Мода на мини остается | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 280,65 Пшеница 465,40
$ 383.01 € 430.12 ₽ 6.1
Погода:
+19Нур-Султан
+20Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 280,65 Пшеница 465,40
Мода на мини остается

Мода на мини остается

12211 10 Февраль 2017 12:56

На территории СЭЗ «Павлодар» планируется построить мини-нефтезавод.

Мода на мини остается

Автор: Марина Попова

За основу будет взята установка, собранная и апробированная в Бакинском институте нефтехимических процессов.

«Подобную установку, правда, меньшей мощности, два года назад мы собрали в городе Сумгаит, где в советское время быстро развивалась нефтехимическая промышленность. У нас там производственная научная база, и, когда получили нужные результаты и экономику, решили вернуться в Казахстан. К сожалению, у нас в стране нет научно-производственной базы.  Теперь в Павлодаре будем делать нечто подобное, но уже на промышленной основе. Оборудование сами будем собирать. Павлодар – богатый город по металлоконструкциям, металлообработке и прочее. Свои чертежи мы отправили на ряд местных предприятий, чтобы все необходимое изготовить на месте», – рассказал abctv.kz директор ТОО «Северхим» Нариман Ахметжанов.

Развитие малой нефтепереработки активно шло в Европе, в конце 90-х прошлого века и начала 2000-х – в странах СНГ. Казахстан не исключение, пример – АО «Конденсат» на западе страны проектной мощностью до 600 тыс. тонн в год.  Павлодарская установка будет работать на мазуте Павлодарского нефтехимического завода.

«Мы планируем на первом этапе выпускать из него полуфабрикаты. Речь идет о дизельном топливе, гудроне для битумных предприятий, техническом керосине для растворителей, пропанобутановом газе для АЗС», – говорит Нариман Ахметжанов.

Установка рассчитана на переработку 40 тыс. тонн мазута в год. По признанию директора предприятия: «Решили набить шишки на небольшом проекте. Уже на втором этапе планируем выпускать бензин А-92. К примеру, руководство АО «Конденсат» с нами уже подписало меморандум, там готовы покупать нашу продукцию. Они раньше производили бензин той же марки. Сейчас модернизировались и перешли на выпуск бензина Евро-4 и -5 с экспортом в Европу».

Запуск установки первой очереди намечен на третий квартал 2017 года и по предварительным расчетам оценивается до 3 млн долларов.

«Три казахстанских завода пока не могут полностью обеспечить рынок бензином и дизтопливом, и не скоро это смогут сделать. Так что, грубо говоря, существует большая проблема у потребителей, которая закрывается за счет российских поставок. Так что мы скорее будем конкурентами российским компаниям», – говорит директор.

Стоит заметить, что первоначально площадка под строительство данного производства рассматривалась на территории Атырауской области. Но, просчитав экономику проекта, решили, что это нецелесообразно по причине того, что рядом находятся четыре завода, как казахстанские, так и российские.

«В Павлодаре конкуренция, конечно, меньше. Мы рассчитали, что радиус павлодарского рынка составляет 600 км, в котором проживает около 8 млн человек: это сам Павлодар, Астана, Караганда, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Омск и Новосибирск. Кроме того, специальная экономическая зона предполагает определенные льготы, есть железнодорожная структура, это очень сильно удешевляет проект», – говорит Нариман Ахметжанов.

Второй не менее важный вопрос – это кадры. А вот с ними как раз может возникнуть проблема. Сегодня в проекте участвуют специалисты из Москвы и Одессы, которые уже занялись обучением местных кандидатов.

«С кадрами в области нефтехимии проблема большая, и пока не вижу ее решения. Причем она актуальна для всего Казахстана.  Проблема и по обучающим предприятиям.  Местный колледж будет нам предоставлять студентов для их подготовки непосредственно на предприятии. Так что за хороших студентов придется бороться, так как спрос на них большой. Пока же у нас будут работать специалисты из Азербайджана, России, Украины. Проектирование тоже ведут специалисты из Баку, Киева и Павлодара. Мы девять месяцев искали проектантов, потратили уйму времени и денег», – делится директор предприятия.

Несмотря на то, что многие эксперты говорят об окончании эры мини-НПЗ, у разработчиков данного проекта свой взгляд на развитие ситуации: эти предприятия нацелены на внедрение вторичных процессов, которые повысят глубину переработки нефти и качество топлива. Это и дает шанс удержать за собой определенную нишу деятельности и конкурировать на рынке.

Марина Попова, Павлодар

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: