Модернизация алматинской ТЭЦ-2 наряду с выбросами сократит и ее персонал

1001

"Алматинским электрическим станциям" придется разработать план коллективного увольнения с компенсацией и мерами поддержки увольняемых работников

Модернизация алматинской ТЭЦ-2 наряду с выбросами сократит и ее персонал

Модернизация алматинской ТЭЦ-2 с переводом на газ к 2026 году потребует увольнения существенной части персонала этого предприятия "Алматинских электрических станций", входящих в "Самрук-Энерго".

Об этом говорится в нетехническом резюме проекта, размещенном на сайте Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) наряду с другими проектными документами. ЕБРР планирует профинансировать его через кредит в объеме до 126 млрд тенге из заложенных в проектный бюджет 324 млрд тенге. К софинансированию может подключиться Азиатский банк развития (АБР), следует из документации международного финансового института. Кроме того, возможность финансирования проекта рассматривает Банк развития Казахстана (БРК).

"Модернизация ТЭЦ-2 может потребовать увольнения значительного количества работников. Национальное законодательство регулирует процесс коллективного увольнения и предоставляет работникам определенные гарантии защиты их прав при сокращении, такие как предварительное уведомление, денежная компенсация, перевод на другую работу и т. д. В настоящее время на ТЭЦ-2 работает 665 человек", – отмечается в документации, опубликованной на сайте ЕБРР.

В прошлогоднем ТЭО проекта, подготовленном институтом "КазНИПИЭнергопром", говорилось, что после модернизации ТЭЦ-2 общая численность ее персонала составит 267 человек. Ранее в "АлЭС" уже сокращали 70 человек на газифицированной ТЭЦ-1, они были переведены на другую работу внутри компании.

"Модернизация ТЭЦ-2, скорее всего, вызовет необходимость сокращения большего количества персонала; на момент составления отчета не было информации о масштабах планируемых увольнений. Предполагается, что перевод персонала на другие рабочие места после реализации проекта не покроет всего запланированного сокращения штата. Учитывая предыдущий опыт АО "АлЭС" по коллективному увольнению, ожидается, что компания будет стремиться сохранить своих работников и предоставить им все возможности для альтернативного трудоустройства. Тем не менее масштаб данного проекта, вероятно, приведет к сокращению более 30 работников, что, согласно ТР2 (требования к реализации. – Прим.) ЕБРР, требует разработки плана коллективного увольнения", – указывается в нетехническом проектном резюме.

"АлЭС" нужно будет разработать план коллективного увольнения, где будут четко прописаны права работников на компенсацию и меры поддержки, причем план должен быть доведен до заинтересованных сторон до его утверждения, говорится в отчете.

Напомним, ранее казахстанские энергетики заявляли, что в отрасли возник дефицит кадров из-за низких зарплат и их оттока в смежные сектора экономики и в РФ. Недавно прошло сообщение, что зарплаты тепловиков и электриков, задействованных в электроэнергетических монополиях, будут повышены. Кроме того, судя по углублению украинского конфликта, исход энергетических специалистов в Россию может временно уменьшиться. Даже напротив, теоретически стоило бы ожидать притока кадров из РФ, где многие программы модернизации ТЭЦ и электростанций частью реализованы.  

В принципе, предстоящее сокращение персонала на алматинской ТЭЦ-2 несет в себе и позитивный аспект для потребителей, потому что в теории это должно несколько уменьшить давление вверх на тариф на отопление, так как зарплата производственного и административного персонала занимает существенное место в тарифной смете, утверждаемой по теплу. Кроме того, тариф на электричество у модернизированной теплоэлектростанции, наверняка, будет дорогим из-за высоких затрат на газ и обслуживание долга перед предполагаемыми кредиторами – ЕБРР, АБР, БРК, так что уменьшаемые расходы на персонал могут его несколько сдержать от сильного увеличения. К слову, в середине лета объем займов "Самрук-Энерго", куда входит "АлЭС", достигал 278 млрд тенге. Притом что в первом полугодии нацкомпания досрочно и частично погасила заем ЕБРР на 9,5 млрд тенге и раньше времени выплатила АБР 15,2 млрд тенге прежнего долга. 

Стоит отметить, что в нетехническом резюме тарифная сторона модернизации ТЭЦ-2 в Алматы вообще не раскрыта в деталях.

"Модернизация ТЭЦ-2 является инвестиционным проектом, требующим выделения финансовых средств для покрытия затрат на строительство новых мощностей. Ожидается, что выделение средств будет частично покрываться за счет повышения тарифов на электрическую и тепловую энергию для жителей города, при этом варианты такого повышения еще обсуждаются на республиканском уровне. Поскольку проект предусматривает значительное снижение воздействия на окружающую среду в городе и имеет большое значение для здоровья и безопасности горожан, на республиканском уровне обсуждается вариант распространения временного повышения тарифов на весь Казахстан, а не только на город Алматы", – поясняется в документе.

То есть вероятно, что модернизация алматинской ТЭЦ-2 и очищение воздуха в мегаполисе могут привести к повышению тарифа на электроэнергию для всех потребителей по стране: население, МСБ и крупные компании.

По информации эксперта Петра Своика, фактическое строительство новой газовой станции в Алматы наложит на всю выработку в стране примерно 3 тенге за 1 кВт*ч. Хотя такая регулярная плата может быть и несколько меньше в зависимости от сроков расплаты за долговое финансирование от ЕБРР и прочих банков при условии сохранения нынешней стоимости проекта.

Здесь можно предположить, что частично конечная стоимость модернизации алматинской ТЭЦ-2 может финансироваться из платы за электрическую мощность, которая входит в розничную цену на электричество. Как ранее писал Inbusiness.kz, тариф на мощность сейчас составляет 1,36 тенге на кВт*ч, что образует рынок мощности в объеме примерно 80 млрд тенге. Вскоре его предполагается увеличить до 100 млрд тенге.

Однако с учетом предстоящей программы "Тарифы в обмен на инвестиции", вероятно, можно ожидать, что в ней будет учтена и плата за модернизацию алматинской ТЭЦ-2. Напомним, недавно Inbusiness.kz сообщал со ссылкой на бывшего вице-министра энергетики Бакытжана Джаксалиева, ранее консультировавшего "Самрук-Энерго", что сейчас обсуждается внедрение единого закупщика электроэнергии в энергосистеме. Эту информацию подтвердил и недавно вернувшийся на прежний пост главы энергонадзора в минэнерго Сунгат Есимханов, ранее возглавлявший электроэнергетическую нацкомпанию.

По информации Джаксалиева, может сложиться так, что единый закупщик в ближайшем будущем станет стимулирующим механизмом для инвестиций в новые электроэнергетические активы и гарантом возвратности займов международных и казахстанских финансовых институтов через договоры о покупке электроэнергии. Так что не исключаем, что именно это нерыночное образование будет "размазывать" предстоящие затраты на модернизацию алматинской ТЭЦ-2 по всей стране.