Озвученное в ряде российских изданий предположение о том, что купить калужский завод Volkswagen Group Rus может казахстанское АО "Азия Авто", вызвало большой общественный интерес, передает корреспондент inbusiness.kz.
Несмотря на то, что у ныне печально известного предприятия из Казахстана есть лицензия автомобилей на выпуск Volkswagen, такая сделка представлялась крайне сомнительной. Правда, вскоре сама информация о продаже калужского предприятия была дезавуирована другим российским изданием, что никаких решений о продаже калужского предприятия пока не принято.
Иных уж нет, а те далече
По данным "Коммерсанта", Volkswagen Group Rus не имеет возможности продолжать работу из-за санкций Минфина США.
"Сотрудники Volkswagen Group Rus находятся в простое. Мы постоянно следим за текущими событиями и рассматриваем различные будущие сценарии, однако никаких решений не принято", – рассказали изданию в пресс-службе компании.
В марте Volkswagen предложил своим сотрудникам в Нижнем Новгороде добровольно уволиться, получив до шести окладов. Это первая известная программа добровольного ухода с начала кризиса. Речь идет о двухстах работниках контрактной сборки Volkswagen / Skoda на базе группы ГАЗ. Площадка находится в простое с марта и выпуск вряд ли возобновится из-за санкций США в отношении ГАЗа.
Между тем продажа российских активов пока не озвучивается. Но нам стало интересно, а может ли АО "Азия Авто" действительно купить калужский Volkswagen? Ведь именно казахстанское предприятие назвали потенциальным покупателем Volkswagen Group Rus, с приблизительной стоимостью в 450-600 млн евро?
Что происходит с активами "БИПЕК АВТО-Азия Авто"
Напомним, судьба крупнейшего автомобильного холдинга Казахстана "БИПЕК АВТО-Азия Авто", куда входило и автосборочное предприятие Усть-Каменогорска "Азия-Авто", крайне драматична.
Завод развалился после того, как в 2020 году министерство индустрии и инновационного развития РК в судебном порядке расторгло соглашение с АО "Азия Авто" о предоставлении преференций, а позже потребовало вернуть государству 174 млрд тенге. Тогда руководство холдинга заявило, что дальше продолжать работу невозможно, назвало происходящее рейдерским захватом, конвейер был остановлен, а 5 тыс. работников холдинга остались без работы. Многим из них удалось трудоустроиться на других предприятиях.
В августе прошлого года главный акционер и глава холдинга Анатолий Балушкин в Казахстане был объявлен в розыск, суд заочно санкционировал его арест по обвинению в мошенничестве. Сейчас его местонахождение неизвестно, а восемь топ-менеджеров и руководителей предприятий, входящих в холдинг, оказались за решеткой в СИЗО и недавно им продлили арест еще на два месяца. Директор строящегося в Усть-Каменогорске завода "Азия Авто-Казахстан" Антон Ненахов в прошлом году был найден повешенным – после допроса в полиции, как утверждали СМИ.
В июле текущего года Генеральная прокуратура РК сообщила, что по делу в отношении Анатолия Балушкина в суд направлено ходатайство о досудебной конфискации 77 единиц недвижимого имущества, включая базы отдыха "Рахмановские Ключи", "Нуртау" и "Порт Фортуна", и 1 тыс. единиц движимого имущества. От некогда процветающей компании осталось только имя.
"В результате рейдерской атаки работа всех казахстанских подразделений группы компаний "БИПЭК АВТО-Азия Авто" остановлены весной 2021 года. Сотрудники сокращены. Серверы, телефоны, сайты соцсети компании не функционируют", - отмечает неизвестный администратор официальной страницы холдинга @bipekofficial в Instagram, которая, по его словам, стала основным источником новостей о компании.
Новости последних месяцев на этой странице касаются, в основном, поддержки заключенных в СИЗО топ-менеджеров. Телефоны администратора не указаны. Поэтому корреспондент inbusiness.kz написал администратору сообщение через директ с просьбой прокомментировать возможность покупки АО "Азия Авто" завода Volkswagen в Калуге. Ответа пока не получили. Ничем не смогли помочь в пресс-службе министерства индустрии и инфраструктурного развития РК.
"Это сфера бизнеса. У нас нет информации ни о возможности такой сделки, ни о дальнейшей судьбе "Азия-Авто". Попробуйте направить официальный запрос на имя министра", – предложили в пресс-службе МИИР.
Могли перепутать?
Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана КазАвтоПром отказался комментировать новость из "Ведомостей", объяснив это тем, что "Азия Авто" не является их членом.
Известный журналист из Усть-Каменогорска Денис Данилевский, который в течение последних лет неотрывно следит за судьбой "БИПЕК-АВТО-Азия Авто" и держит связь с родственниками арестованных топ-менеджеров, считает: "Было бы хорошо, если бы первенец казахстанского автопрома "Азия-Авто" продолжил свою работу уже на территории России и занимался тем же, что и раньше – сборкой автомобилей".
"Не совсем понятно, как это может произойти в реальности. В данный момент "Азия-Авто" существует юридически, но у предприятия нет имущества. Все находится в залоге у Jusan bank и по решению суда должно быть распродано на торгах. Счета заблокированы. Сам автосборочный завод бездействует уже полтора года. Торги по продаже великолепных заводских корпусов были назначены на начало мая, общая стоимость всего имущественного комплекса, включая землю и подъездные пути, оценена в 5,3 млрд. тенге, можно сказать, за бесценок. Но торги отменили", – напомнил Денис Данилевский.
По его мнению, российские авторы статьи в "Ведомостях" могли просто перепутать названия компаний – АО "Азия Авто" и ООО "Азия Авто Усть-Каменогорск", которое находится на территории России, но имеет казахстанское содержание.
"ООО "Азия Авто Усть-Каменогорск" – это филиально-сервисная сеть в России, по большей части, в Сибири и на Урале. Именно под будущие автомобили модельного ряда "Лада", выпуск которых планировался на новом заводе, и были приобретены торговые центры "Лада" в крупнейших городах этой части России. Самым лучшим потенциальным покупателем могло бы стать как раз российское подразделение, оно свободно от каких-либо обременений. Правда, лицензия на сборку автомобилей Volksvagen и Skoda, которую начали собирать на заводе еще в начале 2000-ых как первую иномарку, есть только у "Азия Авто". Но, если продавать завод в Калуге именно "Азия-Авто", то риски велики, учитывая, что сделали в Казахстане с этим предприятием и в целом, с холдингом "БИПЕК-АВТО-Азия-Авто", – считает журналист.
Но власти Казахстана могут разрешить "Азия-Авто" совершить сделку, если российский завод Volkswagen все же на нее решится, дать гарантию "не трогать" предприятие, размышляет Денис Данилевский.
"Ведь президент Токаев сам говорит, что нужно создать все условия для релокации крупных международных компаний, вынужденных уйти из России из-за санкций, на территории Казахстана, чтобы компании сохранили возможность работы на рынке ЕАЭС. России нужно сохранить производство и рабочие места, обеспеченной части россиян нужны качественные иномарки. Концерну не хочется терять рынок России и Евразийского союза. Так что вопрос вполне может решиться положительно", – говорит он.
А какова судьба лицензии "Азия Авто" на выпуск автомашин Volkswagen? Не собираются ли ее продать за долги другому автосборочному предприятию?
В Ассоциации казахстанского автобизнеса на этот вопрос inbusiness.kz ответили, что обязательно бы знали о такой сделке, если бы она была совершена, но такой информации у них нет.
Ольга Ушакова