ТОО "ТТТ-Сервис" после прохождения всех необходимых процедур станет первым конкурентом "КТЖ – Грузовые перевозки" на данном рынке. В настоящее время ТОО подало уведомление о согласовании предельной цены на оказание услуг перевозки железнодорожным транспортом. Об этом стало известно на общественных слушаниях в Комитете по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей 14 сентября.
На совещании представители компании сообщили, что в данное время оказывают услуги по предоставлению локомотивной тяги на субподряде "КТЖ – Грузовые перевозки". В 2017 году ТОО получило лицензию на перевозку грузов в сфере железнодорожного транспорта и доступ к магистральной железнодорожной сети (МЖС). В мае 2018-го "ТТТ-Сервис" подписал договор с "КТЖ" на оказание услуг МЖС.
Компания планирует оказывать услуги в пяти регионах страны на участках: Ганюшкино – Макат, Павлодарский нефтехимический завод – Астана, Сары-Агаш – Тараз, Шымкент – Ленгер, Мойнты – Достык, Текели – Матай, Текели – Сары-Озек.
Для обеспечения перевозок по данным маршрутам потребный парк локомотивной тяги составит 64 магистральных тепловоза, из которых собственный парк составляет шесть единиц, оставшиеся 58 являются арендованными. Затраты на производство предусмотрены на сумму 83 млрд тенге, из которых расходы на топливо составили 21 млрд тенге, рассчитанные с установленными нормами на тягу поездов.
ТОО вынесло на рассмотрение увеличение предельного уровня тарифов выше в четыре раза по сравнению с имеющимися тарифами "КТЖ – Грузовые перевозки". В случае согласования данных тарифов компания имеет право понизить их.
Как стало известно на совещании, в то же время грузоотправители по данным пяти участкам смогут также обратиться за оказанием услуг к "КТЖ-ГП", таким образом, будет альтернатива для бизнеса. По сообщениям компании, перевозчик будет оказывать комплекс услуг на весь участок дороги. Таким образом, грузоотправитель заключит договор с "ТТТ-Сервис", который окажет услуги по своему участку дороги и самостоятельно, без участия грузоотправителя заключит договор с "КТЖ-ГП" для прохождения состава по дальнейшему маршруту до станции назначения.
Перевозчик делает ставку на гарантированную скорость, в связи с тем, что имеются договорённости с "КТЖ" по предоставлению твёрдых ниток графика.
Также потенциальные клиенты интересовались вопросами, какую выгоду получат грузоотправители. В настоящее время локомотивы нередко простаивают на станциях, если на рынок выйдут частные перевозчики, будут ли они более гибкие, изменятся ли фактические требования по срокам доставки с учётом ускорения перевозки грузов, уточняли присутствующие на слушаниях.
Так, представитель топливно-транспортной компании Марлен Тлеуленов сообщил, что в связи с тем, что Атырауский нефтеперерабатывающий завод закончил модернизацию и длина переработки увеличилась на 70%, основное направление перевозки сместилось с экспорта на внутренний рынок.
По данным компании есть издержки со стороны "КТЖ" в части локомотивной тяги, вагоны стоят в ожидании, сроки доставки увеличились по сравнению с тем, что было раньше, когда половина грузов уходила на экспорт, половина – в Казахстан.
"Если вы придёте на рынок, есть ли гарантия того, что нивелируете данные моменты?" – задался вопросом предприниматель.
По словам и. о. директора "ТТТ-Сервис" Еркена Абельдинова, данные вопросы будут прописаны в договорах, в случае срыва сроков доставки предусмотрены штрафные санкции.
Исполнительный директор по интегрированному планированию АО "КТЖ – Грузовые перевозки" Сарсембек Джапаров интересовался вопросами ценообразования тарифов "ТТТ-Сервис". По его словам, цена тарифов "КТЖ" построена таким образом, что чем дальше, тем дешевле. С учётом сокращения маршрута его стоимость получается дороже.
Представитель "ТТТ-Сервис" Олжас Арыкбаев сообщил, что есть договоренности с МЖС о предоставлении твёрдых ниток графика. "В этой связи первоначально по тем маршрутам, которые у нас есть, мы будем гарантировать скорость. Что касается последующего движения, мы будем прописывать такие понятия, как скорость движения, дополнительные сервисы и время, которое будет занимать процедура приёма-передачи, стоимость перевозки с "КТЖ-ГП", которое будет оказывать услуги на дальнейших участках".
На примере одного вагона с нефтепродуктами из Павлодара до Алматы предварительная стоимость доставки грузов составила 417 тыс. тенге при применении предельного максимального тарифа, который вынесли на рассмотрение. Таким образом, тариф поднимется на 7%. В антимонопольном органе рассмотрят тарифы компании, поданные частным перевозчиком.
Компания предоставила номенклатуру грузов по участкам. Цветная руда составляет 27%, нефтепродукты – 20%, железная руда - 14%, уголь – 8,9%, химикаты и сода – 6,2%, черные металлы – 4,7%, зерно – 3,4%.
Напомним, в июле этого года на площадке Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" прошло совещание под руководством председателя правления "КТЖ" Каната Алпысбаева, где поднимался вопрос о доступе перевозчиков на МЖС. В результате заседания было решено, что необходимо запустить в пилотном проекте для отработки технологических моментов. Напомним, в настоящее время 29 перевозчиков получили лицензии на доступ к МЖС. Было решено дать разрешение на услуги локомотивной тяги трём компаниям, первой из которых стал "ТТТ-Сервис".
Майра Медеубаева