы и забрать паромы в собственность при соблюдении всех условий. Но условия они не соблюли, и, соответственно, паромы мы забрали в госсобственность. Решением специализированного межрайонного экономического суда по ВКО от 06.01.2020 г. договор доверительного управления ТОО «Қалқымалы өткел» между ГУ «Управление по государственным закупкам и коммунальной собственности» и доверительным управляющим ТОО «Құйған Айлағы» расторгнут», – сказала Айжан Рахимбаева.

Припаромники же, по ее словам, впервые за долгие годы перешли в государственную собственность.

По следам госзакупок

Напомним, inbusiness.kz писал о том, что в области купили три несамоходных судна для причаливания паромов у нынешнего владельца за цену, многократно превышающую его стоимость. Как выяснилось, в ноябре 2018 года тогдашний владелец припаромников Ержан Скаков продал припаромники по цене 1,5 млн тенге за штуку КХ «Кокжал», а когда и по какой цене они ему достались, остается неизвестным.

Конкурс по лоту «Приобретение трех припаромников для переправы «Кызыл Ту» управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог проводился несколько раз. Почему-то приглашенный поставщик, собственник припаромников, КХ «Кокжал», как следует из протокола итогов конкурса, отказался от участия в конкурсе. Затем на конкурс по доверенности владельца, КХ «Кокжал», заходит другой поставщик – ИП «Аманбаева Н. О.», который и продает понтоны. Этот факт нам показался очень интересным. 

Жанар Асылханова, ВКО

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Предприниматели настаивают в суде на том, что «Востоквзрывпром» является протеже властей ВКО

В Усть-Каменогорском городском суде решается вопрос о назначении психолого-лингвистической экспертизы по высказываниям бизнеса о ТОО «Востоквзрывпром»

19 Сентябрь 2020 08:13 3543

В Усть-Каменогорском городском суде завершили беседы с участниками процесса по иску «Востоквзрывпрома» к ответчикам – директору ТОО «ДСУ-14» Александру Федосову и директору ТОО «ГРК «Топаз» Булату Багадаеву о защите деловой репутации. Поводом для подачи заявлений в суд стали высказывания предпринимателей на брифинге 1 июня 2020 года  о том, что, по их мнению, ТОО «Востоквзрывпром» необоснованно выигрывает большую часть конкурсов в Восточном Казахстане. При этом зачастую не имеет нужных специалистов и техники, а при проведении госзакупок по спецпорядку это предприятие стало победителем 70% конкурсов по реконструкции и ремонту дорог в Усть-Каменогорске.

Также июньские выступления касались того, что ТОО «Востоквзрывпром» при выполнении работ выдает за свои пробуренные еще в советское время скважины, нередко у них принимают работы по липовым актам, а все вопросы решаются по звонку. «Востоквзрывпром» просит суд признать такие сведения не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию предприятия, обязать ответчиков опровергнуть их публично, на последующей пресс-конференции.

Помимо предпринимателей, в процессе участвуют представители госорганов, СМИ.

С участниками процесса провели уже четыре беседы, на которых решались организационные вопросы, а на последней рассматривали ходатайство, поданное представителем ТОО «Востоквзрывпром» Ириной Дубровской о назначении психолого-филологической экспертизы по высказываниям предпринимателей.

Психолог «Востоквзрывпрому» не помощник

Но ответчики категорически не согласны с ее назначением и уверены, что таким образом истец почему-то хочет затянуть судебный процесс. По их мнению, ни один филолог и психолог не сможет установить, соответствуют ли действительности сведения, которые озвучили на брифинге перед СМИ и госорганами бизнесмены. Более того, предприниматели готовы представить суду дополнительные данные, которые, по их мнению, доказывают их правоту, что «Востоквзрывзпрому» оказывают покровительство чиновники.

«Тогда уже без всякой филолого-лингвистической экспертизы будет ясно, влияют они или нет, – говорит Розита Багадаева. – Если они не соответствуют действительности, то тогда можно назначать экспертизу. А если соответствуют, то о какой экспертизе вообще может идти речь? Какой филолог или лингвист может говорить, влияет ли это на их деловую репутацию? Факты у нас имеются, и мы их суду предоставим. И надо сначала исследовать все факты. Об экспертизе на данный момент даже речи быть не может! Должна быть юридическая оценка, но я полагаю, что эти вопросы давным-давно решены, это специально было заявлено стороной, которая желает растянуть процесс».

«Какой я вам шоумен?»

Позицию адвоката полностью поддержал один из ответчиков, Александр Федосов. Он полностью настаивает на своих доводах, представленных на июньском брифинге.

«Если они просят пресс-конференцию, то будет им пресс-конференция, – заявил он суду. – А в экспертизе нет необходимости. Но мы не боимся никакой экспертизы, потому что докажем свою правоту языком фактов и цифр».

Александр Федосов также заявил о том, что он предъявил директору ТОО «Востоквзрывпром» Дмитрию Сомову встречный иск, потому что тот после июньского брифинга публично назвал его шоуменом, а сам брифинг – шоу.

«Какой я вам шоумен?» – возмутился он на суде.

Представители третьего лица – ТОО «ГРК «Топаз» – также настаивают на том, что в отношении истца не были допущены клевета, оскорбления, негативная оценка как личности, не было высказываний, носящих оскорбительный характер. Все слова предпринимателей, по их словам, подтверждаются фактами и никак не повлияли на деловую репутацию истца, они продолжают работать, как и раньше.

По словам Александра Федосова, на июньском брифинге было высказано много спорных позиций, ряд обвинений «очень жестких в отношении коррупционных действий или хотя бы как минимум беззаконных действий отдельных чиновников». Впоследствии, по его данным, часть информации уже подтвердили органы государственного внутреннего аудита.

«В 2016 году комиссия под председательством акима Ахметова (акима ВКО. – Прим. авт.) и секретаря комиссии Баярбекова отклонила «Востоквзрывпром» от участия в конкурсе на Васильевскую переправу, – привел Александр Федосов примеры. – А в 2017 году, приняв к сведению те же самые документы, исправленные печати, фальсифицировав работы в Павлодаре, о чем запросы делали журналисты, его (ТОО «Востоквзрывпром». – Прим. авт.) допустили к миллиардным конкурсам. Это как понимать? Это все доказательно! А с мая по июнь проведено 15 конкурсов, 11 отдано «Востоквзрывпрому» и ТОО «ДСУ-11». Это как можно, имея ранг чиновников, довольно высокий, взять и это все оспорить? Из этих 11 конкурсов четыре конкурса признаны госаудитом незаконными из-за того, что незаконно отстранены участники».

Теперь 2 октября служители Фемиды проведут предварительное слушание дела по иску ТОО «Востоквзрывпром» к Александру Федосову, Булату Багадаеву. Но ранее, 24 сентября, пройдет заседание коллегии по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда по апелляционной жалобе ТОО «Востоквзрывпром» на решение СМЭС по ВКО, по которому это предприятие признано недобросовестным участником госзакупок.

Ольга Ушакова

Подпишитесь на наш канал Telegram!