Начнем с новости из Великобритании. Там в парламенте очень часто стали звучать слова "Казахстан" и "санкции". Чаще всего это делается с подачи члена парламента Маргарет Ходж. В начале февраля она потребовала ввести санкции против казахстанских олигархов, которые, по ее мнению, разбогатели на "украденных у народа" деньгах, отмывая их за рубежом. Это предложение сами казахстанцы восприняли в целом позитивно. Если все действительно так, как говорит Ходж, то да, все справедливо.
Казахстан пока ограничивается призывами к миру и диалогу, не высказывая свое отношение к той или иной стороне конфликта. Токаев неоднократно предлагал площадку для переговоров. Недавно позицию государства прояснил заместитель министра обороны Султан Камалетдинов.
"Конфликт России и Украины к Казахстану никакого отношения не имеет. Мы не поддерживаем ни ту, ни другую сторону. В этом плане никаких вопросов быть не может".
Кстати, Камалетдинова также спрашивали о готовности армии к сценарию, подобному событиям в Украине. И здесь еще одна его цитата:
"Конечно, этот вопрос всех беспокоит. Мы надеемся, что Вооруженные силы, как заверил вчера на совещании наш министр, готовы к выполнению поставленных задач. Гарантию мы, конечно, даем, это однозначно. Для того и Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования содержатся государством, потому что наша задача – обеспечить суверенитет и территориальную целостность".
Сразу же после начала конфликта в Украине СМИ стали часто говорить про ОДКБ. Но здесь нужно опираться на устав организации. А он говорит, что войска можно использовать только для защиты той страны, которая входит в ОДКБ. А так как Украина не является членом организации, то и оснований для ввода войск нет.
Правда, есть один важный нюанс. О нем упомянул спикер сената Маулен Ашимбаев. Вот его слова:
"В соответствии с уставом Организации Договора о коллективной безопасности миротворческие силы стран ОДКБ, войска стран ОДКБ могут применяться только на территории стран-участниц. Зона конфликта не входит в территорию стран-участниц. Поэтому мы не имеем права в соответствии с этими договорами, в соответствии с ратифицированными соглашениями направлять миротворцев в рамках ОДКБ в зону конфликта. Но если какая-то ситуация возникает и на уровне ООН принимается решение в рамках мандата ООН, Казахстан может направлять миротворцев в любую точку мира, если на это будет решение".
Вот тут все намного интереснее. В Генеральной ассамблее ООН свою позицию высказывали уже не раз. Там обвиняют Россию в агрессии. Была даже принята резолюция о выводе российских войск из Украины. Интересно здесь и то, как голосовали страны. За вывод войск проголосовало 141 государство. Против – пять. Это сама Россия, Беларусь, Сирия, КНДР и Эритрея. Воздержались от голосования пять стран, включая Казахстан. Украина уже не раз просила ООН вмешаться и отправить в страну миротворческие войска. Что случится, если в ООН ответят согласием? Тогда казахстанские голубые каски могут действительно появиться в Украине.
Казахстан активно сотрудничает с ООН. До этого наши военные участвовали в миротворческих операциях в Ираке, Западной Сахаре, Кот-д'Ивуаре и Ливане. Это направление считается важным в нашей внешней политике, да и в ООН наших военных ценят. Кроме того, в ноябре прошлого года Токаев поручил расширить участие Вооруженных сил в миротворческих операциях ООН. Здесь мы не пытаемся нагнать жути – пока участие Казахстана в военных действиях в Украине очень маловерятный сценарий. Если бы не одно "но".
Владимир Путин внес в Госдуму поправки к соглашению о миротворческой деятельности ОДКБ о введении понятия "координирующее государство". Звучит пока максимально непонятно, но вот цитата из пояснительной записки к законопроекту:
"Протоколом вводится понятие "координирующее государство" и предусматривается, что под его эгидой создаются коллективные миротворческие силы Организации Договора о коллективной безопасности для применения в операции ООН по поддержанию мира".
Что это значит? Ведь и без этого Казахстан и так теоретически может участвовать в миротворческих операциях? Да, но не все так просто. Если раньше это было личным делом каждой страны, то теперь речь идет об ОДКБ. И принятие решений во многом будет зависеть от того самого "координирующего государства". Какая именно страна займет этот пост, будет определяться Советом коллективной безопасности. Очевидно, что главный кандидат – Россия.
В целом это тревожный сигнал для Казахстана. Потому что со стороны этот протокол выглядит как механизм, позволяющий втянуть нас в конфликт. Но давайте будем объективными. Во-первых, для того чтобы ввести войска ОДКБ в Украину или любую другую страну, "координирующему государству" нужно согласовать это решение с ООН, обсудить условия участия миротворцев в операции, их численность и так далее. То есть в теории отправить военных из ОДКБ без разрешения ООН в другую страну нельзя.
Во-вторых, этот протокол был принят не сегодня и не вчера. То есть говорить о том, что на фоне боевых действий в Украине Россия пытается срочно найти лазейки для того, чтобы привлечь военных из соседних стран на свою сторону, пока не приходится. Нет, может, и пытается, но не срочно.
Дело в том, что сам протокол был подписан еще 16 сентября прошлого года в Душанбе. Конечно, есть версия о том, что уже тогда планы по военной операции у России уже были. Но это мы вряд ли когда-нибудь узнаем. То, что происходит сейчас, – это ратификация, то есть придание юридической силы этому решению. И делается это каждой страной отдельно, не только Россией.
Надеемся, что эту позицию Казахстану удастся отстоять и что к ней с пониманием отнесутся другие государства. Мы уже видим, что происходит с Беларусью – в Европейском союзе ее назвали страной-соучастником и ввели прямые санкции. Но, конечно, здесь есть большая разница. Лидер Беларуси Александр Лукашенко никогда сильно и не старался придерживаться нейтралитета, подобно Казахстану.
Сможем ли мы сохранить со всеми хорошие отношения на этот раз? Поможет ли это увернуться от рикошетов санкционной войны между Россией и Западом? Пока будущее очень сложно прогнозировать. При этом очевидно, что Казахстану сейчас не до политических интриг – разобраться бы со своими внутренними проблемами.
Майра Медеубаева