При этом председатель комитета науки министерства образования и науки Болатбек Абдрасилов признает, что государство не должно совсем самоустраняться от бюджетной подпитки научных изысканий, и все же превалирующую роль в формировании благосостояния казахстанской науки должен играть частный бизнес, убежден он. А привлечь частника ученые могут только в том случае, если он увидит в их изобретениях реальную выгоду для своего производства.
"Зарплата ученого зависит от его проектов", – заявил Болатбек Абдрасилов на пресс-конференции в службе центральных коммуникаций 24 октября.
"Если он действительно ведет хорошие исследования, современные исследования, и выигрывает проектное финансирование или дополнительно участвует в других исследованиях, конечно, его зарплата будет выше. То есть все зависит от квалификации ученых", – добавил он.
При этом, по его утверждению, в Казахстане есть конкретные примеры того, как теоретические изыскания и пилотные наработки ученых стали приносить реальную прибыль и им, и производству, взявшему их на вооружение. Речь идет о реализации в Восточном Казахстане проекта по созданию новых металлургических сплавов, которые потенциально могут широко использоваться в протезной медицине.
"Очень крупный проект, который бизнес софинансирует примерно в таком же масштабе, как и государство. Естественно, работающие в этих проектах получают очень хорошие зарплаты", – заявил председатель комитета науки. Одновременно он признал, что средняя заработная плата казахстанского ученого, которая, по сведениям МОН, колеблется сейчас от 160 до 180 тысяч тенге, едва ли является "магнитом" для одаренной молодежи. Болатбек Абдрасилов напомнил, что в настоящее время в Казахстане на финансирование науки выделяется сумма в объеме 0,14% от ВВП, в то время как во всем мире в среднем на эти цели идет один процент от ВВП той или иной страны.
"Для сравнения: те страны, которые добились серьезных достижений в инновации, в науке, например Израиль выделяет четыре процента от ВВП, Южная Корея – 3,5 процента, – заметил он. – Одна китайская компания Alibaba выделила на следующие три года пять миллиардов долларов – это 1,5 триллиона тенге. У нас на науку выделяется порядка 35-36 миллиардов тенге в год".
И напомнил, что в начале сентября в Астане проходил саммит Организации исламского сотрудничества по науке и технологиям. Где все участники, включая Казахстан, взяли на себя обязательства выделять на развитие науки примерно 0,3% от ВВП.
"Где-то примерно в течение трех-пяти лет такого показателя мы должны достигнуть", – спрогнозировал Болатбек Абдрасилов. Достигать этого уровня финансирования науки Астана намерена опять-таки с помощью внебюджетных источников. По словам главы комитета науки, на базе международного финансового центра "Астана" предполагается создать венчурный фонд раннего финансирования. Это предусматривается проектом "Стимулирование продуктивных инноваций", который реализуется в рамках соглашения о займе между Казахстаном и Международным банком реконструкции и развития. Общий бюджет этого проекта составляет 110 миллионов долларов, сам проект реализовывается с 2016 года и завершится в 2020 году, одно из его направлений – создание упомянутого венчурного фонда запланировано на следующий, 2018 год.
"Фонд будет создан в целях предоставления инвестиций для технологических стартапов и стартапов с высокой добавленной стоимостью", – уточнил Болатбек Абдрасилов. Пояснив, что сам фонд является пилотным, и его создание преследует цель продемонстрировать "коммерческую жизнеспособность таких институтов раннего финансирования" в Казахстане.
"В настоящее время для реализации данного компонента был привлечен международный консультант из Израиля, который разрабатывает программу поддержки существующих офисов коммерциализации технологий в университетах Казахстана и открытия офисов за рубежом. Он подготовит несколько моделей, из которых в МФЦА выберут наиболее жизнеспособную", – сообщил глава комитета МОН. При этом потенциальные клиенты совместной с МБРР программы, в рамках которой откроется фонд при МФЦА, уже имеются: в 2016-2017 годах в стране были проведены два раунда грантовой программы, в результате которых отобраны к финансированию 43 подпроекта.
А в сентябре этого года в рамках проекта "Стимулирование продуктивных инноваций" стартовал конкурс на грантовое финансирование для консорциумов производственного сектора. Целью программы является обеспечение сотрудничества и создание консорциумов между научными организациями и предприятиями производственного сектора для внедрения технологий, решающих системные задачи отрасли. Размер каждого гранта здесь будет составлять 650 миллионов тенге, со сроком реализации в три года.
"На гранты консорциумам производственного сектора предусмотрено четыре миллиарда тенге, прием заявок завершен 20 октября текущего года, всего подано 45 заявок, из них 17 заявок на создание научных центров сотрудничества и 28 – на технологические консорциумы, – проинформировал Болатбек Абдрасилов. – В следующем году в рамках проекта планируется запуск грантовой программы на развитие социальных и инклюзивных инноваций в Казахстане".
При этом совместный с МБРР проект позволяет финансировать и фундаментальные, а не только прикладные исследования. По словам участвовавшего в этой же пресс-конференции старшего менеджера группы по управлению проектом Бауыржана Ерешева, в 2018 году благодаря данной программе в Казахстане появится инновационная обсерватория.
"Сейчас мы создаем структуру обсерватории, а с 2018 года обсерватория приобретет определенную форму, начнет внедрение с начала февраля 2018 года", – сказал он.
"До этого времени идет детальный процесс разработки самой инновационной обсерватории, чтобы она была действенным инструментом мониторинга и объединения всех инновационных структур республики", – добавил он.
Игорь Воротной