Могут ли Алматы объявить зоной экологического бедствия?

6131

На какие меры готовы пойти городские власти, чтобы развеять черный алматинский смог.

Могут ли Алматы объявить зоной экологического бедствия?

Вопрос, что делать с алматинским смогом, в очередной раз вызвал бурю дискуссий в Доме дружбы, где проходило IV заседание комитета устойчивого развития. Как оказалось, монополисты, чиновники, экологи и активисты имеют разные точки зрения по вопросу экологии в городе.

Госорганы: про план из трех пунктов

Люди не могут жить так, чтобы не загрязнять окружающую среду. При этом хотят свободно дышать чистым воздухом. С какой стороны ни рассматривай вопрос опасно грязного алматинского воздуха, всегда найдутся ущемленные. И никто не хочет поступаться своими интересами.

Между тем городские власти определили, что источников загрязнения воздуха три: угольная теплоэлектроцентраль (ТЭЦ-2), три тысячи частных домов (которые продолжают топить углем и дровами) и автомобили (которые заправляются не самым качественным топливом). По всем трем направлениям придуманы меры, способные, как считают в акимате, чуть ли не кардинально поменять ситуацию.

Итак, по словам первого замакима Ерлана Кожагапанова, в отношении ТЭЦ-2 готово технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта по модернизации предприятия. В апреле планируются общественные слушания для детального анализа и утверждения одного из четырех вариантов ТЭО, каждый из которых минимизирует выбросы в атмосферу.

Что касается автотранспорта, то со следующего года весь общественный транспорт будет переводиться на экологические виды топлива – газ и электричество. Кроме этого, инициированы поправки в Закон "Об особом статусе Алматы" усиливающие ответственность за загрязнение воздуха мобильными передвижными средствами. Рассматриваются и такие меры, как ограничение въезда транспорта в город по четным и нечетным числам или в "золотой квадрат", а также более тщательный контроль за качеством топлива.

Частный сектор, который продолжает топить углем, планируют полностью переводить на газ. Для этого поставщиков просят предоставить рассрочку, а банки – дать беспроцентные кредиты.

"Более 300 домов социально уязвимых слоев населения удалось подключить к газу на безвозмездной основе", – добавил Кожагапанов.

По его словам, чтобы стимулировать остальных владельцев частных домов перейти на более экологически чистое топливо, будут увеличены штрафы за загрязнение окружающей среды.

Активисты: про уплотнительную застройку

Самый острый интерес вызвала проблема уплотнительной застройки.

"Я бы хотела заострить внимание на проблеме, о которой здесь еще не говорили, – начала свое выступление гражданская активистка Ажар Джандосова. – Это уплотняющая застройка города, которая очень существенно влияет на экологию города. В соцсети Facebook я опубликовала обращение к бизнесменам, к тем застройщикам, которые, пользуясь экономической ситуацией, усиленно застраивают город. Сейчас все пустыри застраиваются многоэтажными зданиями, активно застраивается предгорье, и я считаю, что это существенный фактор, который сильно влияет на загрязнение города".

Активисты уверены: плотная застройка нарушает конституционные права жителей города на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду.

"Город становится газовой камерой, – сказала художница и экоактивистка Салтанат Ташимова. – Раньше выше 15 метров нельзя было строить, а теперь строят очень высокие здания, которые полностью перекрывают горные ветры". По ее мнению, нужно запретить строительство в предгорьях и вырубку деревьев. Но вместо этого правоохранительные органы помогают бизнесменам оформить документы задним числом, начисляя какие-то мизерные штрафы.

"В дальнейшем нельзя будет снести эти незаконно построенные здания, потому что в них много средств заложено. Я хочу спросить у городской власти, почему они стоят на стороне бизнеса, а не простых жителей?" – задала вопрос Ташимова.

Замакима Мухит Азирбаев в ответ сказал, что вся земля находится в частных руках, и, чтобы запретить построить на пустыре высотный дом, надо у бизнесменов сначала выкупить эту землю. К тому же город растет, очень много людей нуждаются в жилплощади, а где еще строить, если не на пустырях?

У активистов на этот счет другое мнение. Государственно-частная коррупция должна стать государственно-частным партнерством. Тогда можно будет на пустырях разбивать парки, а на территории частного сектора строить новые микрорайоны со всей инфраструктурой. Сейчас же коррумпированные элиты превращают город в непригодное место для жизни, при этом еще и увеличивают нагрузку на инженерные сети и инфраструктуру, что рано или поздно приведет к катастрофе. По мнению активистов, Алматы уже можно объявить зоной экологического бедствия.

Экологи: про парки и парниковый эффект

Как рассказал на заседании президент экологического союза ассоциаций и предприятий Казахстана "Табиғат" Мэлс Елеусизов, экологическая емкость Алматы, рассчитанная еще в советское время, всего 700 тысяч жителей. То есть 700 тысяч жителей – это предел для города. Но Алматы расширяется, и сейчас здесь находится почти три миллиона человек.

"Мы опустошили села и перенаселили города. Город расширяется без каких-либо разумных подходов, и это можно назвать геноцидом", – сказал Елеусизов.

По мнению известного эколога, давно пора остановиться. Городу нужны парки, а не новые дома и новые жители.

"Еще одну вещь городские власти не учитывают – это сейсмоактивность. Если случится землетрясение, здесь будет братская могила", – уверен эколог.

По его мнению, ситуацию не спасет и перевод ТЭЦ-2 на газ, о чем сейчас все говорят как о панацее.

"Газ просто не дает сажу, но также вредит природе, – утверждает Елеусизов. – Это углекислый газ, который создает парниковый эффект".

Эколог затронул и проблему растущего автопарка. Кроме автомобильного выхлопа, который, безусловно, наносит урон природе и здоровью людей, токсичные вещества попадают в окружающую среду еще и в результате износа автомобильных шин. Шинная пыль, в которую в процессе эксплуатации превращаются автопокрышки, несет угрозу онкологических заболеваний.

Монополисты: про повышение тарифов

На заседании выступил и представитель "Самрук-Энерго" Тютебаев Серик. Как рассказал Тютебаев, любое решение, которое убирает дешевый уголь, приводит к существенному повышению тарифов.

"Мы несколько раз рассматривали проекты по переводу ТЭЦ на газ, и каждый раз выяснялось, что тарифы в городе Алматы должны вырасти так, что никто их не сможет поднять, а бюджет отказывался финансировать. По крайней мере тарифы на тепло должны подняться как минимум в два раза", – сказал Тютебаев.

Сейчас руководство "Самрук-Энерго" рассматривает варианты, которые позволят минимизировать вредные выбросы от ТЭЦ-2 до европейского уровня.

Катерина Клеменкова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться