Канафин принес Казахстану золото в весовой категории до 81 килограмма на соревнованиях по дзюдо в рамках проходящих в бразильском Кашиас-ду-Суле летних Сурдлимпийских играх – 2021 (Игры были перенесены на год из-за обусловленного пандемией коронавируса сдвига цикла соревнований). На пути к финалу Канафин одолел соперников из Монголии и Франции, а в решающей схватке оказался сильнее южнокорейского спортсмена. Но теперь атлету предстоит схватка с отечественной бюрократией: в министерстве культуры и спорта РК утверждают, что его не должно быть на специализированных Играх среди спортсменов с нарушением слуха.
"Канафин ранее не принимал участие в официальных соревнованиях среди спортсменов с нарушением слуха, не является членом национальной сборной команды, не числится в спорторганизациях для лиц с ограниченными физическими возможностями, – говорится в пресс-релизе ведомства. – Министерство культуры и спорта не имеет подтверждения результатов аудиограммы и в целом о состоянии здоровья данного спортсмена. Национальный сурдлимпийский комитет отправил его в Бразилию за свой счет, поставив под удар авторитет и имидж Казахстана перед мировым спортивным сообществом и нарушив правила спортивной этики".
По мнению чиновников МКС, место Канафина среди 59 казахстанских атлетов, которые делегированы Казахстаном в Кашиас-ду-Суле, должен был занять Айдос Тугельбаев, действующий чемпион Республики Казахстан по сурддзюдо в весовой категории до 81 килограмма. Тугельбаев является давним членом национальной сборной команды Республики Казахстан, участвовал в XXIII летних Сурдлимпийских играх, проводившихся в турецком Самсуне в 2017 году, а в прошлом году занял пятое место на чемпионате мира во Франции среди спортсменов с нарушением слуха. МКС пыталось оспорить замену до старта нынешних Игр, однако протест был отклонен.
"Представителями комитета по делам спорта и физической культуры министерства культуры и спорта РК было заявлено организационному комитету Игр о недопущении Канафина Еркебулана на данные соревнования. Однако заявление было отклонено, так как, согласно правилам Игр, только Национальный сурдлимпийский комитет Казахстана имеет право подавать заявку, – утверждают в ведомстве. – Министерство официально заявляет, что будет подан иск в судебные органы на Национальный сурдлимпийский комитет", – резюмируют в ведомстве.
Пока непонятно, на чем именно будет основываться иск – на самом факте включения Сурдлимпийским комитетом в состав сборной атлета, которого МКС считает слышащим, или по фактам высказываний вице-президента Сурдлимпийского комитета Казахстана Айжан Чокиной, которая обвинила МКС в попытках давления на медалиста и на ее структуру в телефонном разговоре с корреспондентом агентства "Казинформ".
"Комитет по делам спорта и физической культуры написал письмо в Международный олимпийский комитет, чтобы не допускали наших спортсменов, а МОК поддержал нас, потому что по закону только мы имеем право формировать сборную. Все это время на наших спортсменов оказывалось давление, из-за чего двое спортсменов проиграли, – утверждает представитель Национального сурдлимпийского комитета. – Так как это Сурдлимпиада, все спортсмены перед началом проходят международную комиссию на предмет соответствия состояния физического здоровья. Канафин прошел комиссию и потому принимал участие. Но тренеры сборной написали протест о том, что спортсмен не глухой, а слышащий. Они не успокоились, даже когда им показали аудиограмму. За выход в финал наш спортсмен боролся с французом – действующим чемпионом мира. Они пошли к французам и порекомендовали написать протест", – цитирует Чокину "Казинформ".
Игорь Воротной