Всего проверка проведена в 704 школах и колледжах, передает корреспондент inbusiness.kz.
"Во всех организациях образования допускаются нарушения государственного стандарта, квалификационных требований и типовых правил деятельности. Это касается качественного состава педагогов в части их образования, аттестации или повышения квалификации. Большинство – в Туркестанской, Алматинской, Мангистауской, Акмолинской, Карагандинской областях. В 9 регионах зафиксировано недостаточное оснащение учебными кабинетами, отсутствие спортзалов, учебно-лабораторного оборудования, шкафов для индивидуального использования. В том числе в Туркестанской, Мангистауской, Алматинской, Актюбинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской областях и Шымкенте", – такие данные были озвучены в ходе расширенного заседания МОН.
Сообщается, что такие же проблемы имеются и в колледжах, включая условия для проживания, отсутствие библиотечного фонда. В результате отозваны лицензии по 2000 специальностям и квалификациям ТиПО у 346 колледжей. Это те колледжи, которые не соответствовали квалификационным требованиям, отметили в ведомстве.
По всем позициям наихудшие показатели в Туркестанской, Алматинской, Мангистауской областях.
Также отмечено, что продолжают нарушать законодательство и в высших учебных заведениях. Используются устаревшие НПА, неактуальная литература. А некоторые программы и вовсе не согласуются с работодателями. Это касается и приема обучающихся, их обучения и успеваемости, формирования кадрового состава преподавателей. Всего в 2021 году проведено 57 внеплановых проверок, 15 вузов закрыты, 61 прошли профилизацию и отозвали 500 лицензий. 10 вузов не имели аккредитацию.
В ходе заседания МОН были озвучены и другие проблемы. В частности, это нехватка учителей, отмечено, что некоторые работают не по своей специальности. Поднимался вопрос необходимости улучшения материально-технической базы в 5000 школах. Также вопрос нехватки внешкольных организаций, бесплатных школьных кружков в шаговой доступности от места проживания, спортивных секций. В колледжах – дефицит мастеров, низкий охват дуальным обучением (21%, это 60 483 чел.). Кроме того, говорилось о слабой материально-технической базе сельских колледжей, устаревших учебных хозяйствах.
Жанар Асылханова