Напомним, что в сентябре этого года в стране разгорелся нешуточный скандал с учебниками по русскому языку для пятого и седьмого классов Зинаиды Сабитовой: родители школьников с изумлением узнали, что их чадам предлагают составить визитную карточку баурсака и разъясняют, что такое ГМО и ДНК. Но больше всего возмущения вызвало появление в них лингвистических сказок Людмилы Петрушевской "Пуськи бятые", героем которых является Калуша со своими калушатами.
Как объяснил заместитель директора республиканского научно-практического центра "Учебник" Адильхан Дуйсебек в ходе онлайн-конференции на портале Bnews, Калуша с калушатами в учебниках взялась потому, что детей ныне пытаются заставить не заучивать, а понимать пройденный материал. Иными словами, на примере сказок с "новоязом" они лучше усваивают словообразование в великом и могучем русском языке. Оспаривать это мнение можно и нужно – сам замдиректора структуры, ответственной за выпуск "Пусек" в учебном пособии, признал, что эти учебники "наверное, неидеальны".
Но при этом Адильхан Дуйсебек заметил, что у возмущенной общественности была возможность бить во все колокола по поводу Калуши еще до появления ее в одобренных экспертами учебниках. По его словам, проекты всех учебных пособий давно вывешиваются на сайте центра.
"Уже два года, как мы ввели систему общественной экспертизы, создали при своем портале сайт общественной оценки, любой человек может открыть на нашем сайте перечень учебников, находящихся на экспертизе", – утверждает представитель центра.
"Те же учебники второго, пятого, седьмого классов находились в системе этой общественной оценки девять месяцев, поступило пять тысяч замечаний, но удивительным образом ни одного замечания по обсуждаемым теперь вопросам не было", – заметил он.
Ну а поскольку не было замечаний, предметная комиссия МОН рекомендовала учебники к изданию. После чего вопросы и появились. Во избежание подобной ситуации с новой порцией учебников русского языка для других классов научно-практический центр рекомендует родителям принимать участие в их оценке на стадии разработки – через тот самый сайт.
"Я призываю всех родителей, всех пользователей социальных сетей, которые интересуются вопросом: в данное время, сейчас, на нашем сайте находятся учебники для третьего, шестого и восьмого классов", – сказал Адильхан Дуйсебек.
"Любой пользователь может открыть проекты учебников, размещенных издательствами, и оставить там свой комментарий. Именно сейчас, когда эти учебники разрабатываются, дорабатываются, надо вносить предложения. А когда учебник утвержден, уже поздно: издан приказ, идет госзакуп, местные исполнительные органы их закупают. То есть они уже в сентябре поступили в школы, а мы тут высказываем свое резкое мнение против. Мнения надо высказывать вовремя, когда идет обсуждение, разработка", – заметил он.
Помимо этого, центр "Учебник" хочет в этом году провести встречи с родительским составом в регионах и с учителями, чтобы презентовать проекты разрабатываемых учебников. Также в этом году уже с учетом высказанных замечаний родителей и общественности министерство образования и науки приняло решение ввести апробацию тех же учебников для шестого и восьмого классов.
"До этого мы апробацию для учебников средней школы не проводили, проводили ее только для учебников для начальной школы, – поясняет замдиректора НПЦ. – В этом году данная процедура начинается, то есть издательство будет привозить учебники в школы, и учителя и учащиеся будут смотреть их, оценивать, те же свои замечания делать. И родители в этом процессе могут участвовать, это делается для большего учета мнений".
Ну и, наконец, еще одно возможное препятствие на пути "бутявок" – это то, что предметная комиссия министерства образования и науки, которая ранее рассматривала проекты учебников только после прохождения ими первичной и научной экспертиз, теперь будет рассматривать учебники дважды: первый раз – перед этими комиссиями, второй – после них.
"В конце ноября планируем проведение предметной комиссии по рассмотрению промежуточных итогов разработки, апробации и общественной оценки трех новых учебников для третьего, шестого и восьмо классов, – сказал Адильхан Дуйсебек.
"Думаю, в ее работе будут учтены и те замечания, которые поступят на портал общественной оценки", – добавил он.
Ну а что делать с уже изданными учебниками и с "бутявками" внутри них? Представитель НПЦ "Учебник" заметил, что коль скоро вопросы возникают лишь к шести из почти 1200 заданий в них, учителя вполне могут обойти эти задания, заменив их своими, если "бутявки" им претят, разумеется.
"Учителя могут эту же проблему решить – объяснить те же какие-то непонятные темы, может быть, даже обойти ту тематику, которая вызывает вопросы. Если прямо всем эта тема не нравится, можно обойти эту тему, заменив ее другой", – считает Адильбек Дуйсебек.
Игорь Воротной